Туда, где природы слишком много

Вся программа пребывания в Сан Франциско аранжирована Margy Boyd. Куратор Музея Современного Искусства Маrgy с её особой манерой одеваться, своими неожиданными суждениями - acute & sophisticated, являет собой его лучший экспонат! В ней всегда присутствует какая-то вселенская доброжелательность,она притягивает людей, как магнит. При этом всегда держит дистанцию.
В мою программу оказались включенными не только группа, но знакомые, друзья и даже её собственный муж. В то первое утро, когда Андреа доставила меня в дом Эмми (Margy's друг и соратник)её муж Nick, милейший человек, устроил мне своеобразный orientation tour: by the Marine Drive через два моста, один из которых знаменитый Золотой Мост (Golden Bridge)  проехали Национальный Парк- заповедную зону- по горной винтовой дороге, вверх-вниз... Серпантин, обнимающий холмы, сильно напоминал старую Военно-Грузинскую дорогу (если расширить и отделать, типа взлетной полосы).
Место, где оказались, называется Stinson Beach. Most remarkable place! Это полуостров с внутренним озером, созданный из намывной земли  между горными выступами береговой линии. Здесь прямо на воде на плоту стоит дом Peggi & Joe Seligman (тоже участники той самой музейной группы, побывавшей в России в 1988г.) Встреча трогательная с объятиями и поцелуями; так радуемся встрече, что огромный пес-член семьи- не выдерживает, ставит свои толстые лапы мне на плечи и тоже лезет целоваться. Это выше всех ожиданий. Можно сказать, меня приняли в семью! Джоу и Пегги (лет под 80каждому), выглядят  здоровыми, счастливыми и полными всяких идей. Особенно Joe, как старый капитан, загорелый и просоленный океанской волной и ветрами.
Их необычное жилище, очень  просторное, распласталось на искусственной платформе - стёкла вместо стен, а вокруг вода-вода, ощущение что вода просто входит в окна! При этом дом комфортный (сырости не ощущаешь). Оказалось, что весь полуостров состоит из частных владений похожего типа. Позже Joe проведет нас по всей территории. Я совершенно искренне удивляюсь красивым домам, не похожим друг на друга, таким разным, каждый в своем качестве. Одно трехэтажное здание удивляет меня размерами и ухоженной территорией. Не успеваю что-либо спросить, как Joe как-то обыденно замечает: "it's my old house, fourteen bedrooms. Now too big for the two of us, I rent it out". Удивительно, американцы не привязываются к своему жилищу: вырастают дети, разлетаются в разные стороны, заводят собственные жилища…И родители меняют собственный стиль жизни. Джо сдает старый дом (на 14 спален) в аренду и строит  для себя с женой дом поменьше. They are having great time together! Не считая собаки.
Два сына: один в Вашингтоне работает в  международной организации в"Комитете высшего образования". Второй сын оказался куратором De Young Museum. Очень кстати. C ним познакомлюсь при посещении музея, и это станет особым воспоминанием!
Ник Бойд должен вернуть меня в дом Эмми назад в Сан Франциско. Заканчивается мой первый день. Сегодня начиналось достаточно мрачным утром- холодным, туманным и дождливым. Мы мчались с Ником вдоль Марины через заповедный Национальный Парк. Серпантин дороги делал крутые виражи. Густой туман обволакивал верхушки деревьев Национального Парка. Вдруг вышло солнце и сопровождало нас все время, пока мы добирались до Стинсон Бич. И удивительным образом всё время, пока мы находились у супругов Селигман(сохранились чудные снимки, самый любимый с собакой)
На обратном пути погода резко изменилась. Я веду себя безобразно, скорее вообще не веду - периодически впадаю в небытие. Три часа временной разницы проходят лишь на третий день - так говорят. А я только что с восточного побережья. Машина убаюкивает -я отключаюсь-извиняюсь-и снова засыпаю. Предстоит прием у Эмми (с которого начала свой рассказ). Обратно доезжаем быстро. Или показалось?  Проснулась под пледом перед знакомым порталом. И как говорится,с корабля на бал.
Последняя память этого вечера - красивый альбом фотографий Петербурга, сделанный Барбарой из группы 1988г. Сделан так профессионально в таких неожиданных ракурсах, что трудно узнать собственный город (Барбара ушла в мир иной вскоре после возвращения из России (от рака легких)Она знала о своей фатальной болезни - альбом был прощанием с милыми ей людьми.
Следующий день начался звонком из"Initiatives"-Sharon Tennisson wants to talk tо me. Я ей многим обязана. Не будь она так упорна, настойчива и приставуча, не видать бы мне Штатов. Схватила трубку to thank her. Она тут же прервала словами: "не затем звоню". Важное дело: не можешь ли помочь составить программу посещения Питера группой американских бизнесменов, необходимо обсудить детали.
Это смешно. За кого меня принимают? Я, конечно, спросила, не перепутала ли она телефоны президента и безработной переводчицы. Шарон звучит тепло и personal. Я рада её слышать. Отвечаю:"любой повод подойдет, чтобы увидеться", тем более,что везу для неё настоящую русскую шаль необыкновенной красоты.Обещает "get in touch with me".

