Грабарка, Катерина и Магнит

Грабарка - это телега. Особая. Удобная для перевозки земли. Устроена она так, чтобы при разгрузке ее было легко опрокидывать. Незаменимыми на земляных работах были в те годы грабарки. Даже специальная профессия существовала - грабари.
(И вновь неточности допускает писатель Сергей Алексеев. Как вспоминали землекопы с Магнит-горы, эта профессия называлась "коногон". Не буду спорить с писателем: грабарь так грабарь - от автора Валерий Ефимов, краевед).
Исай Каширин тоже стал грабарём. Тоже имел телегу-грабарку. Лошадь имел. Звали её Катя, Катерина. На редкость смышлёной была Катерина.
Не ржёт по глупости.
Не лезет, куда не надо.
Сама знает, когда надо подать вперёд или назад грабарку.
Знает, где надо остановиться, чтобы пропустить на дороге встречного.
Появился Исай Каширин впервые со своей Катериной на Магнитке летом 1929 года, еще самом её начале. Только стали на Магнитке возводить первые бараки-домики, только подвели железную дорогу от станции Карталы. Заложили первый завод Магнитки - кирпичный. Здесь на расчистке участка под кирпичный завод и работал он со своей Катериной.
Как правило, грабари приезжали работать лишь на летний сезон. Поэтому отработал Исай Каширин здесь все лето до осени, а затем появился вновь лишь весной 1930 года.
Так и случилась у Катерины радость - родился у лошади жеребёнок. Встал он на хрупкие ножки. Глянул на белый свет, на людей. Заржал. Был он первенцем на Магнитке. И назвали его Магнит.
Семенил он за грабаркой, за Катериной. Когда заканчивалась работа и грабари располагались в степи на ночлег, резвился в поле между телегами.
Смотрит Исай Каширин на Магнита:
- Через два года будет новый работник. Будет!
Быстро промчалось лето 1930 года. На Магнитке было закончено строительство кирпичного завода. Началось возведение плотины через реку Урал. Развернулись земляные работы на площадке Центральной электростанции. Состоялась закладка первой доменной печи. Появился первый капитальный дом.
Наступила опять осень. Покинули Каширин, Катерина и Магнит Магнитку. Появились здесь вновь лишь будущей весной. Подрос заметно за это время Магнит. Смотрит на Магнита Исай Каширин:
- Ещё год, сам здесь работать будешь.
Боевым выдался на Магнитострое. Было закончено строительство плотины через реку Урал. В октябре дала первый ток Центральная электростанция. Полным ходом сооружалась рудодробильная фабрика. Росли коксовые батареи. Потянулись в верх и первые домны.
Вновь наступила осень. Вновь простился с Магниткой Исай Каширин. Прибыл сюда весной 1932 года. Глянул по сторонам и не узнал Магнитки. Разрослась Магнитка. Расстроилась. Везде заводские громады виднеются.
Смотрит Каширин по сторонам, смотрит на свою грабарку, на Катерину, Магнита.
- Ну и ну, - поражается. - Лошака опередили. Жеребёнок в лошадь ещё не вырос, а тут такой гигант отмахали. Чудеса! Сказка! Небывальщина.
Посмотрел ещё раз на Магнита:
- Обскакали тебя, Магнит.
(Здесь, на Магнитке, работал  и писатель Валентин Катаев, создавший роман "Время, вперед!" о бригаде, перегонявшей время. Здесь все было первым:  и  палатки, и землянки, и бараки, и первые капитальные дома, и домны. И первые смертные  приговоры "врагам народа", где  первых строителей Магнитки тоже не забывали.... - от автора Валерий Ефимов)


Рецензии