20. Спустя четверть века

    Г Л А В А    Д В А Д Ц А Т А Я

    У К Р А И Н А

    Мой уход из Симоновичей и дальнейший путь по Украине в декабре 1941 года описан в разделе «Дорогами растерзанной юности», начиная с главы 14-й «От Симоновичей до Котюжан» и далее.

    Теперь, четверть века спустя в последних числах мая – начале июня 1966 года, мне предстояло этот путь повторить, но не пешком в постолах в сопровождении постоянной угрозы быть разоблаченным.
   
    В лучшем случае оказаться в гетто или лагере военнопленных, а свободным в своих действиях человеком, да еще к тому на своем личном транспорте – мотоцикле.

    Тогда в 1941 году мой путь к городу Ровно, в то время столице Рейхскомиссариата Украины -22, прошел относительно благополучно.

    Исключением лишь был происшедший в городке Любашов Волынской области случай, при котором проявилась явная угроза ареста со всеми непредсказуемыми последствиями, но благодаря молодой женщине все обошлось.

    От деревни к деревне, обходя лежавшие на моем пути города ровенщины: Владимировец, Городец, Костополь и Александрию, я дошел до окраины города Ровно.
   
    Следовал тем же путем и в 1966 году. В поселке Любашов я не смог сориентироваться настолько, чтобы предпринять попытку разыскать хату молодой женщины, которая не только накормила и приютила меня в своей хате, но и спасла от нависшей угрозы ареста.

    В одну из ночей я ночевал в деревне Кухотская Воля. Запомнились высокие тополя при въезде в деревню. Деревья, как ничего не бывало, разве что заметно подросли, продолжали свою жизнь.

    К городу Ровно я подъехал, как и намечалось, со стороны вливающегося в город Луцкого шоссе. Окраина этой части города была настолько заселена, что найти место, где в декабре 1941 года я видел длинные улицы с опустевшими и разграбленными мародерами еврейскими домами, оказалось невозможно.

    Уставшим от длительного путешествия я принял решение прервать его и повернуть свой путь в другую сторону – к здравнице в городе Трускавце Львовской области.

    От города Ровно до Львова было 232 км и до Трускавца (через города Стрый-Дрогобич) еще 118 км,
               
    Достигнув и устроившись в Трускавце на правах «дикого» курортника, я пробыл там не более недели.
               
    В виду того, что рабочий поселок "Маяковского" в Челябинске, где мы жили, не был телефонизирован, весь свой путь от Челябинска до Трускавца связь с семьей осуществлялась посредством обмена телеграммами:

    Жене с места моего нахождения телеграфно сообщалось по домашнему адресу, мне до востребования по указанному мной адресу               

    Из телефонного (служебного) разговора со своей сестрой в Челябинске следовало, что с женой произошло несчастье, и я должен немедленно возвратиться домой.

    Мотоцикл был отправлен домой по железной дороге в контейнере со станции Дрогобич, а я добрался на такси до Львова, а из него рейсовым самолетом в Москву и, не задерживаясь там, отбыл в Челябинск рейсовом самолетом.

___________
   22  Рейхскомиссариат (нем. Reichskommissariat Ukraine, укр. Райхскомісаріат Україна), образован 20 августа 1941 года административно-территориальная единица в составе Третьего рейха под немецкой ад¬министрацией на территории Украины – Авт.


Рецензии