К. Романов и Православие
«Православная жизнь» - август 2010 года
Недавно (2 июня) исполнилось 95 лет со дня смерти Константина Романова – Великого князя, дяди Николая II, крупного государственного деятеля, многолетнего президента императорской Академии наук, а также поэта , вошедшего в историю русской поэзии под криптонимом «К.Р.». К.Романов пробовал себя в композиторской и актерской деятельности, был неплохим пианистом. В круг его ближайших знакомых входили многие известные деятели русской культуры: композиторы П.Чайковский и А.Рубинштейн, классики русской литературы А.Майков, А.Фет, Я.Полонский, И.Гончаров...
Под руководством К.Романова в России были открыты новые музеи, лаборатории и обсерватории, организованы многие научные экспедиции. Именно благодаря ему было широко отмечено 100-летие со дня рождения А.С.Пушкина и был учрежден фонд для издания сочинений выдающихся русских писателей, филологических трудов. По инициативе К.Романова Академия наук учредила разряд изящной словесности, проведя выборы первых академиков.
Всю свою жизнь К.Романов был глубоко верующим человеком. Вчитаемся в страницы его юношеского дневника, сохранившего глубины духовных исканий будущего августейшего поэта и президента:
«Я так люблю Господа, так мне хотелось бы изъявить Ему свою любовь. (...) Ах, если б я был Учеником Спасителя! Как бы я тогда ходил за Ним, как бы я хотел быть на месте ученика (...), который возлежал у Его Груди. О, как бы я слушал все Его слова! Чего бы я ни сделал для Него.» (23.03.1876)
«Мне нравится молиться Богородице. Читая «Богородице, Дево, радуйся», мне так и хочется просить Ее порадоваться вместе со мной, войти в мою радость.» (05.07.1877)
«Я хорошо молился и много думал о себе. Я очень далек от того времени, когда так легко молится и когда мне казалось, что Бог и Ангелы меня слушают и не гнушаются моей молитвой. А теперь мне трудно сосредоточить свои мысли и религиозно настроить ум. Когда же я, наконец, углублюсь в себя и начну молиться, я вижу свои грехи с самой черной стороны (...). Тогда я думаю, что Бог отвратился от меня, и ему не нужны мои молитвы.» (27.06.1877)
«Высшая добродетель есть самопожертвование. Пример ее нам показал Христос Своей смертью... Быть может, когда мне удастся исполнить свое желание, и я научусь жертвовать собой в пользу других, на том свете Господь вспомнит о моем старании подражать Ему и простит меня.» (06.11.1877)
«Любимый мой день в году – Страстная пятница. Я перед ним благоговею, в нем есть что-то таинственное и грустное. Я никогда не могу достаточно насладиться им, сосредоточиться и постичь его величие.» (18.04.1880)
«Я желал бы принять мученическую смерть. Но далеко мне до этого, не такую я жизнь веду, во мне не довольно «целомудренны мечты», как сказал Языков (...)» (13.07.1880)
В юности Константин Романов мечтал стать монахом, но родители никогда бы не дали согласие на его пострижение. Спустя многие годы у Константина Константиновича возникло желание стать обер-прокурором Святейшего Синода, чтобы трудиться на благо Церкви и ее паствы, но и это желание не осуществилось. Любое радостное для Церкви событие искренне радовало К.Романова. Например, об этом свидетельствует информация, содержащаяся в дневниковой записи от 23.07.1896 г.: «На днях в «Правительственном вестнике» появилось определение Святейшего Синода о причислении к лику святых Святителя Феодосия Углицкого, архиепископа Черниговского. Как отрадно в конце нашего века, в пору безверия и поклонения материи, читать о подобном событии в жизни Церкви.»
По роду своей деятельности Великий князь встречался со многими выдающимися священнослужителями: и с отцом Иоанном Кронштадтским, и со старцем Амвросием из Оптиной пустыни. Во время своих многочисленнных путешествий по России Константин Константинович любил посещать провинциальные храмы. В семье Великого князя царил истинно православный дух. Сын К.Романова Гавриил в своих воспоминаниях писал: «Отец (...) желал, чтобы первым нашим языком был русский. Поэтому и няни у нас были русские, и все у нас было по-русски. В молельной у отца, в Мраморном дворце, между кабинетом и коридором, висело много образов и всегда теплилась лампадка...»
Всего в семье Константина Романова было 9 детей: 6 сыновей и 3 дочери. Олег Константинович, писавший проникновенные стихи христианской тематики, героически погиб на фронте в сентябре 1914 года, что, несомненно, ускорило смерть К.К.Романова, умершего от сердечного приступа спустя год. А уже в июле 1918 года были зверски убиты (сброшены живыми в шахту) трое сыновей Константина Романова: Иоанн, Константин и Игорь. За рубежом они уже давно почитаются Православной Церковью как мученики: нередки их изображения на современных иконах. Остальным детям Великого князя довелось испить горькую чашу эмиграции.
К счастью, у современного читателя есть прекрасная возможность ознакомиться с поэтическим творчеством Константина Романова – К.Р. С творчеством поэта, которого после многих десятилетий забвения снова стали активно печатать, и вот уже двадцать лет поэзия К.Р. живет в сознании современных любителей русской классической литературы.. Христианская тематика является главной для его творчества. И тот, кто ищет в поэзии прикосновения к духовному опыту христианства, с чувством благодарности прочтет, например, цикл стихотворений К.Р. «Библейские песни», его поэму «Севастиан-мученик» или драму «Царь Иудейский»...
Именно «Царь Иудейский» стал лебединой песней поэта. Примечания к тексту в несколько раз больше самого произведения: К.Р. со скрупулезностью исследователя изучил огромное количество христианской и исторической литературы. Этими материалами впоследствии воспользовались многие. В том числе - и М.Булгаков в процессе написания «Мастера и Маргариты». Драма повествует о последней неделе земной жизни Иисуса Христа. Авторская находка – в том, что Христос не появляется на сцене или в списке действующих лиц, но о нем с чувствами любви, преклонения или ненависти говорят другие персонажи. Наверное, К.Р. понимал, что любые попытки вчувствоваться во внутренний мир сакральной личности и ее переживаний обречены на неудачу. В результате поэт взял пример с Евангелистов. Как в свое время писал Александр Мень, «Евангелисты изображают Христа только извне, как они Его видят. Они никогда не заглядывают Ему в душу. (...) Чувства Христа выражены только внешне. (...) Дистанция была настолько огромной, что Евангелисты знали: туда не заглянешь...» Можно вспомнить и похожее высказывание Чингиза Айтматова: «Христос – это целый космос, и никто не может его объять.»
Самые эмоциональные стихи К.Р. – о любви к Богу. Давайте и мы прикоснемся к этим оживляющим душу эмоциям через посредничество известного стихотворения К.Р. «Молитва»:
Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить,
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.
Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердную волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.
Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью,
Бескорыстной глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить!
Свидетельство о публикации №216041100419