Большая порка

На рисунке:

"Принцип действия "прицельных прожекторов" - как только два луча прожекторов сольются в одно пятно - тут же запускалась "прыгающая бомба". Простое, но эффективное средство. На рисунке "прыгающая бомба" уже запущенна - бомбардировщик набирает высоту, чтобы уйти от взрывной волны".



Тот кто не знает что такое Рур для Германии, тот должен чётко понимать - он не знает о Германии ничего. Рурская долина крупнейший промышленный центр всей Германии, значимость которого очень трудно переоценить. Фактически это "немецкий Донбасс", как его называют некоторые историки.

Это понимали и противники Третьего Рейха, во время Второй Мировой Войны. Рур, как узел тяжёлой промышленности Германии, стал первостепенной целью Союзников. Именно против Рура была направлены первые массированные удары ВВС Англии и США, что затем переключились на крупные города Германии.

И именно в Руре основной целью Королевских ВВС стали ВОЕННЫЕ объекты, а не гражданские.

В 1943 Королевские ВВС предприняли несколько вылетов на Рур - причём в этих налётах принимало участие до пятисот тяжёлых бомбардировщиков - причём это были новейшие "Avro Lancaster" - тяжёлые бомбардировщики, что стали основными "лошадками" Королевских ВВС вплоть до окончания войны.

Первый налёт на Рур - так называемая "Битва за Рур", прошёл 6 марта 1943 года - и в общем-то закончился неудачей, поскольку Рур был очень надёжно прикрыт от бомбардировок, да и истребителей Германии там было очень много, так-как немцы понимали, что Рур - стратегически важный объект и его следует защищать, не жалея своей (да и чужой) крови.

Понимая, что Рур надо бить в уязвимые места, в Англии решили остановиться на «A Note on a Method of Attacking the Axis Powers». Записке некоего английского инженера Барнса Уоллеса.

Уоллес, судя по его предыдущему проекту - сейсмические бомбы, был большим оригиналом (как и многие англичане). Однако именно его оригинальность и позволила англичанам создать план операции "Большая Порка" и, что куда как важнее - провести эту операцию очень удачно, с определённым успехом.

Основной целью были выбраны ГЭС в следующих районах:

Мёне. Эдер. Зорп и Швальме.

Эти ГЭС давали львиную долю энергии предприятиям Рура и их уничтожение, как считали в Англии, должно было создать значительные проблемы с электроэнергией и как следствие - остановить работу многих предприятий.

Разрушить плотины было очень трудно, поскольку немцы отлично защитили их от бомб и от возможного применения торпед - перед водохранилищами были установлены самые лучшие противоторпедные сети, какие можно было только достать в Германии.Причём аж в несколько рядов.

После недолгого раздумья, Королевские ВВС решили остановиться на так называемой "прыгающей бомбе" . Следует сразу уточнить, что некоторые источники информации называют эти чудовищные устройства - "прыгающими минами".

Однако, по своей сути, это были самые простые глубинные бомбы,только ОЧЕНЬ большие и весьма необычно доработанные. Каждая из этих бомб весила 4196 килограмм и была прикреплена к специально переделанному "Avro Lancaster".

Поскольку "Avro Lancaster" должны были переносить нетипичные бомбы, то они подверглись очень серьёзной модификации.

Всего было переделано девятнадцать "Avro Lancaster" - по числу выпущенных бомб.

Точнее говоря было переделано двадцать бомбардировщиков - однако с одним из из "Avro Lancaster" произошёл несчастный случай и всего осталось девятнадцать машин.

Для атаки на плотины Рура была сформирована 617 эскадрилья Королевских ВВС, командование которой принял на себя подполковник Гай Гибсон.

617 эскадрилья была создана, как мы видим, под определённый тип бомб - "прыгающие бомбы".Иными словами 617 эскадрилья была создана как чисто диверсионная, и только спустя определённое время превратилась в обычную бомбардировочную эскадрилью.

Сама "прыгающая бомба" крепилась к поперёк фюзеляжа снаружи. Это, кстати, очень значительно сказывалось на аэродинамике бомбардировщика.

Каждая бомба была снабжена специальным, автономным мотором, который, в нужный момент, раскручивал её до высоких скоростей.

При заходе на бомбёжку "прыгающая бомба" отцеплялась от корпуса и - раз-два-три, прыгая как мячик, достигала задней стенки плотины, перепрыгивая через противоторпедную защиту, и, спокойно тонула, как вульгарный кирпич.

После того, как "прыгающая бомба" достигала заданной глубины, в ней срабатывал примитивнейший взрыватель и происходил взрыв. А общая масса взрывчатого вещества в данной "прыгающей бомбе" составляла 2990 килограмм.

После усиленных тренировок на водохранилищах Англии, было решено начать операцию "Большая Порка". Время было выбрано с 16 на 17 мая. Считалось, что в то время плотины (после таянья снегов) будут максимально заполнены водой, что облегчит задачу. Ещё более задачу облегчало то, что это была ночь полнолуния. А для ТАКОЙ бомбардировки, требовалось как можно больше света.

