Легенда - 17... памяти Валерия Харламова

Данный эпитет к фильму Легенда - 17 вовсе не реклама.
В жарком июне - 2013, когда я отдыхал на любимой турбазе за Волгой, картина только появилась в прокате. Смотреть в клубе было нечего, "кина - не будет!" - и я притащил нашему массовику - затейнику дяде Юре DVD с фильмом. Дальнейшее меня поразило...

Легенду - 17 просмотрели от начала до конца все - и взрослые, и дети. А когда началась кульминация картины - легендарный ныне первый матч суперсерии 72 года Канада - СССР, кто-то из отдыхающих мужчин рванул за пивом. Прибежал через пару минут и спросил запыхавшимся голосом: какой счет? Словно мы наблюдаем за реальным матчем. На следующий вечер кино повторили, и я уже подумал, что дядя Юра не вернет мне диск...


***


Более всего перед просмотром фильма я опасался идеализации Валерия Харламова и превращения его жизни, со взлетами и падениями, грехами и праведностью - в вылизанное "житие святого советского хоккеиста". К счастью, этого не произошло, за что отдельное спасибо режиссеру Николаю Лебедеву...

Валерий Харламов от рождения являл собой уникальный генетический синтез в результате смешения кровей (отец - русский, мама - испанка). Отсюда южноевропейская пластика, обводка и артистичность на льду, помноженная на русские удаль, скорость и характер. В сочетании с его интеллектом (а лед он видел превосходно) это была убийственная для соперников комбинация.

В обычной жизни Валерий вовсе не напоминал грозного правого края нападения, перед которым на льду трепетали все соперники, а в Канаде ввели в Зал Славы в Торонто (несмотря на то, что он не сыграл ни единого матча в НХЛ). Харламов был настолько скромен, насколько это вообще в человеческих силах - при свалившейся на него в молодости всесоюзной славе. Как и всякий русский, да и просто - живой человек - не без грехов и слабостей: любил душевно посидеть в хорошей компании, по молодости случались рестораны и девушки. Отчасти потому - и в фильме это отображено - Харламов (будучи добр к людям) - неважно в них разбирался...

Своей будущей супруге Ирине Валерий представился... таксистом - насмотревшись на девушек, которые охотились за знаменитостями; Ирина же хоккеем абсолютно не интересовалась. В картине этот эпизод обыгран остроумно.

- Я хочу стать лучшим в Мире таксистом - грустно произносит Валерка за столиком вечернего кафе Ире, но начальник автопарка (тренер ЦСКА Тарасов) не дает мне разогнаться как следует...

Это тоже - правда.
Совсем юный Харламов, игрок вовсе не выдающихся атлетических данных - Тарасову (поначалу!) не приглянулся: он считал его артистом и пижоном на льду, который рассыплется в настоящей игре с первым же серьезным соперником. Поэтому, отправил его "на воспитание" в провинциальное захолустье - холодный Чебаркуль, где играл дочерний клуб ЦСКА "Звезда". Здесь царил прямолинейный мужицкий хоккей с дедовщиной в команде, которая категорически не желала расти и добиваться высоких результатов - иначе половине состава придется искать новую работу, а оставшимся нужно будет пахать вдвое больше - чтобы соответствовать новым требованиям. Юный игрок попал в абсолютно чуждую среду, и как он преодолел эту сумму негативных обстоятельств, возмужал и вернулся в ЦСКА в фильме показано очень хорошо...

Отдельных комплиментов заслуживает постановка хоккейного матча в Монреале: любой режиссер скажет, что снимать в кино игру на льду очень сложно, и наши сделали это не хуже, чем в американской картине "Чудо". Сборная СССР, как известно, проигрывала 0:2 после пяти стартовых минут, но затем раскрепостилась, сравняла счет и разорвала элитных канадских профи - 7:3. При счете 2:2 дубль Харламова решил исход того исторического матча...


***


Думаю, нет особого смысла пересказывать весь сюжет данной истории (кто заинтересовался - посмотрит), поэтому отмечу лучшие роли картины.

