В. Ключевский и Православие

              В.О.Ключевский: «Христианство – религия любви...»

                «Православная жизнь» - май 2011 года


         Василий Осипович Ключевский –  русский историк-классик, который был интересен во все времена. О нем спорили, его критиковали, но читали взахлеб. Есть мнение, что в русской исторической науке 19 века, переживавшей расцвет, было три столпа: Николай Карамзин, Сергей Соловьев и Василий Ключевский. 2011 год для В.Ключевского – время двойного юбилея. 16 января исполнилось 170 лет со дня рождения этого выдающегося историка, а 12 мая будет 100 лет со дня его смерти.
Широкому читателю, любителю истории В.Ключевский известен, прежде всего, как автор многотомного «Курса русской истории». В советское время  этот труд был переиздан лишь во времена хрущевской «оттепели», вскоре после легендарного 20 съезда, но потом в течение тридцати лет не переиздавался. Сегодня наследие В.О.Ключевского публикуется достаточно широко, и современный читатель может присоединиться к восторженному хору современников историка, говоривших о неподражаемости авторского стиля Василия Осиповича: «Большинство его произведений – скрытые диалоги»; в его фразе «ничего не переставишь, не изменишь»; «говорить о Ключевском лучше всего словами Ключевского»;  в его исследованиях есть «особенный тон, создающий внутреннюю музыку мысли и речи, цельные картины прошлого и живые образы времен»... В.О.Ключевский был известен как непревзойденный мастер афоризмов. Приведу лишь некоторые из них, произвольно избранные: «В России развилась особая привычка к новым эрам в своей жизни, наклонность начинать новую жизнь с восходом солнца, забывая, что вчерашний день потонул под неизбежной тенью.»; «Русская мысль и русская действительность далеко разошлись друг от друга и идут каждая своей дорогой (...). Первая, не понимая потребностей второй, не в состоянии направлять ее, вторая, предоставленная своим стихийным влечениям, может привести к роковым результатам или по крайней мере к неожиданным кризисам...»
Жизнь В.О.Ключевского часто была связана с Православной Церковью. Будущий историк родился в Пензе,  в семье потомственного священника Осипа Васильевича Ключевского, служившего в селе Можаровка Городищенского уезда Пензенской губернии вплоть до своей скоропостижной смерти. Воспоминания о скромной и подвижнической жизни сельского духовенства, о крестьянском быте остались в памяти В.О.Ключевского на всю жизнь. Потом семья переселилась в Пензу и сильно бедствовала. Десятилетнего Василия определили в приходское духовное училище. Через год он перешел в уездное духовное училище, а с сентября 1856 и до конца 1860 г. прошел курс местной духовной семинарии. Для семьи Ключевского было существенно, что обучение в духовных учебных заведениях было не только бесплатным, но ученики получали также и небольшую стипендию. К тому же В.Ключевский уже со второго года обучения в семинарии стал подрабатывать частными уроками, чтобы помочь содержать семью. Он успешно изучал языки, много читал, интересовался гуманитарными науками, зачитывался историческими сочинениями В.Н.Татищева и Н.М.Карамзина. В результате В.О.Ключевский решил изменить свой жизненный путь, поступив на историко-филологический факультет Московского университета. Так начался его путь историка.
Ключевский 36 лет преподавал на кафедре русской гражданской истории церковно-исторического отделения Московской духовной академии, находившейся в Сергиевом Посаде (ныне г.Загорск). Преподавал он и в Московском университете, и в других высших учебных заведениях. В.О.Ключевский был великолепным лектором. Художница Е.Д.Поленова писала в своем дневнике: «Сейчас возвратилась с лекции Ключевского. Какой талантливый человек! Он читает теперь о древнем Новгороде и прямо производит впечатление, будто это путешественник, который очень недавно побывал в 13-14 вв., приехал и под свежим впечатлением рассказывает все, что там делалось у него на глазах, и как живут там люди, и чем они интересуются, и чего добиваются, и какие они...» Личность В.О.Ключевского повлияла на многих известных людей: политика П.Н.Милюкова, историка С.Ф.Платонова, художников В.А.Серова и А.М.Васнецова, певца Ф.И.Шаляпина...
Интерес к православию и религии не покидал Ключевского никогда. Например, в студенческие годы под руководством знаменитого ученого Ф.И.Буслаева он подготовил обширный реферат «Сравнительный очерк народно-религиозных воззрений». Тема его магистерской диссертации – «Древнерусские жития святых как исторический источник». Ключевский практически совершил научный подвиг, исследовав около 5000 житийных списков, изучив жития не менее 166 святых. Правда, жития были им восприняты как  специфический жанр, не отражающий историю прямо: «Литературной колыбелью жития была церковная песнь, а публикой – общество, которому был чужд простой исторический интерес». Но впоследствии в «Курсе русской истории» Ключевский уже писал об уникальном значении житий для пробуждения нравственной свободы у человека русского Средневековья.
             В 1888 году при праздновании 900-летия принятия христианства в России, Ключевский произнес речь в Духовной академии, в которой подчеркнул заслуги Церкви: «Воспитывая верующего для грядущего града, она таинственно и постепенно обновляет и перестраивает гражданское общество». А однажды он назвал состояние «христианской грусти» самым идеальным для русского общества. Это «настроение, проникнутое надеждой, но без самоуверенности, а только с верой». И это настроение, выраженное в молитвенном стихе «Да будет воля Твоя», «никакой христианский народ своим бытом, всею своею историей не почувствовал (...) так глубоко, как русский».
Ключевский активно сотрудничал с журналами «Православное обозрение» и «Богословский вестник». Он прославился и как создатель «исторических портретов». В том числе и Сергия Радонежского, Ульяны Осоргиной... Так, Ключевский назвал преподобного Сергия «вечным спутником и путеводителем грядущих поколений», и подтверждением этому является многовековой поток паломников в Троице-Сергиеву Лавру, желающих поклониться гробу преподобного Сергия и испытать чувство единения со святым и друг с другом: «Это чувство вот уже пять столетий одинаково загорается в душе молящегося у этой гробницы, как солнечный луч в продолжение тысячелетий одинаково светится в капле чистой воды».  Религиозное чувство подсказывало В.О.Ключевскому, что русский человек мог бы многому научиться у своих предков: «Человек украшает то, в чем живет его сердце, во что кладет он свою душу, свои умственные и  нравственные усилия. Современный человек, свободный и одинокий, замкнутый в себе и предоставленный самому себе, любит окружать себя дома всеми доступными ему житейскими удобствами, украшать, освещать и согревать свое гнездо. В древней Руси было иначе. Дома жили неприхотливо, кое-как. Домой приходили как будто только поесть и отдохнуть, а работали, мыслили и чувствовали где-то на стороне. Местом лучших чувств и мыслей была церковь. Туда человек нес свой ум и свое сердце (...)».
Свое отношение к христианству Ключевский выразил однажды краткой, но емкой фразой: «Христианство – религия любви; здесь сказано все – и сущность, и история». Думается, более точной формулы не существует.



Рецензии