"Avro Lancaster" вылетели для атаки на плотины Рура, однако до точки сброса бомб долетели не все.

По пути "Avro Lancaster"Байерса (позывной «K» (King)) был сбит над берегом в Дании.

"Avro Lancaster" Райса (позывной «H» (Harry)) над Ла-Маншем, зацепив волны, потерял бомбу и развернулся на базу.

"Avro Lancaster" Барлоу (позывной «E» (Easy)) разбился в Голландии, задев линию электропередач.

"Avro Lancaster" Бёрпи (позывной «S» (Sugar)) — сбит ПВО над Зёйдерзе.

"Avro Lancaster" Оттли (позывной "C" ("Charlie")) - был сбит по пути к цели над Германией.

Оставшиеся бомбардировщики 617 эскадрильи сумели добраться до места назначения и атаковали плотину Мёне.

Плотина Мёне была выбрана благодаря тому, что на ней было несколько красивых, высоких башенок, которые значительно облегчали прицеливание - бомбы приходилось скидывать с высоты всего 18 метров и при строго определённой скорости. Наличие таких вот "внешних ориентиров" в разы облегчало работу бомбардировщикам.

Кроме этого определение высоты полёта производилось благодаря двум прожекторам, которые были направлены вниз, под строго определённым углом. Смысл такого приспособления был в том. что при снижении на нужную высоту, лучи двух прожекторов сливались в один, сигнализируя о высоте полёта бомбардировщика.

Используя ночное время, 617 эскадрилья подлетела на максимально близкое расстояние и вступила в бой.

Первым "прыгающую бомбу" сбросил сам Гай Гибсон (позывной «G» (George)), но его "прыгающая бомба" "легла" неудачно - взрыв не причинил плотине вреда - по крайней мере такого, чтобы она тут же развалилась на части.

Вслед за ним атаковал Хопгуд (позывной «M» (Mother)), но бомба, перелетев через парапет плотины, упала на здание электростанции и уничтожила его.

Бомбардировщик Хопгуда был подбит зенитным огнём, вдобавок он не рассчитал правильно время сброса и ударная волна его-же бомбы повредила фюзеляж. Бомбардировщик начал разрушаться и Хопгуд приказал "всем за борт". Трём членам экипажа удалось покинуть самолёт, но выжили только двое.

Не совсем удачной оказалась и атака Янга (позывной "A" ("Apple")) - его "прыгающая мина" попала в плотну, но взорвалась не успев затонуть и повредила его "Avro Lancaster". Янг взял курс в Англию. но был сбит ПВО над берегами Дании.

Мартин (позывной «P» (Popsie)) атаковал третьим, его"Avro Lancaster" был повреждён зенитным огнём, но совершил успешный сброс. Во многом удачное попадание произошло благодаря тому, что Гай Гибсон летал над плотиной. отвлекая на себя ПВО.

Атаку довершил Дэвид Мэлтби (позывной «J» (Johnny)). Взрыв его бомбы произвёл нужный эффект - плотина была проломлена.

Когда наконец плотина была разрушена. Радист Гибсона тут же отправил сообщение с кодовым словом «NIGGER» (Атака прошла успешно!). Самолёты Дэйва Шэннона и Эвана Модсли повернули на запасную цель — дамбу Эдер.

При атаке на Эдер 617 эскадрилья потеряла ещё один бомбардировщик - Модсли (позывной "Z" (Zebra) ) очень неудачно сбросил бомбу - она перескочила через плотину и взорвалась в воздухе, повредив свой собственный бомбардировщик. Модсли сумел удержать свой "Avro Lancaster" в воздухе, однако по пути в Англию его сбили ПВО Германии.

Шенон (позывной "L" ("Leather")) скинул "прыгающую бомбу" куда успешнее, но взрыв этой бомбы то-же не причинил особого вреда.

А вот Найту (позывной "H" ("Harry") - повезло больше - его бомба "прыгнула" точно в цель и пробила плотину.

Остатки 617 эскадрильи, те, что ещё сохранили свои бомбы, двинулись к третьей цели - плотине на Зорпе.

Однако с плотиной Зорпе, в силу того, что она была земляной, совладать не удалось.

МакКарти (позывной "T" ("Tommy")) - сумел сбросить бомбу и даже попал в плотину, но увы - взрыв не причинил повреждений.

Так -же неудачными оказалась атака Брауна (позывной "F" ("Freddy")) - он то-же попал в цель, но бомба не сумела разрушить земляное сооружение.

Таунсенд (позывной "O" ("Orange")) то-же сумел сбросить "прыгающую бомбу" на плотину Эннепе, но увы - безрезультатно, несмотря на попадание в цель, бомба не причинила никакого вреда.

А вот Андерсон (позывной "Y" ("York")) был вынужден вернуться на военную базу Скамптон, ибо так и не сумел найти цель - так и сел с "прыгающей бомбой" на фюзеляже.

