А. Глинка и Православие

              А.П.Глинка – поэтесса и благотворительница

                «Православная жизнь» - январь 2014 года

Недавно исполнилось 150 лет со дня смерти Авдотьи Павловны Глинки –русской поэтессы, прозаика, переводчицы, общественной деятельницы, в жизни и творчестве которой Православие играло важнейшую роль.
А.П.Глинка (19(30).07.1795-26.07.(07.08).1863), жена известного поэта-декабриста Федора Николаевича Глинки, была яркой личностью и заметной фигурой литературно-общественной жизни России 1830-1850-ых гг. Ее произведения публиковались в самых значительных журналах того времени: «Современнике», «Библиотеке для чтения», «Москвитянине»... Она была знакома со многими деятелями русской культуры: Жуковским и Чаадаевым, Тютчевым и Хомяковым, Далем и Загоскиным...
Значительная часть произведений Глинки имела религиозно-нравственное содержание. Некоторые ее тексты пользовались у современников огромной популярностью. Так, ее «Жизнь Пресвятой девы Богородицы из книг Четьи-Минеи» (Москва, 1840) выдержала 16 изданий. (Последнее – в 1915 году). А.Н.Стриженов, биограф А.Н.Глинки, писал: «Эта книга приковала к себе внимание всей читательской толщи. Она сразу же встала в ряд самых необходимых нравственных сочинений для народа. Духовная проза нашла путь к бесхитростному, но верному сердцу простецов. Типографии не успевали поставлять к прилавку одно издание за другим, а тиражи все расходились, как и вначале, мгновенно. Поистине – народная книга! Ее страницы, благоговейно прочитываемые, помогали людям держаться полноценной нравственной жизни, воскрешали в их душах образ Той, под Чьим покровом сильна Россия». Популярностью пользовалось и другое произведение Глинки религиозного характера: «Житие великомученицы Анастасии, поименованной узорешительницею» (Москва, 1863). А.П.Глинка была ревностной поборницей укрепления религиозной нравственности в обществе и мечтала о том, чтобы ее книги популяризировали Священное Писание в народной среде. 
Родилась А.П.Голенищева-Кутузова (Глинка) в 1795 году в Санкт-Петербурге. Ее отец, Павел Иванович Голенищев-Кутузов, был попечителем Московского университета, знал пять языков, переводил греческих и римских классиков. Мать, Елена Ивановна, принадлежала к известному роду Долгоруковых. Крещение прошло в церкви Андрея Первозванного на Васильевском острове. Крестной матерью А.П.Глинки стала Евдокия Ильинична Кутузова – супруга М.И.Кутузова, впоследствии фельдмаршала и выдающегося полководца. Будущая писательница получила хорошее домашнее образование: в совершенстве овладела немецким, французским и итальянским языками, играла на фортепиано и арфе.
После смерти отца из-за финансовых проблем  А.П.Голенищевой-Кутузовой вместе с матерью пришлось перебраться в Тверь. Там она познакомилась со своим будущим мужем. После поражения восстания декабристов Ф.Н.Глинка был репрессирован, но Авдотья Павловна решила «подать руку человеку, обставленному (...) неблагоприятными для него обстоятельствами». Венчание состоялось в 1831 году во Владимирской церкви г.Твери. Брак оказался счастлтвым, и, по воспоминаниям современницы, Глинки «не только жили дружно, но постоянно и добросовестно восхищались друг другом». Авдотья Павловна преклонялась перед творчеством мужа, и особенно это относилось к его поэме «Таинственная капля».  В 1835 году супруги переехали в Москву, и там А.П.Глинка еженедельно устраивала в своем доме литературные вечера, ставшие заметным явлением московской культурной жизни того времени. Ф.Н.Глинка вспоминал: «В каждый понедельник съезжались на вечер все, того времени, писатели, мыслители, артисты. Нередко сбиралось до сорока человек, и, несмотря на тесноту помещения, гости оставались до двух и трех часов за полночь. Разумеется, что Авдотья Павловна, с ее музыкальным и литературным талантом, была душою этих московских понедельников, повторявшихся впоследствии в Санкт-Петербурге».   
В 1840-1850-е гг. Глинки жили в Москве и Петербурге, но часто приезжали и в Тверь. В это время Авдотья Павловна тесно общалась с духовенством и подвижниками, усердно посещала храмы и обители. (Особенно – Тверской Успенский Желтиков монастырь, где был погребен ее отец).
Одна из современниц (С.В.Энгельгардт) была несправедлива по отношению к А.П.Глинке, однажды сказав, что писательница «была религиозна, но как инквизиторы, без христианской любви, а они опаснее скептиков». Но ведь именно христианской любовью можно объяснить обширную благотворительную деятельность А.П.Глинки. Например, она состояла членом Дамского попечительного о бедных общества (председатель – кн. С.С.Щербатова) и была избрана попечительницей Яузской части Москвы, в которой насчитывалось 90 бедных семей: «Там познакомилась она на деле с чердаками, подвалами и темными углами бедных. Все дни ее наполнились перепискою за бедных и для бедных. Она писала, просила, рекомендовала, часто заступалась и отстаивала!» А.П.Глинка стала одним из организаторов благотворительного общества «Доброхотная копейка», которое помогало семьям бедных чиновников. Ее заботило тяжелое положение крестьян, и поэтому в своем имении она провела ряд преобразований: «Оброк был ослаблен, хлебные и прочие дани уменьшены наполовину. Она так обходилась с крестьянами, что незаметно для них и для себя вошла в полное слияние с ними. Старики и старушки приходили без робости, садились, просто без чинов, на ступеньках крыльца у проезжей дороги, и простодушно разговаривали с барынею, которая их слушала, лечила – и очень удачно (гомеопатиею), и входила во все их нужды. Заметив, что крестьянских детей-малюток приносят в церковь с голыми головками и по сырой погоде, она принялась сама кроить и шить детские шапочки из остатков разных цветных материй. Это составляло ее постоянное занятие по вечерам в деревне и в Москве. Через несколько времени в деревенской церкви в праздничный день запестрел целый цветник детских головок: накануне роздано было матерям несколько сот разноцветных шапочек».
Подавляющее большинство стихотворений А.П.Глинки – религиозного содержания, но при ее жизни была опубликована лишь незначительная их часть. В 1869 году, после смерти писательницы, была издана ее книга «Задушевные думы», подготовленная к печати Ф.П.Глинкой. Лирическая героиня сборника подводит итоги земной жизни и размышляет о жизни вечной:
И я на той черте стою,
Где видят все без покрывала:
Небес – еще не достаю,
Земного – для меня уж мало!...
В сборнике много стихотворных молитв, которые близки каноническим: в них есть просьбы наставить на путь истинный, стремление очиститься от грехов, чтобы приблизиться к Богу, тональность восхваления Господа... Молитва –это единственный путь к Богу, потому что «Одной молитвой и слезами// До Бога можем мы дойти». Лирическая героиня Глинки знает могучую силу молитвы:
Чудна, чудна молитвы сила:
Она невидимо целит
И душу, из тоски унылой
Подняв, так дивно оросит,
Что и наружность обновится
И жизнью зацветет другой!
О Боже! Дай мне дар молиться,
Раскрой во мне сей ток живой!...
В 1863 году А.П.Глинка  тяжело заболела, и, несмотря на усилия врачей, скончалась. Она была похоронена в Желтиковом монастыре, рядом с могилой отца. Обряд погребения совершил архиепископ Тверской и Кашинский Филофей.