Лучшая часть дня включает два музея: Музей Современного Искусства и De Young Museum. Меня сопровождают Amy & Aileen Thomson из той же группы,они из San Hose, живут в Доме для Престарелых (boarding-house), miles down south. Специально приехали чтобы встретиться с группой. Трогательно! Проводят для меня экскурсию по Сан Франциско. Это не просто, даже смешно. Расположен город на крутых холмах, машина подпрыгивает и нас болтает, как игральные кости; так и хочется сказать "пристегните ремни" всякий раз, когда возникает чувство невесомости.
Мои милые знатоки рассказывают о двух самых разрушительных землетрясениях 1906 и 1989гг(город в сейсмической зоне). Эми и Алина явно готовились к экскурсии и, как говорится, выполнили домашнюю работу. Я никаких следов исторических бедствий-разрушений не нашла(это не Ленинакан).На этом историческая справка закончилась. Мы едем по изломанной улице под названием Русская, проехали Русский ресторан, Русский рынок, Русский чайный Дом. В Сан Франциско с незапамятных времен существует большая русская диаспора. Сегодня она только увеличилась.
Главным событием оказался музей, о нём до сего дня ничего не слышала- De Young, куратором которого, очень кстати, оказался сын Джо Селигмана, ибо именно сегодня  музей оказался закрыт. На самом деле, как известно, музеи никогда не закрываются, выходные дни для музеев есть самое насыщенное время, когда оформляются выставки, меняют экспозиции, ведут реставрационные работы, принимают VIPов…(VIPов помянула в шутку). Мне не только позволили обойти коллекции, но дали сопровождающего, чтобы не заблудилась. Она оказалась одной из тех самых "доцентов", кто бескорыстно и самоотверженно работает в музее из чистой любви к искусству.
Счастье ходить по пустым залам и смотреть то, что захочешь! А захотелось увидеть "Малых Голландцев". Я всегда любила эту школу, еще с тех пор, когда Л.В. выводил молоденькую студентку в Эрмитаж познакомить со своими любимыми коллекциями. "Голландцы" занимают особое место в его шкале ценностей. Они понятнее других русскому человеку, не искушенному в искусстве. В них присутствует рассказ, отношения, символика, примитивизм. Знакомство с искусством следует начинать именно с такой школы, где находишь аналоги собственных реалий. И в этом смысле русскому человеку голландцы понятнее других. Первые протестанты в Европе, они не увлекались библейскими сюжетами, предпочитали видеть самих себя в собственном интерьере вместе с курами, кошками, собачками, утварью. И конечно, собственные портреты, изображающие домочадцев и их занятия. Кстати, их занятия сродни российским - лес, море, катание на льду, рыболовство, домашний скот. Это конечно, упрощенная схема.
Позже открываешь для себя другие значимые стороны голландской живописи- символику, мистицизм, ювелирное качество исполнения ("Девушка с сережкой" Вермеера есть настоящая жемчужина)Совершенно непривычное ощущение to be guided by a professional guide through the Dutch Gallery -школу, которую, как мне казалось, знаю, как родную. Это оказалось заблуждением.
Презентация темы моим экскурсоводом построена на расшифровке символов и аллегорий  в жанровых сценах (я это делаю только в библейских сюжетах). В Малых Голландцах важен исторический аспект. Но не суть. Мое чванство и самодостаточность приятно наказаны малознакомым аспектом голландской школы (позже сама введу символику в канву рассказа в качестве развлекательного момента: кошки, как аллегория домашнего уюта, счастливой семейной жизни; собаки - символ верности и преданности; курительная трубка, как атрибут мужского достоинства; разбитые яйца (часто присутствуют в жанровых сценах голландских художников) говорят об утраченной целомудренности. И, конечно, лимон,  аллегория любви - красивый снаружи, кислый внутри. Такого рода интерпретация особенно подходит Тер Борху, с его малыми жанровыми композициями,с богато наряженными дамами, занятых то чтением письма(аллегория двусмысленности, ожидания чего-то, что вот-вот может произойти), то с напитком…. И все эти сценки лишь предлог,просто повод дать физическое ощущение разных текстур: шелка, меха, парчи, перьев, жемчуга, дерева, серебра, керамики…тактильное богатство реального мира. Похоже, я увлеклась воспоминаниями.  Странно, именно мелочи застревают в памяти.
Музей богат прикладным искусством Америки, но пришлось ограничить себя живописью. Времени все равно не хватает. Несколько потрясающих работ ранних итальянцев под именем "неизвестный мастер" задержали внимание. Хотелось бы вернуться сюда! Но не случится. А вот МОМА я не оценила. Нет у меня вкуса к пост-модернизму, не доучилась. Желание сказать: "А король-то голый!".

