Н. Гумилев и Православие

                Николай Гумилев – поэт с «христианским сердцем»

                «Православная жизнь» - август 2011 года


        В этом году – два юбилея, связанных с именем Н.Гумилева: 24 августа исполняется 90 лет со дня его трагической гибели, а 3 апреля исполнилось 125 лет со дня рождения поэта. Николай Степанович Гумилев – классик русской поэзии,  основатель акмеизма - литературного направления, под знаменами которого вошли в русскую поэзию А.Ахматова и О.Мандельштам. Гумилев был известен не только как замечательный поэт, переводчик и критик. Он являлся неутомимым путешественником и этнографом, открывшим Африку для русской культуры и науки. Современники восхищались им и как храбрым офицером, участвовавшим в первой мировой войне и награжденным двумя Георгиевскими крестами.
       Николай Гумилев достаточно часто использовал в своей поэзии христианские образы (особенно – в последние шесть лет творчества). Известный исследователь гумилевскогй поэзии Ю.В.Зобнин однажды даже заявил, что «все своеобразие облика (...) Гумилева объясняется православной воцерковленностью его мировоззрения и сознательной ориентацией на эстетику религиозного искусства». А известный поэт Н.Оцуп как-то сказал, что у Гумилева – «христианское сердце». Действительно, переживания лирического героя многих гумилевских стихотворений  близки сознанию православного человека. Например, обратимся к стихотворению «Счастье» с яркими пасхальными переживаниями:
В мой самый лучший, светлый день,
В тот день Христова Воскресенья
Мне вдруг примнилось искупленье,
Какого я искал везде.   
       По некоторым биографическим сведениям, семья отца поэта происходила из духовного звания. Иногда косвенным подтверждением этого считают фамилию, которая, видимо, произошла от латинского “humilis”- «смиренный». Будущий поэт родился 3 апреля 1886 года в Кронштадте. Его отец, Степан Яковлевич, был судовым врачом и неоднократно совершал кругосветные путешествия. Отцовская тяга к странствиям передалась и Николаю. Мать читала детям (Николаю и его старшему брату Дмитрию) Библию, исторические повести и труды, а старая няня рассказывала множество русских народных сказок. Жена старшего брата поэта писала о семье Гумилевых: «Дети воспитывались в строгих принципах православной религии. Мать часто заходила с ними в часовню поставить свечку, что нравилось Коле. С детства он был религиозным и таким же остался до конца своих дней, - глубоко верующим христианином. Коля любил зайти в церковь, поставить свечку и иногда долго молился перед иконой Спасителя. Но по характеру он был скрытный и не любил об этом говорить».   Но религиозные чувства часто проявлялись в стихах:
 Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
 А жизнь людей мгновенна и убога,
 Но все в себе вмещает человек,
 Который любит мир и верит в Бога».
          По воспоминаниям современников, Гумилев не скрывал своей православной веры  в послереволюционные годы, и это была его человеческая и гражданская позиция. Например, специально снимал шапку на площади и размашисто крестился на храмы в то самое время, когда сбивали кресты.
Судя по всему, участие в военных действиях сильно ускорило духовную эволюцию поэта, так как потребовало крайнего напряжения сил. Именно в военные годы Гумилев осознал важную для себя истину: «Мне с трудом верится, чтобы человек, который каждую ночь обедает и каждую ночь спит, мог вносить что-нибудь в сокровищницу культуры духа. Только пост и бдение, даже если они невольные, пробуждают особые, дремавшие прежде силы». И на войне, как вспоминал Н.Гумилев в «Записках кавалериста», невозможно было существовать без молитвы: «В конце недели нас ждала радость. Нас отвели в резерв армии, и полковой священник совершил богослужение. Идти на него не принуждали, но во всем полку не было ни одного человека, который бы не пошел. На открытом поле тысяча человек выстроилась стройным прямоугольником, в центре его священник в золотой ризе говорил вечные и сладкие слова, служа молебен. Было похоже на полевые молебны о дожде в глухих, далеких русских деревнях. То же необъятное небо вместо купола, те же простые и родные, сосредоточенные лица. Мы хорошо помолились в этот день». Поэт в краткие минуты затишья стал усиленно изучать тексты религиозного содержания. Именно тогда он понял еще одну выстраданную истину: «У человека есть свойство все приводить к единству – по большей части он приходит этим путем к Богу». Военные стихи Н.Гумилева преимущественно вошли в сборник «Колчан» (1916), и не случайно этот сборник пронизан христианской символикой. Анна Ахматова считала православие главной темой сборника. Поэт  «глас Бога слышит в воинской тревоге и Божьими зовет свои дороги». Святые великомученики Пантелеймон и Георгий Победоносец исцеляют воина и благословляют его на жизнь «для славы».Трагичность войны смягчается здесь тональностью святости, пониманием священности долга воина перед Родиной. В дальнейшем православная тематика занимала все большее место в гумилевском творчестве (сборники «Костер», «Шатер»), и ее вершиной стал сборник «Огненный столп», изданный уже после смерти поэта. Самые частотные слова этого сборника – Бог, слово, небо, земля, душа... Поэт ощущает здесь несовершенство современного мира, забывшего о Господе:
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.   
          3 августа 1921 года Н.Гумилев за участие в контрреволюционном заговоре был арестован чекистами  и три недели спустя расстрелян. Когда поэта арестовывали, он успел взять с собой самые сокровенные книги: Библию и гомеровскую «Одиссею». Известно, что Гумилев никого не выдал на допросах. Сохранилось мемуарное свидетельство одного из большевиков о последних минутах жизни Н.Гумилева: «Этот ваш Гумилев (...) шикарно умер.(...) Улыбался, докурил папиросу...Фанфаронство, конечно. Но даже на ребят из особого отдела произвел впечатление. Пустое молодечество, но все-таки крепкий тип. Мало кто так умирает...» Поэт был убит в тридцатипятилетнем возрасте, в период расцвета своих творческих и духовных сил.
Имя Гумилева находилось под запретом в течение шестидесяти лет после смерти поэта. И лишь в 1986 году запрет был снят. В 2001 году в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга прошла панихида «по рабу Божьему Николаю». Именно здесь отпевали Н.Гумилева в 1921 году... Поэт предчувствовал такой исход:
И Господь воздаст мне полной мерой
За недолгий мой и горький век...
        Фамилия Гумилева впоследствии была прославлена и гениальным ученым Львом Гумилевым (сыном поэта и Анны Ахматовой) – этнологом, географом, историком, столетие со дня рождения которого будет отмечаться в следующем году. Лев Гумилев дожил до старости, но и его век был горьким: несколько десятилетий жизни пришлось провести в сталинских лагерях, а научная слава пришла к нему лишь незадолго до смерти. Но, по мнению Николая Гумилева, только человек, переносящий тяготы и страдания, способен существенно обогатить культуру. Именно такое преодоление закаляет человеческий дух:
И от древа духа снимут люди
Золотые, зрелые плоды.


Рецензии
А зачем Вы обозвали Н. Гумилёва "офицером"?
Эта выдумка вчистую рушит остальной текст.

Гр Ойген   26.03.2019 19:05     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.