Откуда взялась система владений

 Данная статья предназначена для профессионалов и продвинутых любителей астрологии. Здесь я высказываю своё мнение о спорных утверждениях, опубликованных в специальных книгах и изданиях.

 Однажды так случилось, что в истории современной российской астрологии одной из самых обсуждаемых тем стал вопрос о знаках экзальтации и владения транссатурновых планет. Всё было спокойно, пока дело ограничивалось классической семёркой по системе, прописанной ещё до "Тетрабиблос" Птолемея. Однако, некоторые современные астрологи решили подвергнуть эту систему пересмотру. На пространстве бывшего СССР, апогей этого движения обозначился на Второй Всесоюзной конференции в г.Паланга с 1 по 8 мая 1991 года, специально посвящённой этому вопросу. Следом за конференцией отметились статьями все ведущие астрологические издания. В журнале "Российская астрология" №8 за июль 1996г Наталья Додонова обозначила типичные подходы к построению таких систем. Для одних астрологов была важна теоретическая стройность, для других чистая эмпирика, для третьих семантическая убедительность, а для некоторых – историческая динамика символа.

 В это время я только приступил к изучению астрологии и был ошарашен таким разбродом и шатанием в рядах знатоков. Кто бы мог подумать, что современные астрологи не уверены в том, откуда появилась классическая система владений и экзальтаций планет!? Другой не очевидный вопрос возник чуть позже, когда я плотнее познакомился с практической стороной дела: а кому она подходит? Это двойственный вопрос. Какому исследователю подходит наука, не имеющая чётких постулатов и авторства открытий? И почему её мистические принципы всё-таки действуют на подавляющем количестве людей? Сходу на такое не ответишь, но заставляет глубже заглянуть внутрь себя. Мне субъективно ближе теоретическая стройность системы, но и тут было несколько предложений. Например, в "Рос.Астр."№1 1993г. появился вариант М.Лукина с "осью Птолемея"; в журнале ЕАФ НСГИ за лето 1997г вариант В.Горбацевича о сочетании двойственностей обители/экзальтации и директность/ретроградность. Этот последний мне наиболее близок и, можно сказать, является прототипом того, что я хочу изложить в отдельной статье. Были и другие предложения, но мне сложно относиться серьёзно к тем, где используют астероид Хирон наравне с планетами. Ещё сложнее к тем, где изменяют классическую схему септенера. Тем не менее, я убеждён, что одной лишь стройностью системы ограничиваться нельзя.

 Казалось бы, какая есть необходимость подвергать сомнению ту часть системы, что относится к давно известным фактам об управлении Солнца, Луны и всех видимых планет до Сатурна включительно? Мне представляется, что причина кроется в иллюзии противоречия между астрологией экзотерической и эзотерической. Между тем предсказанием судьбы, которым занимается обычный астролог и той задачей преодоления фатальности материального мира, которую ставит перед собой эзотерик. Мне хочется как-то сгладить это противоречие и сказать, что законы классической астрологии можно уподобить законам Ньютона в сравнении с законами теории относительности Эйнштейна. Как бы получается, что классическая астрология является частным случаем эзотерической и успешно применяется к "ограниченным", в плане духовного развития, людям. Причём, сами астрологи не считают себя таковыми.

 Не принижая того значения, которое оказывает на человека изучение астрологии (особенно в западной традиции тропического зодиака), хочу отметить, что до настоящих духовных высот сама по себе она не подымает. Во всяком случае, нельзя говорить об этом серьёзно, пока сам астролог не разобрался с иерархией духовных ценностей (которые есть четыре цели жизни: кама, артха, дхарма и мокша). Тем не менее, мне приходилось слышать от продвинутых соратников, что у них "гороскоп теперь не действует". Это смелый шаг и я отношусь с пониманием к их духовному стремлению. Такое стремление возникает не на пустом месте, но, на мой взгляд, всё зависит от первоисточника, подвигнувшего астролога на такое заявление. Современный автор, если он претендует на серьёзную работу по эзотерической астрологии, непременно укажет, что написал свои книги в результате ментального контакта с духовными учителями, находящимися на тонком плане. В следующем предложении он подчеркнёт, что его книга написана для лучшего понимания классических работ Е.Блаватской, А.Бейли и др.. Как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Позвольте и мне немного порассуждать на данную тему.

