Мысли, думы, в интервью

  В 2015-ом году, у меня состоялась длительная переписка с Нестором Ивановичем. Цель переписки – интервью для публикации в интернет-журнале "Рефлексия Абсурда". Общение оказалось очень интересным и поучительным для меня. Статья была опубликована. Прошло время…
Ссылка на сайт утратила активность, но остался текст, присланный мне для предварительного согласования. Так как данное интервью содержит личные мысли и воспоминания, публикую его, с почтением к читателю…

"Интервью с поэтом Еленой Жмачинской"

  Нестор Иванович (далее Н. И.):
     – Елена! Расскажите пожалуйста о том, как Вы "вошли в литературу", о том моменте, когда Вы перестали быть просто читателем, но – сознательно написали первые строки. Что это было – стихи или проза?
      Елена Жмачинская (Далее Е. Ж.):
    – Не так давно я начала писать книгу воспоминаний. Это некая "Исповедь" перед всеми, кто меня знает, или не знает вовсе. На Ваш вопрос я отвечу отрывком из рукописи...
   "Тогда, в третьем классе, я впервые написала стихотворение. Это было зимней ночью. Родители прогуливались вдоль дома с повязкой на руках:  "народная дружина". Все жители домов помогали сотрудникам милиции поддерживать порядок в городе, в своём дворе, поквартирно. И в эту ночь, по графику дежурств, была очередь нашей семьи. Мне не спалось... Шёл снег и падающие снежинки искрились в тусклом свете уличного фонаря, как уставшие светлячки, решившие отдохнуть на огромных сугробах. Я взяла лист бумаги, села у окна и начала писать. Когда вернулись родители, я выбежала к ним навстречу с желанием прочитать написанное. Улыбка сияла и горели глаза, но какой может быть реакция родителей, если ребёнок не спит ночью? Хорошо, что ещё стихи написала! Но и в это мама не поверила. У нас дома была очень большая библиотека. И я не знаю книги, которую бы мама не прочла. Но её упрёк очень оскорбил меня. Я дала себе слово больше не писать и со злостью разорвала стихи, о чём очень жалею сейчас. По всей видимости, оно было неплохим, если при всей своей начитанности мама решила, что я списала его из "всемирки"...
   Стихи были частью меня. Они словно вырывались, записанные на тетрадных листах, утерянные... И только в шестнадцать лет я осознала необходимость записывать свои мысли в блокнот. Стихи ли это? Мысли в стихотворной форме? Не знаю. Я множество раз пыталась уйти от Поэзии, но всегда возвращалась к ней. Мы неразрывны...

   Н. И.:
    – Поэт рождается трижды. С первого рождения начинается отсчёт его земной жизни. Второе рождение – написание первого стиха. Третье рождение – первая публикация.  Расскажите, как и где Вас опубликовали впервые?

   Е. Ж.:
    – Однажды я написала в своём дневнике: "Всё случайное – закономерно". В разные периоды времени, вне зависимости от рода деятельности, я встречала людей, которые интересовались моим творчеством и были готовы опубликовать стихи в литературных журналах. Узнав, что говорю с редактором журнала, известного всей стране, с изумлением во взгляде, я произносила: "Что Вы, у Вас такие Поэты публикуются!". Эти люди улыбались, глядя на меня, а я... заполняла свой блокнот... Сменялись годы, менялась я, неизменной оставалась любовь к городам, повлиявшим на мою судьбу – Москве и Ленинграду – родному городу мамы и старшего брата. В 2003 году я наслаждалась любимым мной моросящим дождём Санкт-Петербурга. Там, в уютной маленькой кухоньке, одноклассник брата задал мне вопрос:
  – Алёна, ты ведь пишешь стихи?
  – Да, пишу.
  – Давай издадим твою книгу, Государственная Дума профинансирует этот проект.
  – Как я могу отказать Думе... Давай издадим.
Я не думала над псевдонимом, я не задумывалась над редакцией стихов, но когда я взяла в руки книгу, я поняла всю меру ответственности за каждое слово, сказанное мной. Издание книги "И смех, и слёзы, и любовь..." явилось переломным моментом в моей жизни. Я перешла "точку возврата", определив своим решением всю дальнейшую судьбу.