Вечер стал продолжением музейных маршрутов. Мargy Boyd повела меня на так называемое "Opening of the Galleries", по пригласительному билету. Это был странный вечер. Весь beaumonde Сан Франциско собрался на бывших верфях - длинный пирс,уходящий в океан.Прежде здесь располагались военные бараки,склады амуниции. А ныне, отданные художникам всех мастей, превращены в музейный комплекс, на открытие которого мы приглашены. Это своего рода ярмарка-продажа, аукцион, чтобы поддержать художников разных направлений. Одни используют свои помещения, чтобы показать творческий процесс, типа: мастерская керамики, стекла, граверная и т.д. Другие просто используют помещения для продажи картин, скульптур, каких-то инсталяций. А special night with Champaign,sociolizing, meeting the right people. Тусовка, одним словом. Очень утомительно.
Но на этом вечер не закончился. Margy пригласила к себе "на чай". Ее трехэтажный дом, рядом с советским Консульством, выглядит игрушечным, как шкатулка - зажатый между высокими строениями выделяется своей хрупкостью и изысканностью. Каждый этаж её дома имеет пару комнат с небольшим холлом; в шкафу  мелкой расстекловки выставлено цветное стекло, китайский фарфор; на стенах  гравюры. Nothing cheep!
Признаюсь, я не ожидала увидеть столько настоящего искусства в американских домах, таких библиотек, постоянно звучащего Баха, Гайдна и других великих, в качестве фона существования.
Самой большой неожиданностью в доме оказалась большая терраса, увитая плющом с множеством цветов на уровне второго этажа, обращенная во внутренний двор.  Здесь мы пьём кофе и говорим о прекрасном. Дом есть продолжение хозяев, вне сомнений! На прощанье Margy бросила мне на плечи меланжевый шерстяной шарф (итальянский, длинный и теплый, он удивительно гармонирует с новым пиджаком)Отказаться не в силах! Он станет любимым подарком на многие лета, пока в метро на эскалаторе с меня его сдёрнет быстро пробегающий мимо любитель прекрасного, цинично и откровенно! In broad daylight, как говорится. И я ничего не смогу сделать.

В моем альбоме сохранились два забавных снимка - Margy & Emmy, cидящие в позе лотоса (скорее по-узбекски) на низком троне под балдахином. С массой ярких вышитых подушек, в национальном японском платье. На полосатой спинке трона слова: "From the Land of the Rising Sun". Эти фото  присланы из Японии next year, where Margy arranged for a new pilgrammage.
Заключительным кадром пребывания в Сан Франциско были проводы в аэропорту. Мало того, что явилось более десятка провожающих, чисто по-русски (это непривычно для Штатов). Но когда подкатил дорогой экстравагантный лимузин с открытым верхом и из него вышла Эмма Калагэн -мини-платье в яркую полоску,на шпильках,в широкополой черной шляпе и длинных перчатках, окружающие приняли происходящее за съемки голливудского фильма.
После формальностей в аэропорту почему-то мы сидим вдвоем с Эмми  за кордоном и пьём кофе (перед моим отлетом в штат Миннессотта) Почему больше никого нет, не знаю. Не пропустили? Оказалось, мы с Эмми так и не наговорились, всё дела,люди... Наконец, нашли время и место…Она рассказывает о себе: живет одна в своих семи-комнатных апартаментах последние 35 лет; предпочитает арендовать, хотя могла бы выкупить. Но оставить некому. Ей, как старожилу, включают в скромную арендную плату обслуживание и содержание дома (2.5тыс $ в м-ц)Если из строя выходит, скажем, водоснабжение или что-то ещё, нужно просто нажать кнопку и появится "чего изволите?" Для домашнего приема Эмми получила живописного повара-негра и официантку to lay the table & do all the cleaning next day.
Слушаю и размышляю - должно быть скучно иметь свою жизнь для себя одной.Человек должен быть чем-то большим. Уединение, конечно, имеет свои преимущества, даже огромные! Особенно, если ты творческая личность и можешь это одиночество использовать (еspecially, if  you can afford extravagances).  Да, есть  о  чем  подумать.


Рецензии