Казачки
Но самое интересное, что на снимке из 13 человек – десять девушек в мужской одежде.
Такого же рода фотография, только от 31 марта 1936 года, где в окружении мальчишек сняты 29 молодых казачек и тоже в мужских черкесках была опубликована мной в шелковской районной газете Чечено-Ингушской АССР 13 марта 1986 года. Это были участницы конного перехода терских казачек до столичной Махачкалы. Тогда левобережье Терека было в составе Дагестана. Мне довелось беседовать с участницей того похода-перехода Калининой Ниной Ивановной, которая называла своих подруг Атарову Лизу, Повелко Ольгу, Шуру Алпатову, Подоброву Нину… Женщин советская власть уравняла в правах с мужчинами. Вот тебе и мужскую одежду можно одеть и в седло казачье усесться! А когда отправились в поход, то казаки посмеивались, а старухи хмыкали и острили: «Отведайте, девчата, нелегкие версты в казачьем седле. Посмотрим, какими вы будете, когда возвернетесь.» 1-й конный переход из станицы Шелковской через город Кизляр и станицу Червленную до Махачкалы прошел успешно.
В июле 1986 года по моей инициативе и Владимира Фисюкова, тогдашнего секретаря РК ВЛКСМ, молодежь Шелковского района возродила конные походы. Среди парней были и две девушки Атаманюк Лена и Вероника Казак. Маршруты были проложены вдоль реки Терек от станицы Червленной до Кизляра, второй поход от Старогладковской до Моздока, третий – от станицы Бороздиновской до поселка имени Кочубея (бывший Черный Рынок).
Но вернемся к «героиням» первой фотографии. На обороте есть надпись: «На память Синченко Алексей. Снималась в 1938 года 17 апреля (зачеркнуто слово март). Ездили в город областной (вероятно Грозный) за знаменем. Синченко Александр».
Фотография ныне хранится в семье потомка терских казаков Мельникова Евгения Геннадьевича. Его мама Надежда Филипповна на фотографии крайняя слева в нижнем ряду.
Станица Петропавловская находилась у подножия Терского хребта, а неподалеку река Сунжа. Однако служили казаки в Кизляро-Гребенском полку.
К петропавловцам заезжали во время провозглашения Чеченской области Калинин М.И., Ворошилов К.Е. и Буденный С.М.. В выступлениях они призывали жить по-братски с чеченцами, даже родниться: выдавать замуж девчат… Куначество было довольно распространено среди жителей Кавказа. Горцы учили своих детей в станицах, казаки знали языки местных жителей.
Мне в прошлом уже ХХ веке довелось бывать в этой некогда богатой и на песенное хоровое пение станице, славившейся по всему Северному Кавказу. Гордились казаки и своими предками Георгиевскими кавалерами и Героями Великой Отечественной войны. Ныне потомки тех казаков разбросаны по всей России. Есть они и на Белогорье.
В городе Губкине Белгородской области в пяти детских садах воспитывают детей с использованием историко-культурных традиций казачества. Зрелищным бывает шествие на День города сотни детей одетых в красивую казачью форму. В каждой шеренге идет взрослый казак и казачка. Город молодой-горняцкий. Добывают тут железную руду. А вокруг местность называется с незапамятных времен – Казацкая степь!
Спрашиваю у воспитанников – «Кто такие казаки?»
Отвечают: «Воины, защитники Отечества».
«А казачки?» Девочки радостно восклицают: «Казачки – подружки казаков!!!»
Свидетельство о публикации №216041000943
Ирина Кантемирова 2 20.06.2018 15:45 Заявить о нарушении