Православие и 1812 год
и Отечественная война 1812 года
«Православная жизнь» - июнь 2012 года
12 июня исполняется 200 лет со дня начала Отечественной войны, в которой русский народ победил Наполеона и его «непобедимую» армию. 12 июня армия Наполеона форсировала Неман в районе Ковно (ныне – г.Каунас). Это вторжение и стало началом войны, которую современники назвали Отечественной, потому что в защите Отечества от французских захватчиков приняли участие все сословия русского общества. Русская Православная Церковь, как духовно-нравственная основа государства, выполняла в этой войне чрезвычайно значимую роль. Священнослужители в своих проповедях объясняли народу характер войны, призывали к мобилизации моральных и физических сил для борьбы с врагом. Военное духовенство укрепляло моральный дух регулярной армии, а приходское – помогало организовывать движение сопротивления на оккупированной территории.
В начале 19 века Русская Православная Церковь занимала важное место в Российской Империи. Так, накануне Отечественной войны в стране действовало 26747 православных церквей, не считая монастырских и домовых, и 452 монастыря (358 мужских и 94 женских). Отечественная война нередко называлась священнослужителями «православной», потому что это была священная война за освобождение своей Родины. Это закономерно. Вряд ли Наполеон верил в Бога, тем более что сохранились его высказывания: «Если бы я верил в Бога, разве я мог сделать то, что сделал?.. Какой там Бог?» К религии Наполеон обратился только в конце жизни, когда неоднократно перечитывал Евангелие, и обдумывал формальности своих будущих похорон. В первой фразе завещания он подчеркнул, что умирает в католической, апостольской римской вере. Но накануне 1812 года христианский мир воспринимал Наполеона, как безбожника, а проводимую им агрессивную политику – как выступление против христианства. Поэтому в начале Отечественной войны Русская Православная Церковь и призвала прихожан не только к защите Царя и Отечества, но и православной веры, и святых храмов. В воззвании Святейшего Синода Наполеон был назван «властолюбивым, ненасытным, не хранящим клятв, не уважающим алтарей врагом», который «покушается на нашу свободу, угрожает домам нашим и на благолепие храмов Божиих простирает хищную руку».
Император Александр I понимал важность церковной проповеди в условиях военного хаоса и неоднократно посылал церковным иерархам соответствующие рескрипты или указания. Например, в июле 1812 года император направил подобный рескрипт Смоленскому епископу Иринею, где говорилось о необходимости для священнослужителей «внушениями и увещаниями своими ободрять жителей губернии и не только отвращать их от страха и побега, но напротив убеждать, как того требует долг и Вера Христианская, чтобы они, совокупясь вместе, старались вооружиться, чем только могут, (...) не давая никакого пристанища врагам (...)» Кроме этого, Александр I в своих манифестах призывал все сословия русского общества к объединению в борьбе против захватчиков: «Соединитесь все: с крестом в сердце и с оружием в руках, никакие силы человеческие вас не одолеют».
Антинаполеоновская церковная проповедь воодушевляла русский народ на борьбу. К тому же французские завоеватели с первых шагов по русской территории стали грабить православные храмы и монастыри, которые нередко были превращены в бойни, гаупвахты, конюшни... На оккупированной территории многие священники, рискуя жизнью, спасали церковное имущество. Некоторые были казнены или скончались во время пыток. Истязаниям подвергались и монахи. Так, по словам казначея Богоявленского монастыря Аарона, его плечи и спина «были месяц черны» от ударов саблями. Французы безуспешно пытались получить от него монастырское серебро и золото, «таскали» его «за волосы и бороду и наставляли к груди штыки». Впоследствии, перед началом заграничного похода русской армии, Православная Церковь и император просили солдат не уподобляться неприятелю и с уважением отнестись к иноверческим храмам, победив врага «столько же великодушием своим, сколько оружием». В центральной России было разорено более 50% церквей. Бывали случаи, когда оккупанты кололи на дрова иконы и использовали лики святых как мишени для стрельбы.
Как они могли уважать чужую веру, если, как правило, не уважали и свою? Например, сохранилось письмо аббата А.Сюрюга, служившего в церкви Святого Людовика Французского в Москве в сентябре-октябре 1812 года. За все время пребывания французской армии в Москве в церкви появилось только пятеро офицеров, а из 12000 умерших в Москве французских солдат и офицеров только двое были похоронены по христианскому обряду, а остальных просто закопали без всяких ритуалов. А.Сюрюг писал, что единственным проявлением религиозности солдат было «желание окрестить детей», а в остальном «религия для них пустой звук».
Православное духовенство активно откликнулось на призыв о создании народного ополчения. Все епархии собирали пожертвования на это благое дело, ускорившее победу над Наполеоном. У ополчений практически всех губерний были свои иконы, освященные хоругви, священники... История Отечественной войны 1812 года знает много случаев и личной воинской доблести представителей Православной Церкви. Так, в Московской губернии во главе одного из крестьянских партизанских отрядов стоял священник Верейского Рождественского собора Иоанн Скобеев. Или другой пример: священник села Тарбеево Сычевского уезда Петр Протопопов с дьячком Иваном Белявским и прихожанами взяли в плен 23 вооруженных француза и передали их прибывшему туда отряду казаков.
Во время Отечественной войны в армии находилась общая святыня – Смоленская икона Божией Матери, воспринимавшаяся всеми как истинная Путеводительница-Одигитрия. Икона передвигалась с русской армией, сопровождая ее во всех событиях и битвах 1812 года, вплоть до освобождения Смоленска. Накануне Бородинской битвы икону пронесли по всему военному лагерю. Участник сражения, поэт Ф.Н.Глинка вспоминал это событие так: «Духовенство шло в ризах, кадила дымились, воздух оглашался пением, и святая икона шествовала. Сама собою, по влечению сердца, стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить досыта своей кровью. Везде творилось крестное знамение, по местам слышались рыдания». Богослужения и молебны, регулярно проводимые полковыми священниками, вне всякого сомнения, поднимали моральный дух русской армии, укрепляя ее мужество. Перед сражением, обходя позиции своих полков, священники напоминали солдатам о долге и присяге. На поле брани они под неприятельскими выстрелами напутствовали умирающих, а в случае необходимости воодушевляли солдат своим личным примером: вставали с крестом в руке впереди полка, увлекая его в атаку. Многие военные священники погибли или были ранены в ходе боевых действий.
После Отечественной войны 1812 года в русском обществе значительно снизилось западное (особенно французское) влияние, и произошел подъем национального самосознания, основными составными частями которого стали Православие, Самодержавие и Народность.
Свидетельство о публикации №216041102317
Кстати, на этих бы ошибках в последствии стояло поучится большевикам и Гитлеру. Ан нет - на грабли аккуратно наступили и те, и другие. И у обоих конец оказался ещё плачевнее, чем у Наполеона.
С уважением, Виктор
Виктор Петроченко 19.04.2017 11:03 Заявить о нарушении
Марков Геннадий 19.04.2017 23:48 Заявить о нарушении