   Н. И.
    – В настоящее время, насколько мне известно, Вы не только пишете и публикуетесь, но и занимаетесь различными культурными проектами. В том числе – ведёте литературные вечера. Расскажите об этой стороне своей жизни.

   Е. Ж.:
   – Вы затронули такую всеобъемлющую тему, что определить её границы будет крайне сложно. Но определение "проект" невольно переводит литературный язык в лексику делопроизводства. Да, литераторы могут говорить на языке чиновников, нам приходится это делать, доказывая необходимость сохранения культурного наследия, традиций, – ради просвещения и укрепления страны в народном единстве. Возглавляя отделение Этнографии и фольклора в Российской Академии Народного Искусства, я занимаюсь единением творческих людей – профессионалов и начинающих талантов, которых не счесть в России. У творческого человека очень ранимая душа. Как легко отбить желание реализации идей небрежно оброненным словом. Но скольких бед могли бы избежать люди, не забывая о традициях сопереживания и неравнодушия. Творческий человек учится всю жизнь, жажда новых открытий не угасает в нём, а произведения его становятся народными – истинным достоянием страны. Именно этими принципами я стараюсь руководствоваться в своей деятельности. Большое внимание уделяю детям. С особым трепетом я формирую Экспертный Совет литературного конкурса и конкурса чтецов Кубка России "Всемирная Ассамблея Искусств". В состав жюри входят профессионалы, обладающие лучшими человеческими качествами – добротой, чуткостью, любовью к детям, так как возрастная категория участников Международного детско-молодёжного фестиваля искусств и педагогических инноваций – от трёх до двадцати одного года. Участники фестиваля присылают авторские произведения на литературный конкурс, или выступают в роли чтецов, исполняя произведения классической литературы. Быть председателем Экспертного Совета Фестиваля – большая честь для меня, и огромная ответственность. В России, фестиваль проводится два раза в год, объединяя своей деятельностью все направления культуры и искусства. Но Вы спросили про литературные вечера... Да, Творческое Содружество "Неравнодушие" было создано мной в мае 2011-го года. Сфера деятельности Содружества очень велика. Литературно-музыкальное объединение "Неравнодушие" было признано одним из лучших в Москве! Союз Писателей Москвы удостоил меня наградой, как руководителя творческого литературно-музыкального объединения "Неравнодушие", – Дипломом лауреата конкурса Н.А. Некрасова "Сеятели" с вручением одноимённой медали и премии: "за достижения в сохранении и преумножении культурного наследия России, просветительскую деятельность, выпуск альманахов, сборников поэзии и прозы на русском языке, проведение концертов и творческих вечеров, выявляющих и поддерживающих талантливых авторов в городе Москве, и за его пределами". Удостоверение о вручении медали лауреата конкурса "Сеятели" за номером три, приказ от 12-го июня 2013-го года. Если сказать, что начиная с марта 2012-го года, участниками музыкально-поэтических вечеров Салона Творчества стали более пятисот авторов-исполнителей России, – не сказать ничего... Это очень талантливые поэты, музыканты, не успокаивающиеся на достигнутом. Тщеславие и талант несовместимы. Салон Творчества объединяет людей достойных, умеющих ценить прекрасное и радоваться за коллег. История создания Творческого Содружества "Неравнодушие" очень интересна. С Вашего позволения, для читателей, я предоставлю ссылку на официальный сайт – в Дневнике Содружества написано более подробно об истории создания и проектах: http://unindifference.ru/
   На наших встречах, неизменно: свободный вход, свободный микрофон, живой звук и литературная речь в авторском исполнении. Мы рады всем, кто почтит нас своим присутствием...
 
   Н. И.:
    – Я сам и, смею надеяться, мой читатель, прекрасно понимаем роль фестивалей и творческих конкурсов в становлении артистов, литераторов, вообще – в творческой среде. Но роль салонов, я полагаю, несколько утрачена или забыта.
   Тем не менее, множество поэтов, художников, музыкантов, делали первые шаги в своей карьере и получали поддержку именно в салонах. Посещая такого рода (я извиняюсь за суконный оборот) мероприятия, как литератор, так и просто любитель литературы, получает возможность не только продемонстрировать свой талант и познакомиться с творчеством коллег, но и найти друзей, соратников, завести связи, в конце концов – даже встретить свою любовь (а почему нет?).
   Возможно, Елена, Вам довелось быть свидетелем чего-то подобного. Если да, то поделитесь историей!