 Давайте зайдём с другого бока. Вы когда-нибудь увлекались йогой? Асаны, крийя, ведическая кухня и радостное распевание мантр? У меня было такое, а однажды, как астролог, я задался вопросом: как чакры связаны с планетами и знаками зодиака? К моему удивлению, сразу найти ответ не удалось, но позже, с развитием недорогих интернет-услуг в небольших городках Сибири, у меня появился более широкий доступ к хорошо известной в узких кругах литературе. В книге Дэвида Фроули "Аюрведическая астрология" я нашёл, где об этом говорится напрямую. Для наглядности процитирую из 7-ой главы:
<Помимо внешнего гороскопа есть ещё внутренний гороскоп астрального тела, в котором раскрывается осязаемый рисунок души. Основными слагаемыми, образующими астральное тело, являются семь чакр – от корневой до коронарной... Согласно йогической науке, жизненная энергия, или прана, есть внутреннее Солнце... (которое) кружит по чакрам тонкого тела в точности как Солнце по знакам Зодиака. Позвоночник и система чакр составляют внутренний зодиак... Внутреннее Солнце праны с каждым вдохом и выдохом движется вверх и вниз по позвоночнику и системе чакр... Каждый цикл дыхания является сутками для внутреннего пранического Солнца, причём, вдох будет светлым временем суток, а выдох – тёмным... Сквозь тонкое тело, то есть по внутреннему зодиаку, движется не только Солнце, а все планеты. Они могут находится в чакрах тонкого тела и соответствующих им знаках зодиака. Шесть чакр... отражают семь планет и двенадцать знаков, управляемых ими. Их последовательность повторяет удаление их орбит от Солнца, а само Солнце является третьим глазом, или головным центром, причём Солнце и Луна рассматриваются как два лика одной и той же планеты... как правый и левый глаз космического существа (Пуруши)... Меркурий управляет речью и интеллектом, которые соответствуют горловой чакре. Венера соотносится с любовью и влечением и соответствует сердечной чакре. Марс правит пупочным центром – побуждениями и страстями. Юпитер управляет системой размножения и творческой энергией... Сатурн властвует над выделениями и структурой, способностью к сжатию в корневой чакре (змеиной энергии)... Раху и Кету, в своей роли поглотителей Солнца и Луны, соответствуют иде и пингали – левой и правой нади... от Водолея до Рака это восходящая фаза движения (праны) соответствует вдоху и развитию лунной, или охлаждающей энергии... от Льва до Козерога... эта фаза соответствует выдоху, развитию солнечной энергии, она согревающая по природе.>

 Сразу обращает на себя внимание то, что автор как бы путает годовой цикл с суточным и вдох/выдох у него светлый/тёмный, но при этом лунный/солнечный. Далее по тексту имеется описание мест экзальтаций в аналогичном ключе, который в точности соответствует классической схеме. Несмотря на сумбур (перевода?), это впечатляющее описание, которое, на первый взгляд, связывает йогическую дыхательную практику пранаяма с традиционной системой владений и экзальтаций планет септенера. На всякий случай напомню читателю, что речь идёт о сидерическом зодиаке. Лично мне хочется переспросить автора: а за счёт чего выявляется такое соответствие? За счёт "синхронизации" с космическим человеком Пуруши? Если смотреть шире, то под праной нужно понимать некую универсальную жизненную энергию, аналоги которой можно найти во многих культурах. Допустим, это что-то вроде живого, ритмического наполнения пятого элемента (эфира-пространства), который сам, по определению, пронизывает весь космос, а значит и другие четыре элемента (зодиак). С этим можно согласиться. Оккультист сказал бы, что материя имеет пять состояний (пространственное, газообразное, огненное, жидкое и твёрдое), причём четыре из них вынашиваются в утробе пятого. Тогда человек-микрокосм становится подобен Пуруше-макрокосму за счёт пробуждения-рождения?! Впрочем, кто-то может сказать, что это уже детали, но как раз детали меня интересуют больше всего.

