Штрихи к портрету. Гайто Газданов
Гайто Газданов – типичный представитель белоэмигрантской литературы.
Проза Газданова исполнена трагическим ощущением гражданской войны, изуродовавшей судьбы миллионов людей.
В романе Газданова «Призрак Александра Вольфа» излагается философия смерти.
Для Газданова судьба и смерть – одно и то же лицо.
По мнению Газданова смерть всегда торжествует над жизнью.
Психология героев романа Газданова отравлена катастрофизмом либо смиренным ожиданием смерти.
Герой романа Газданова – человек, потерявший мир по собственной воле.
Герой романа Газданова находится под гипнозом смерти. Неважно: заигрывает он с ней или спокойно ждёт её визита.
Один из героев романа Газданова день ото дня измеряет бездну смерти.
Главный герой романа Газданова изъявляет безразличие к жизни. Это лермонтовский фаталист Печорин XX века.
Герой романа Газданова упирается взглядом в стену одиночества, не зная, как и зачем дальше жить. Он гибнет под натиском саморефлексии.
Персонажи Газданова – это люди, подозрительно относящиеся к жизни и к самим себе.
Персонажи Газданова – личности, раздвоенные в потрескавшемся зеркале жизни.
Персонажи Газданова загнаны в вольеры для животных.
Газданов перелицовывает наизнанку и жизнь, и смерть.
Философия Газданова состоит в том, чтобы поставить крест на жизни. Это в некотором отношении пересекается с христианством. Как-то герой романа замечает, что «Христос всегда печален».
2. Любовь
Для героя романа «Призрак Александра Вольфа» Газданова жизнь – слепая, холодная, но в ней обязательно должны быть сильные ощущения.
Для персонажа Газданова любовь и счастье – иллюзия. Он распоряжается женщиной, как собственник.
Иной раз Газданов погружает читателей в магию любви, в царство влюблённых сердец.
Физическая любовь для Газданова не существует без «напряжения душевных сил».
В романе Газданова светская деликатность между мужчиной и женщиной, стоящих на пороге любви, настолько утончённая, что кажется, будто мы имеет дело с людьми высшего порядка.
3. Стиль
«Призрак Александра Вольфа» Газданова – бульварный роман с тонкой психологией героев и претенциозностью автора на исключительность.
Газданов – психоаналитик фрейдистского толка, ведущий человека по тёмным лабиринтам сознания и подсознания. Однако, писатель не может вывести его наружу.
У Газданова правильный литературный язык, хотя и лишённый земных красок: это пещерные воды.
У Газданова музейный русский язык.
Газданов пишет по-русски без русского духа.
Газданов обладает пунктирным литературным языком, предвосхищающим лаконичный американский стиль.
Если говорить, что Владимир Набоков – уравновешенный Достоевский, то Гайто Газданов – Чехов с возбуждённой нервной системой.
Свидетельство о публикации №216041101527