   Е. Ж.:
   – Литературная Москва не сможет забыть имена, связанные с Салоном княгини Волконской, традиции Салона Карамзиных, неприятие аристократией писателей-разночинцев и угасание салонной жизни. Мы помним "квартирники" двадцатого века... И теперь, когда рыночные отношения подавляют культуру, не все из "квартирников" стали платными, а многочисленность литературных салонов доказывает потребность в человеческом и духовном общении, в творческом развитии поэтов, музыкантов, художников, и всех, кто захочет быть сопричастным творчеству – сохранению культуры своей страны. На таких встречах мы учимся друг у друга. Замечая чужие ошибки, мы исправляем свои. Мы имеем возможность общения – не виртуального, а человеческого. В Салоне Творчества "Неравнодушие" заведена давняя традиция: каждый из выступающих говорит несколько слов о себе – каждый раз – всегда что-то новое, но затронувшее сердце. Это позволяет нам лучше узнать друг друга, забыть о личных заслугах и уважительно относиться ко всем присутствующим. Я очень трепетно собираю списки участников наших встреч (храню их с момента создания), сохраняю книги с автографами, подаренные мне, но... не смогла уберечь дневник Содружества, где каждый оставлял отзыв о нашей встрече. Возможно, спустя годы, он появится на одном из аукционов, так как участники Салона Творчества – талантливые и яркие личности – поэты, музыканты, художники. Отношение ко всем очень дружеское и нежное... Я люблю их творчество, прощаю недостатки, как они прощают мои... А любовь... Возможно, что она случается и воспламеняет поэтические сердца, но их стихи скажут лучше, чем я. Любовь? Влюблённость? Поиск Музы? Давайте оставим эти вопросы потомкам...

   Н. И.:
     – Let it be, Елена, пусть будет так. Мне искренне жаль завершать нашу беседу, но я вынужден задать финальный вопрос..
   Что Вы можете сказать (подсказать) как начинающим, молодым, сетевым литераторам, так и тем из них, кто пишет давно, но по тем или иным причинам, пока не реализовал свой потенциал? Возможно у Вас, человека не только опытного и реализованного, но и – искренне неравнодушного, найдётся пара слов поддержки или совет?

   Е. Ж.:
   – Не совет, пожелание... Каждый из нас когда-то начинал. Когда я складывала обрывки листов "в тумбочку", я не задумывалась о правильности рифмы и стихосложения. Я слышала стихи, они вырывались из меня через множество переживаний. Но всегда наступает срок, когда появляются советчики. С видом, полным достоинства, со снисходительностью в голосе, они говорят как "правильно". При этом, настораживает их пренебрежительное отношение к окружающим... Не верьте тем, кто дурно отзывается о коллегах. Не забывайте о том, что любое мнение, всегда, субъективно. Если Вы приняли решение, не сомневайтесь. Сомнения – предатели Ваших идей. Оставайтесь собой, как бы трудно Вам не пришлось. А трудности будут... Будьте благодарны друзьям, врагам, критике, – к Вам неравнодушны. Достигнув популярности, не забывайте: любой пьедестал – обычная табуретка, выбить которую не составит труда. Не забывайте себя. Не забывайте, что когда-то Вы тоже были начинающим поэтом... Эти уроки я усвоила сама и делюсь ими. Можно научиться "правильно рифмовать", но графоманию от Поэзии отличаем не мы, а читатель, вне зависимости от Ваших титулов и наград. Не забывайте об этом... А сейчас, пишите стихи, песни, и приходите на наши встречи. Сделайте первый шаг, с трепетом, но без страха.
  Нестор Иванович, я хочу поблагодарить Вас за интересные вопросы, побудившие меня к подобным рассуждениям, вне зависимости от степени их абсурдности. Спасибо Вам... До встречи в Творческом Содружестве "Неравнодушие"!

P.S.  С момента публикации этой статьи, прошло достаточно времени для внесения корректив. Творческое Содружество "Неравнодушие" продолжает свою деятельность, оставляя Салон в истории творческой жизни столицы начала XXI века. А мы идём вперёд, все вместе.
                11.04.2016


Рецензии