В целом можно было считать, что 617 эскадрилья, получившая с той поры прозвище "Разрушители плотин", провела в высшей мере удачную операцию. Увы - по своей сути это была одноразовая операция, поскольку немцы приняли меры безопасности для защиты и от таких бомб.

"Большая порка" была широко известна за пределами Англии и Германии - она изучалась даже в лётных училищах СССР.

Гай Гибсон при авианалёте потерял 8 "Avro Lancaster" из 19. Впоследствии его наградили Крестом Королевы Виктории.

Налёт на плотины не привёл к параличу Рура - поскольку резервные ГЭС сумели покрыть недостачу электроэнергии Мёна, а уже 23 сентября 1943 года восстановительные работы на Мёне были завершены.

Вот что пишет о результатах этой атаки Альберт Шпеер, рейхсминистр военной промышленности и вооружений, в своих мемуарах (опубликованы в русском переводе под названием «Третий Рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности. 1930—1945»:

"17 мая 1943 года всего 19 британских бомбардировщиков попытались разрушить гидроэлектростанции в Руре и тем самым парализовать всю нашу военную промышленность.
Среди ночи я получил очень тревожное сообщение: разрушена самая большая плотина — плотина на реке Мёне, и водохранилище опустело. О трёх остальных плотинах никаких сведений не было. На рассвете при подлёте к городу Верль мы увидели жуткую картину разрушений. Электростанцию у подножия разбомбленной плотины словно стёрло с лица земли вместе с её огромными турбинами.

Вода, хлынувшая из водохранилища, затопила долину Рура. Электрооборудование насосных станций оказалось под слоем воды и ила; промышленные предприятия остановились, водоснабжение населения оказалось под угрозой. Мой отчет, вскоре представленный в Ставку, произвел сильное впечатление на фюрера... Если бы британцам удалось уничтожить три других водохранилища, долина Рура оказалась бы полностью лишенной воды на все летние месяцы. Одна бомба всё же попала в центр плотины самого большого водохранилища в долине реки Зорпе. Я обследовал её в тот же день. К счастью, пробоина оказалась чуть выше уровня воды. Попади бомба сантиметров на десять ниже, и маленький ручеек, превратившись в бурный поток, размыл бы плотину из камней и земли.

В ту ночь силами всего лишь нескольких бомбардировщиков британцы вплотную подошли к выполнению своей задачи и добились гораздо большего успеха, чем когда посылали на бомбёжки тысячи самолетов. Правда, они совершили единственную ошибку, которая и ныне ставит меня в тупик: они рассредоточили свои силы и в ту же ночь уничтожили плотину в долине Эдера, хотя она не имела никакого отношения к водоснабжению Рура.

.уже через несколько дней после этого налёта семь тысяч рабочих, которых я приказал перебросить со строительства Атлантического вала в район Мёне и Эдера, энергично ремонтировали плотины. 23 сентября 1943 года перед самым началом дождей брешь в плотине Мёне была заделана. Таким образом, удалось собрать осадки, выпавшие в конце осени и зимой 1943 года, на нужды следующего лета. Британские ВВС почему-то упустили шанс помешать нам восстанавливать плотину. Всего несколько бомб распахали бы воронками незащищённые строительные площадки, а зажигательные бомбы подожгли бы деревянные строительные леса.

Водохранилище в долине Мёне имело объём 132 500 000 кубометров, водохранилище в долине Зорпе – 70 200 000 кубометров. Когда опустело водохранилище в долине Зорпе, в двух оставшихся водохранилищах Рура осталось всего лишь 33 000 000 кубометров воды, или 16 процентов от необходимого количества. Согласно заявлению, сделанному 27 февраля 1969 г. доктором Вальтером Роландом (инженером, руководившим в последние годы войны водоснабжением Рура), если бы все водохранилища Рура были уничтожены, из-за нехватки воды для охлаждения коксовых печей и домен заводы Рурского региона сократили бы производство на 65 процентов. И действительно, даже временный выход из строя насосных станций привел к заметному падению производства. Главные потребители удовлетворяли свои нужды лишь на 50–60 процентов".
— «Служебный дневник», 19 мая 1943 г.

Однако "Большая Порка" осталась в истории авиации как пример любопытного использования экзотических военных диковинок.


Рецензии
Приходилось читать Гибсона. интересные воспоминания. особенно подготовка.

Александр Викторович Зайцев   11.04.2016 17:16     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию.
Сама по себе операция была на редкость необычной. Как говорят военные историки - "одноразовой"

Антон Болдаков 2   11.04.2016 17:20   Заявить о нарушении
помнится были ещё планы, но они не были реализованы. не помню куда дел книгу. по-моему называлась... точно, есть ещё память:http://militera.lib.ru/memo/english/gibson_gp/index.html

Александр Викторович Зайцев   11.04.2016 17:42   Заявить о нарушении
Спасибо. Прочту обязательно.

Антон Болдаков 2   11.04.2016 18:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.