Выбор Данилы Козловского на роль Легенды - 17 тоже вызывала мой сдержанный скепсис: он человек совсем иного поколения, практически не заставший даже 80-е. Мне хотелось бы увидеть в образе Валерия Харламова Даниила Страхова,  удивительно точно вжившегося в роль молодого Штирлица. Впрочем, особого выбора и не было: ни Страхов, ни Козловский не могли, что называется, "потрогать ту эпоху руками" - а Харламов должен быть молод. Козловский отыграл ровно, может - без того вдохновения Свыше, что присуще актерам от Бога - но и без помарок.
С таким Валерием Харламовым - учитывая все объективные сложности - можно согласиться. А сцены, где он - и общается, и конфликтует - с будущей женой Ириной, поставлены особенно хорошо. Может, оттого, что суть взаимоотношений мужчины и женщины во все эпохи - одна...

Наверное, я бы сказал чуть больше теплых слов о Козловском, если бы не контраст, что взорвал картину и оттенил всех прочих актеров. Речь, конечно же, о совершенно гениальном вживании в образ Анатолия Тарасова Олега Меньшикова.

Олега Евгеньевича - при всей огромной любви к его таланту - я мог представить кем угодно: юным Костиком из "Покровских Ворот", Эрастом Петровичем Фандориным, Доктором Живаго, интеллигентом Головиным из драмы "Восток - Запад". Все эти образы не только любимы, но и соответствуют (во многом) Меньшикову реальному. Но - характер, психотип, мировоззрение Анатолия Владимировича Тарасова, антагониста всякому либерализму, Меньшикову, казалось, воплотить невозможно - от внешнего несходства до огромной разницы в человеческих взглядах.

Звезда Голливуда Том Круз упорно ходил на курсы актерского мастерства, но ни Аль Пачино, ни Де Ниро не стал. Научить тому, что делает Меньшиков, как он расставляет акценты, отображает внешне чуждую ему личность великого тренера - тоже невозможно. Собственно, режиссер Николай Лебедев вспоминал, что его главной задачей было НЕ МЕШАТЬ Олегу Евгеньевичу.

В картине достаточно интересны и хороши роли второго плана (Владимир Меньшов, Роман Мадянов, Борис Щербаков, Александр Лобанов, Даниэль Ольбрыхский). Но... я ловлю себя на мысли, что пересматривал ее уже трижды не столько из любви к хоккею, сколько по причине гениальной игры Олега Меньшикова. Совершенно изумительное (повторюсь) вживание в образ человека - жесткого (иногда - жестокого), спрашивающего От и До с игроков (но, еще больше - с себя самого), погруженного в свою стезю с головой и отказывающегося лебезить перед Властью - и хоккейной, и политической - что и стоило ему поездки на Матч Мечты в Канаду - сборную, которую подготовил именно он, повез играть Всеволод Бобров. А взаимоотношения Тарасова и Харламова сотканы по классической схеме "репрессивной педагогики", за которой скрываются любовь и восхищение тренера хоккеистом под номером 17. Но, это надо видеть...

Как и лучшую, на мой взгляд, сцену всей картины - когда уволенный из сборной Тарасов при счете 2:0 в пользу Канады ходит по ночному московскому дворику, рисуя палочкой комбинации команды, настроение которой он безошибочно чувствует даже через океан. И вот, в это одиночество лишенного Призвания человека 7 раз врываются крики ГОЛ! из не спящих московских окон. А затем - звонок из Монреаля от счастливых ребят, понимающих - кто истинный творец той победы...


***


В конечном итоге, при всех плюсах и минусах картины, я остался очень доволен самим фактом выхода достойного фильма о хоккее. Каждая хоккейная нация имеет полное право гордиться лучшими моментами своей великой Истории и рассказывать о них тем, кто их не застал. А у нас этих выдающихся воспоминаний никак не меньше, чем у североамериканцев.

Собственно, поэтому я и не сравниваю напрямую картины "Чудо" и "Легенда - 17".
А просто - вновь с удовольствием перелистываю золотые страницы Истории Хоккея под разным углом зрения...


Рецензии