И. Крылов и Православие

                И.А.Крылов: в поисках Целебного Ключа

                «Православная жизнь»-февраль/март 2014 года

         13 февраля исполняется 245 лет со дня рождения Ивана Андреевича Крылова (1769 – 1844) – классика русской литературы, выдающегося баснописца, известного также своими драматическими произведениями, журналистскими статьями и переводами.. К тому же в ноябре этого года исполнится 170 лет со дня смерти писателя.
Отец Крылова, Андрей Прохорович, был офицером, и во время пугачевского восстания руководил обороной Яицкого городка от мятежников. Большую роль в воспитании мальчика сыграла мать, Мария Алексеевна, женщина необразованная, но, по словам сына, «умная от природы и исполненная высоких добродетелей». Детство будущего писателя было непростым: его отец умер в бедности, оставив вдову с двумя малолетними детьми. В наследство детям достался лишь большой сундук с книгами. Семья часто переезжала с места на место. Поэтому Крылову не удалось получить хорошего образования. Но он старался заниматься самообразованием, много читал. И.А.Крылов самостоятельно изучил французский, немецкий и итальянский языки. В старости самостоятельно освоил древнегреческий, брал уроки английского языка, увлекался математикой, хорошо рисовал, играл на скрипке, знал теорию музыки, разбирался в истории и философии... Достаточно долго будущий писатель работал на незначительных чиновничьих должностях, зарабатывая копейки. По воспоминаниям современника, Крылов «посещал с особеным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрой толпой, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов». И.А.Крылов обладал достаточно большой физической силой и поэтому нередко принимал непосредственное участие в кулачных забавах.
         Первые свои тексты И.А.Крылов написал в 15-летнем возрасте, а в 1784 году он решил  заняться писательской деятельностью, начав с написания пьес. К нему пришел успех, но не сразу, и еще достаточно долго Крылову приходилось работать за скромное чиновничье жалованье. Лишь в конце жизни он был обласкан властью.  В молодости И.А.Крылова считали прежде всего писателем-сатириком, издателем журнала «Почта духов», автором запрещенной трагикомедии «Триумф», высмеивавшей Павла I. Слава баснописца пришла к Крылову позднее: за период с 1809 по 1843 гг. он создал более 200 басен, вышедших в свет в 9 частях, и многократно переиздававшихся. Уже при жизни баснописца его басни стали переводиться на европейские языки.
Архиепископ Иоанн (Шаховской) в «Беседах с русским народом» писал: «Есть пророки, которым дано «истину царям с улыбкой говорить». И.А.Крылов не был таким поэтом-пророком. Он скорее подобен восточному мудрецу, загадывающему людям загадки, чтобы людей этих научить и вразумить. Истину своего литературного служения он сам назвал «истиною вполоткрыта». Было бы неверно думать, что истина «вполоткрыта» есть полуистина. Нет, это полная истина, только «засвеченная малым огоньком», чтобы не поранить больных, привыкших к нравственной тьме и полутьме, душевных глаз человека, не выносящих яркого света». Один простодушный крыловский современник своеобразно оценил творчество Крылова: «Ты, любезный тятенька, пишешь это для всех: для малого, для старого, для ученого и простого, и все тебя прославляют... Басни твои – это не басни, а апостол». И поэт князь Вяземский выразил похожую мысль в стихах, посвященных И.А.Крылову: «Где нужно, он навесть умеет/ Свое волшебное стекло,/ И в зеркале его яснеет/ Суровой истины чело».
Известно, что Оптинские старцы, - из поколения, жившего в первой половине 19 века, - преп. Амвросий (Гренков) или преп. Анатолий (Зерцалов) очень любили Крылова и в некоторых случаях использовали его басни как наставления, включая их в проповеди и вразумления. В крыловских баснях часто можно обнаружить духовную связь с Библией и Православием. Конечно, жанр басни диктует свои условия, и эта связь не всегда является прямой. Например, басня «Водопад и Ручей» актуализирует важное для христианства понятие «Источник Жизни»:
Кипящий Водопад, свергаяся со скал,
Целебному Ключу с надменностью сказал
(Который под горой едва лишь был приметен,
Но силой славился лечебною своей):
«Не странно ль это? Ты так мал, водой так беден,
А у тебя всегда премножество гостей?
Не мудрено, коль мне приходит кто дивиться;
К тебе зачем идут?» - «Лечиться»,-
Смиренно прожурчал Ручей.
Крылов знал, где находится Животворящий Ручей или Целебный Ключ. По воспоминаниям литератора Леонида Трефолева, «каждую Пасху Крылов встречал в Казанском соборе. Большого труда стоило ему пробраться через густую толпу. Однажды тучное тело баснописца особенно страдало от толчков; но когда полиция это заметила и сказала: «Раздайтесь! Ведь это Иван Андреевич Крылов!» - народ с уважением уступил дорогу». Связь с православной идеологией можно найти во многих баснях Крылова. Например, профессор Московской Духовной Академии и литературовед М.М.Дунаев писал: «Едва ли не все басни Крылова раскрывают (...) действие Промысла в жизни человека. Не о том ли, например, знаменитая «Стрекоза и Муравей», на которую любил ссылаться в своих наставлениях старец Анатолий? Кто-то возразит, что в басне звучит призыв к труду для обеспечения благоденствия. Однако именно Промысл ждет от человека необходимых усилий, а не пассивного порхания в бездумной надежде на стороннюю помощь. «Царство Небесное силою берется» (Мф. 11,12)». По мнению Дунаева, И.А.Крылов – настоящий православный баснописец: «Во многих баснях Крылов отвергает гордыню, противополагая ее смирение, основу православной духовности. Самый яркий пример – басня «Водопад и Ручей». Сходная мысль, но с несколько иным оттенком, - в басне «Орел и Пчела». Смирение всегда почиталось православным народом выше любого внешнего шума, великолепия и блеска. А Крылов – православный баснописец».
          Как и многие выдающиеся поэты его времени, Крылов перелагал псалмы. Немногие знают, что он писал оды, большая часть которых представляет собой переложения псалмов, лирические размышления по мотивам «Песни Песней» царя Соломона и Книги Екклезиаста. Все эти произведения были написаны Крыловым еще в 1794-1795 гг., когда он, известный журналист и драматург, покинул столицу из-за угрозы политических преследований и был вынужден часто менять место жительства и род занятий. В сложных жизненных обстоятельствах Крылов обратился к Господу, и это помогло писателю достойно преодолеть неурядицы и трудности:
...И я к Тебе, надежды полный,
Свой простираю томный глас.
Смири страстей свирепых волны,
В которых духом я погряз!
К лирическому герою Крылова пришло выстраданное понимание:
В Нем правым жизнь; в Нем чистым свет-
И вне Его спасенья нет.
По свидетельству близко знавшего Крылова академика Лобанова, баснописец умер с молитвой «Господи, прости мне все согрешения мои...».Умер он от скоротечного воспаления легких. После отпевания в Исаакиевской церкви в Адмиралтействе гроб с телом Крылова был перенесен в Александро-Невскую Лавру. 12 мая 1855 года в Летнем саду был открыт памятник Крылову, сооруженный П.К.Клодтом на средства, собранные по подписке благодарными читателями.


Рецензии
"Архиепископ Иоанн (Шаховской) в «Беседах с русским народом» писал: «Есть пророки, которым дано «истину царям с улыбкой говорить». И.А.Крылов не был таким поэтом-пророком." Вообще это так, но однако, вот кое-что:
http://proza.ru/2009/04/17/579

Евгения Сулаева   09.05.2020 06:25     Заявить о нарушении