А. Хомяков и Православие

Алексей Хомяков: «Ты вглядись душой в писанья галилейских рыбаков...»

                «Православная жизнь»- октябрь 2010 года

Скоро (5 октября) исполняется 150 лет со дня смерти Алексея Степановича Хомякова – философа и поэта, одного из самых оригинальных и разносторонних представителей русской культуры 19 века.
А.С.Хомяков родился в старинной дворянской семье и получил блестящее домашнее образование. (Русскую словесность ему преподавал А.А.Жандр – писатель и друг А.С.Грибоедова.) Среди юношеских друзей Хомякова был поэт Д.В.Веневитинов, рано умерший, но по творческому потенциалу иногда ставившийся современниками рядом с Пушкиным. Около семи лет Хомяков служил в конной гвардии. Ему довелось участвовать в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. Ко времени службы относится хомяковское знакомство с будущими декабристами К.Рылеевым и А.Одоевским. А.С.Хомяков постоянно спорил с ними, пытаясь убедить, что в случае победы они заменят монархию деспотизмом военной верхушки, что русский народ чужд заговорщикам... В мемуарной литературе сохранилось высказывание Хомякова, в свое время очень рассердившее Рылеева: «Вы хотите военной революции. Но что такое войско? Это собрание людей, которых народ вооружил за свой счет и которым он поручил защищать себя. Какая же тут будет правда, если эти люди, в противность своему назначению, станут распоряжаться народом по произволу и сделаются выше его?» И впоследствии Хомяков осуждал декабристское восстание, выступая как убежденный сторонник самодержавной власти.
       С 1830-ых годов А.С.Хомяков занимается хозяйственной деятельностью в своих имениях, но активно печатается и становится авторитетной общественной фигурой. (Особенно – в 1840-ые годы.) В своих статьях он писал о противоположности корневых начал России и Западной Европы, выступал за уничтожение крепостного права, свободное выражение общественного мнения, отмену смертной казни, утверждение открытого суда с участием присяжных заседателей...   
Хомяков вошел в историю русской культуры главным образом как создатель и идейный вдохновитель славянофильства – легендарного религиозно-философского течения, согласно которому Православие определялось как основная ценность русского культурного пространства. А.С.Хомяков считал, что именно Православие делает русскую культуру «соборной». «Соборность» - это «единство во множестве», ощущение общей духовной связи, но с присутствием чувства свободы. По Хомякову, только Православная Церковь органично сочетает в церковной жизни два трудносоединимых принципа: свободу и единство. В католической церкви есть единство без свободы, а в протестантизме – свобода без единства. Но А.С.Хомяков не был шовинистом, считая, что русская культура должна использовать опыт других культур. Только – не за счет своей самобытности. А самобытность любой культуры связана с религиозной традицией. Хомяков писал: «Выньте Христианство из истории Европы и Буддизм из Азии, и вы ничего не поймете ни в Европе, ни в Азии.» Главными идейными противниками славянофилов были западники во главе с атеистически настроенным В.Г.Белинским, мечтавшим о максимальном сближении России с Европой. Идейная борьба славянофилов и западников – самое значимое событие в истории русской философии 19 века, не потерявшее своей идеологической актуальности до наших дней.
Интерес А.С.Хомякова к Православию и его истории постепенно возрастал: пик этого интереса относится к началу 1850-ых гг. В это десятилетие появляются три хомяковские брошюры под общим названием «Несколько слов православного христианина о западных верованиях», где автор выступает ярым защитником православия, в котором только и сохранился, по его мнению, истинный христианский дух. Складывается впечатление, что в религии Хомякова больше всего интересовали практические проблемы христианской этики, как он их чувствовал и понимал: любовь, добро, благоволение. Хомяков считал, что вера в сочетании с этими понятиями должна была способствовать созданию гармонической и радостной жизни на земле. Значимы воспоминания М.А.Хомяковой об отце: «Вообще он любил жизнь и все Богом созданное, и всякую человеческую радость. Мне вспоминается один из многих его богословских разговоров с ярой кальвинисткой m-me Croisat о чуде в Кане Галилейской. Он спросил у нее, почему Христос превратил воду в вино и умножил его количество, а не другого чего-нибудь, употребляемого в пищу? Потому что этим он хотел благословить всякую чистую человеческую радость и веселье.» 
Хомяков был не только философом и создателем славянофильской идеологии. Его интересовали многие сферы человеческой деятельности. В некоторых своих работах А.С.Хомяков выступал как социолог, теолог и публицист. Его можно назвать историком как автора многотомных «Записок о всемирной истории». Перечислим другие хомяковские ипостаси: экономист, разрабатывавший планы уничтожения крепостничества; практик-помещик, усовершенствовавший винокурение и сахароварение; изобретатель новой паровой машины, получивший патент в Англии; изобретатель дальнобойного ружья; врач-гомеопат, неплохо знавший народную медицину; хороший художник-портретист, пробовавший создавать и иконы; полиглот-лингвист…
Помимо названного, Хомяков был известным в свое время поэтом и драматургом, связанным с культурой романтизма. Правда, при жизни поэта вышел единственный сборник «24 стихотворения» (1844), резко раскритикованный идеологическим оппонентом автора В.Г.Белинским, похвалившим Хомякова лишь за способность «слагать громкие слова и фразистые стопы». Да и могла ли Белинскому понравиться  поэзия христианской тематики ? А христианская тематика была основной в хомяковском творчестве. Согласно подсчетам ученых-литературоведов, Хомяков чаще всего использовал в своей поэзии такие слова: Бог, небо, сердце, душа, мир (общество), сила, песня... Он призывал своего современника обратиться к духовному опыту Библии:
В час полночного молчанья,
Отогнав обманы снов,
Ты вглядись душой в писанья
Галилейских рыбаков,-
И в объеме книги тесной
Развернется пред тобой
Бесконечный свод небесный
С лучезарною красой.
(«Звезды»)
Особенно популярными были хомяковские стихотворения и две его трагедии: «Ермак» и «Димитрий Самозванец». Покоритель Сибири Ермак в трактовке Хомякова предстает как истинный православный христианин, что совпадает с карамзинской трактовкой в «Истории Государства Российского». Для трагедии «Димитрий Самозванец» важна оппозиция «православие – католичество». По Хомякову, для главного героя трагедии гибельной оказалась прежде всего попытка лишить русский народ православия, введя католичество, чуждое русскому менталитету. Рупорами авторского взгляда становятся носители православной идеологии – Скопин-Шуйский, дьяк Осипов, слепой старик-отшельник Антоний…
А.С.Хомяков верил в счастливую судьбу России, идущей по пути Православия. Эта вера выражена, например, в стихотворении «Парус поднят; ветра полный...»:
Парус русский. Через волны
Уж корабль несется сам.
И готов всех братьев челны
Прицепить к крутым бокам.

Поднят флаг: на флаге виден
Правды суд и мир любви.
Мчись, корабль: твой путь завиден...
Господи, благослови!


Рецензии