Рецензии
Геннадий, замечательный очерк к 150-летию со дня смерти Авдотьи Павловны Глинки. Спасибо вам большое. Попала к вам на страничку через гугл, собирая ссылочки со сведениями и выдержками из произведений А.П.Глинка. Очень рада знакомству.
С уважением
Соня

Соня Никольская   25.07.2018 23:35     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Соня, за отзыв! С творчеством А.П.Глинки я детально познакомился лет пять назад, когда псковские коллеги подарили мне сборник поэтессы, изданный для нужд филологов тиражом, кажется, всего в сто экземпляров. А с поэзией супруга Авдотьи Павловны - Ф.Н.Глинки - я познакомился гораздо раньше, когда в своё время исследовал его т.н. элегические псалмы. Не знаю, доведётся ли мне ещё заниматься творчеством Авдотьи Павловны и Фёдора Николаевича... Это были чрезвычайно интересные творческие личности... С уважением, Геннадий.

Марков Геннадий   26.07.2018 23:07   Заявить о нарушении
о-оо, вы счастливый человек! прикасаться, жить творчеством таких глубоких духовных личностей... О-оо, это дорогого стоит.
Ко мне на "Плач Магдалины" зашел автор Игорь Иванович Бахтин и оставил ссылку на произведение Авдотьи Павловны. К сожалению, на Прозе.ру нельзя выложить произведение под другим именем, как скажем, на Самиздате. На его страничке три четверти текста - Глинка. Разве что можно вынести в заглавие автора... Так или иначе, но я открыла для себя Авдотью Глинка. Ее поэтическая интерпретация (если можно так сказать) канона о распятии Господнем и на плаче Пресвятой Богородицы великолепен, богодухновенен и проникает в самое сердце... По прочтению этого отрывка я и заинтересовалась ею. И просидела полночи враз проснувшись...)

Соня Никольская   27.07.2018 00:06   Заявить о нарушении