Казачки

      Это фото, где запечатлены жители станицы Петропавловской бывшей Терской области в 1938 году, относится к тому периоду, когда советская власть «простила» казаков и даже разрешила служить в Красной армии, вновь надеть черкески  и повесить на пояс кинжалы.
      Но самое интересное, что на снимке из 13 человек – десять девушек в мужской одежде.
     Такого же рода фотография, только от 31 марта 1936 года, где в окружении мальчишек сняты 29 молодых  казачек и тоже в мужских черкесках была опубликована мной в шелковской районной газете Чечено-Ингушской АССР 13 марта 1986 года. Это были участницы конного перехода терских казачек до столичной Махачкалы. Тогда левобережье Терека было в составе Дагестана. Мне довелось беседовать с  участницей того похода-перехода Калининой Ниной Ивановной, которая называла своих подруг Атарову Лизу, Повелко Ольгу, Шуру Алпатову, Подоброву Нину… Женщин советская власть уравняла в правах с мужчинами. Вот тебе и мужскую одежду можно одеть и в седло казачье усесться! А когда отправились в поход, то казаки посмеивались, а старухи хмыкали и острили: «Отведайте, девчата, нелегкие версты в казачьем седле. Посмотрим, какими вы будете, когда возвернетесь.»  1-й конный переход из станицы Шелковской через город Кизляр и станицу Червленную до Махачкалы прошел успешно.
    В июле 1986 года по моей инициативе и Владимира Фисюкова, тогдашнего секретаря РК ВЛКСМ,  молодежь Шелковского района возродила конные походы. Среди парней были и две девушки Атаманюк Лена и Вероника Казак. Маршруты были проложены вдоль реки Терек от станицы Червленной до Кизляра, второй поход от Старогладковской до Моздока, третий – от станицы Бороздиновской до поселка имени Кочубея (бывший Черный Рынок).

    Но вернемся к «героиням» первой фотографии. На обороте есть надпись: «На память Синченко Алексей. Снималась в 1938 года 17  апреля                (зачеркнуто слово март). Ездили в город областной (вероятно Грозный) за знаменем. Синченко Александр».
    Фотография ныне хранится в семье потомка терских казаков Мельникова Евгения Геннадьевича. Его мама Надежда Филипповна на фотографии крайняя слева в нижнем ряду.
   Станица Петропавловская находилась у подножия Терского хребта, а неподалеку река Сунжа. Однако служили казаки в Кизляро-Гребенском полку.
К петропавловцам заезжали во время провозглашения Чеченской области  Калинин М.И., Ворошилов К.Е. и Буденный С.М.. В выступлениях они призывали жить по-братски с чеченцами, даже родниться: выдавать замуж девчат…  Куначество было довольно распространено среди жителей Кавказа. Горцы учили своих детей в станицах, казаки знали языки местных жителей.
   Мне в прошлом уже ХХ веке довелось бывать в этой некогда богатой  и на песенное хоровое пение станице, славившейся по всему Северному Кавказу. Гордились казаки и своими предками Георгиевскими кавалерами и Героями Великой Отечественной войны. Ныне потомки тех казаков разбросаны по всей России. Есть они и на Белогорье.
   В городе Губкине Белгородской области в пяти детских садах воспитывают детей с использованием историко-культурных традиций казачества.      Зрелищным бывает шествие на День города сотни детей одетых в красивую казачью форму. В каждой шеренге идет взрослый казак и казачка. Город молодой-горняцкий. Добывают тут железную руду. А вокруг местность называется с незапамятных времен – Казацкая степь!
   Спрашиваю у воспитанников – «Кто такие казаки?»
   Отвечают: «Воины, защитники Отечества».
   «А казачки?»  Девочки радостно восклицают: «Казачки – подружки казаков!!!»


Рецензии
Николай Михайлович,спасибо за такой удивительный факт! Девушки казачки,в моём представлении были всегда членами семей казаков со всеми вытекающими женскими обязанностями,оказывается были они еще лихими наездницами.Представляю как нелегко им было в конных переходах,ан как показали себя!!!

Ирина Кантемирова 2   20.06.2018 15:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.