 К сожалению, детали не увязываются сами собой. Думаю, у Д.Фроули были убедительные источники информации, но что сейчас для "доказательства" можно предложить читателю? Например в "Мудрость небес" Э.Кришнамачарья, где он цитирует из "Пурушасукта": <День и ночь – две стороны (два солнцестояния в году), свод небес и астеризмы участвуют в придании формы (небесному человеку)>? Кстати, в этой книге знаменитого йога есть доходчивое описание стадий эволюции сознания человека в соответствии со степенью влияния гороскопа на его судьбу. Однако, заглянув в другую его книгу "Ведическая астрология", вы бы увидели, что он делает различия между обычным человеком и йогом, когда описывает связь пранаяма и зодиака. Более того, Кришнамачарья не делает привязку пранаяма именно к "оси владений". У него встречаются различные варианты, в том числе и этот. Тут следует разбираться более тщательно и предоставить слово человеку более сведущему в йоге.

 Здравый смысл мне подсказывает, что ответ будет подобен строкам из книги А.Бейли "Трактат о семи лучах": <Действительно, невозможно определить, какие планетарные влияния локализованы в центрах... в человеке, индивидууме до тех пор, пока не станет известен достигнутый пункт эволюции>. Конкретно это не о среднем человеке сказано, но неужели и для среднего нет ничего определённого? С другой стороны, я бы предположил, что практикующий пранаяму уже находится выше по духовному уровню. Тогда стоит ли (по Фроули) привязывать эту практику к классической системе владений, уверенно применяемой к обычному клиенту? Если да, то почему? И всё же, что является первоисточником? В интернете, на форуме ARGO я наткнулся на такую вот реплику: <Вообще-то все эти соответствия – новодел новейших времён. Ни в одном из известных классических источников по джйотише нет никаких-таких "схем соответствия чакр планетам". Хоть один из классиков об этом пишет? Хотя бы те же Варахамихира, Бхатотпала, Калйан Верма или Мантрешвара с Нилакантой и Бхригу Муни??? Уже не говорю о молчании об этом у Джаймини и Парашары, в компаниии с ними те же Гаргачарйя и Арйабхатта.>

 Я так много не читаю, но найти всё равно хочется. Например, можно найти условное "разбиение" звёздного пространства на две половины. Вот у Калйан Верма кое-что имеется (из Саравали III.9-10):
< Зодиак разделен на две половины с шестью знаками каждая. Хора (половина), включающая шесть знаков, считая от Льва (т.е. Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец и Козерог), управляется Солнцем. Хора, считая от Рака в обратном направлении (включает шесть знаков - Рак, Близнецы, Телец, Овен, Рыбы и Водолей), управляется Луной. Планеты, находящиеся в половине управляемой Солнцем показывают храбрость, тогда как планеты в половине управляемой Луной показывают сострадание, приятный характер и хорошее благосостояние.>
И ещё оттуда же (Саравали II.2):
< Слово "хора" получено из слова "ахоратра" означающего день ("ахо" значит день или светлый солнечный период) и ночь ("ратра" означает ночь), удалением первой (А) и последней (тра) фонем. Это понятие содержит в себе Зодиак и планеты.>
 Это не схема соответствия чакр планетам, но здесь фундаментально то, что сделана некая привязка. Мы видим разделение Зодиака на дневную-солнечную и ночную-лунную половины по "оси владений". Если хоть раз, в процессе дыхательной практики пранаяма или чего-то подобного, у вас получится высвободить энергию, скрытую в нижней чакре, то она "сама собой" ляжет на эту зодиакальную почву благодаря реальному знакомству с охлаждающим и согревающим потоками. Нужно заметить, что условно разделить Зодиак на дневную/ночную (тёплую/холодную) половины можно не только по оси владения. Например, по оси Асцендент/Десцендент или по оси 0гр.Овна/0гр.Весов. Насколько я смог разобраться, у Кришнамачарьи это и показано.

 Как говорится, нет дыма без огня. Аура мистичности предсказаний возникает благодаря законам духовного развития, а нашу искомую стройность системы владений-экзальтаций необходимо подкреплять указаниями из авторитетных древних источников. Мы ведь занимаемся не просто предсказанием судьбы – мы ищем астрологический ключ, открывающий дверь в тонкий мир по закону соответствий. Когда мы делаем шаг навстречу древним писаниям, то наши Учителя находят возможность донести до нас некоторые их детали. Может ли это быть сделано руками и головой современника? Может, но решать придётся вам самим, выбирая из множества вариантов. А кого бы предложили вы?

 Двадцать лет назад в мой город приехали люди из Москвы, из Института Космической философии, чтобы прочитать курс лекций по эзотерическим наукам. В рамках этой миссии, директор института Якунина Алина Осиповна прочла вступительный курс по астрологии. После первой же лекции я подошёл к ней и спросил: "Какую литературу вы рекомендуете?" Ответ был: "Никакую, но... если так уж стремитесь, то можно "Эзотерическая астрология" Алена Лео." Откровенно говоря, я раньше уже успел в неё заглянуть, поэтому просто вежливо поблагодарил и вопросов больше не задавал. Для меня, начинающего, это было совершенно неприемлемо. Сейчас, двадцать лет спустя, настал мой черёд давать советы, но они не для начинающих.

 В заключение хочу несколько слов сказать об индийской астрологии. Тем, кто пока ещё практикует только западную астрологию, нужно обратить пристальное внимание на эту альтернативу с целью улучшить предсказательные техники. Если вы занимаетесь не только психологической консультацией, то не упускайте шанс познакомиться с исследованиями Катамраджа Нараяна Рао. Следуя своей просветительской миссии, он создал школы традиционной индийской астрологии в Индии, США и России. В интернете есть возможность скачать его книги, переведённые на русский язык:
К.Н.Рао Изучаем индийскую астрологию с легкостью 2003
К.Н.Рао Астрология, Судьба и Колесо Времени 2004
К.Н.Рао Предсказание событий по Вимшоттари даша 2004
К.Н.Рао Планеты и Дети 2004
К.Н.Рао Взлеты и падения в карьере 2005
К.Н.Рао Предсказание событий с помощью Чара Даша Джаймини 2006
К.Н.Рао Саде-сати взвешенный подход 2007
К.Н.Рао Мировая Астрология
К.Н.Рао Карма и перевоплощение в индийской астрологии 2008
К.Н.Рао Уроки мастера 2008
К.Н.Рао Уроки мастера 2 2010
К.Н.Рао Йоги, судьба и Колесо времени 2009

 К ним можно добавить книги его учеников, выпущенных под редакцией К.Н.Рао:
М.С.Мехта. Планеты и путешествия. 2002
М.С.Мехта. Аштакаварга. Понятие и применение. 2002
К.К.Джоши. Кота Чакра и Сангатта Чакра. 2006
Гита Катхурия. Астрология и вера. 2007
Шив Радж Шарма. Тайна Раху в гороскопе. 2008
Навал Сингх. Планеты и образование. 2008
Дипак Бисария. Брак в современном обществе. 2008
Сарла Прасад, Шри Рама Мишра, Шалини Дхасмана, Драупади Рай - Поздние замужества девушек. 2009
Сарла Прасад, Шри Рама Мишра, Шалини Дхасмана, Драупади Рай - Одинокие женщины. 2010

 К.Н.Рао регулярно приезжает в Россию с 1998 года. Постоянно выпускаются его новые книги. Для технической поддержки он предлагает компьютерную  программу, разработанную одним из его учеников – Jagannatha Hora 7.02rus (смотри ссылку внизу моей страницы).

 Продолжение темы http://www.proza.ru/2017/12/14/1563


Рецензии