Земля романтиков

"Авиация и Метеорология, как два крыла у птицы..."

Чукотский район – самая  северо-восточная окраина Чукотского автономного округа. Он расположен на побережье  Берингова пролива, разделяющего два самых крупных материка Евразию и Северную Америку.
Поселок Лаврентия – административный центр Чукотского района, расположился на берегу залива Лаврентия.
Нам повезло, что 10 августа 1778 года на берегу этого залива высадился   сам Джеймс Кук. В этот день, согласно церковному календарю был день памяти святого мученика архидиакона Лаврентия, казненного в римской империи 10 августа 258 года.  В честь этого святого залив был назван заливом Святого Лаврентия. Много лет прошло, чтобы на этом пустынном  берегу  стали жить люди.
В мае 1925 года пленум Комитета Севера вынес постановление о строительстве на Севере культурных баз – первых очагов просвещения. Культбазу на берегу  залива Святого Лаврентия строили китайские рабочие, на строительство которой ушел год.  До образования культбазы,  на берегу залива стояло  несколько яранг. Береговые чукчи занимались морским промыслом. Но буквально, через 2 года культбаза  Лаврентия стала центром Чукотского национального округа. Здесь были построены больница, три жилых дома, школа, интернат, радиостанция, склад и дом фактории. Со всей нашей родины поехали учителя, врачи, ученые. Стремительным было время 30-х годов. Время романтики, мужества и героев. При освоении Северного морского  пути 13 февраля 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами теплоход «Челюскин». Очень сложная организация спасения челюскинцев превратила многих ее участников в настоящих героев. Летчики-спасатели, на чьи плечи легла самая опасная работа, были первыми, кого страна удостоила самого высокого звания – героя Советского Союза. Это  А.В.Ляпидевский, Н.П. Каманин, С.А.Леваневский, И.В.Доронин, В.С.Молоков, М.В.Водопьянов, М.Т.Слепнев. Среди спасенных  челюскинцев, которых доставляли в Лаврентия, была и метеоролог  Ольга Комова. Первые  сводки о погоде из Лаврентия полетели в эфир для спасения челюскинцев. Самолеты садились на косе, аэродрома не было. По праву ее считают первым метеорологом в Лаврентия. Давно нет в живых Ольги Комовой, но метеорологи  АМСГ Лаврентия помнят о ней, потому что многие приехали работать на этот далекий север по следам Ольги Комовой.
Авиация пришла на Чукотку позже, чем во многие районы страны. Лишь после челюскинской эпопеи стала ясной необходимость иметь в этом отдаленном краю постоянные подразделения гражданской авиации. Долгие годы крылатые машины были в Лаврентия «залетными птицами». Сейчас это может показаться удивительным, но даже в конце пятидесятых годов северяне в основном передвигались на нартах. Началом зарождения авиации в самом отдаленном районе России по праву считают 1923 год, когда было создано  Чукотское местное бюро общества друзей воздушного флота в Уэлене.
Пример мужества  летчиков, по спасению челюскинцев, не прошел бесследно. Первый летчик-чукча из Уэлена Тимофей Елков - Таграй, в годы войны был награжден орденом Красного знамени. Погиб геройски на Ленинградском фронте, защищая нашу Родину от немецких фашистов.
В годы войны в Лаврентия, под строительство запасного аэродрома для перегона с Аляски самолетов на фронт использовалась коса, на которой располагалось село. Место было болотистое с мелкими ручьями. Для работы собирали молодых и сильных оленеводов и рыбаков. Они таскали на себе крупные камни, гравий с берега бухты, утрамбовывали все это в ручную,  бревнами. Благодаря этому трудовому подвигу простого чукотского народа была построена взлетно-посадочная полоса. Она  и  сейчас   служит людям.
Авиация и Метеорология, как 2 крыла у птицы. Если оторвать одно крыло   и сказать: Лети! Она будет пытаться взлететь, но не полетит, не поднимется в небо.
Поэтому с развитием Авиации стала развиваться и Авиационная метеорология. Считается, что непрерывные авиаметеорологические наблюдения начались в аэропорту Лаврентия с 1955 года. А первый самолет Ан-2 стал базироваться в аэропорту Лаврентия  в 1958 году. Командиром экипажа был известный летчик Петренко Алексей Андронович – человек громадной силы воли. Он всю войну от первого до последнего дня воевал на штурмовиках.  Нужно учесть, что в то время меньше было ограничений и пилот сам себе «разрешал» вылет, смотря по погоде. Командир Петренко летал мастерски.  У местных жителей  был  и до сих пор есть, танец «Летчик Петренко прилетел». Вертолетов не было, во всех ситуациях выручала «Аннушка». В условиях Севера, авиация всегда имела первостепенное значение. Это и обслуживание Севморпути, отдаленных сел, доставка почты, выполнение санитарных заданий.
Коллектив  на Авиаметеорологической станции был большой и дружный. Техники-метеорологи наблюдали за погодой, радисты - фотооператоры принимали  по факсимильной связи карты погоды, а синоптики уже имея этот весь оперативный материал, составляли прогнозы и для Авиации и для народного хозяйства Чукотского района. Кроме авиационных наблюдений станция производила круглосуточные наблюдения за погодой. Выпуск шар-пилота давал представления о ветре на высотах. А еще  производили маршрутные  снегосьёмки и агрометеорологические наблюдения. Работы было много. На смену Ан-2, пришли в аэропорт Ми-4, позже Ми-8. А самолеты  Ил-14 заменили Ан-24, Ан-26, Ан-72, Ан-74, даже Як-40 летал по маршруту Анадырь-Лаврентия-Анадырь, выполняя пассажирские рейсы. Авиация Чукотки развивалась вместе со всей страной и в 1980-е годы достигла своего расцвета. Профессия авиатора и метеоролога была одна из самых романтичных и уважаемых.  Синоптиков нам «поставлял» Одесский Гидрометеорологический институт и Высшее инженерно-морское училище им. Адмирала Макарова, город Ленинград. Вся география нашей страны была представлена техниками-метеорологами. Это Херсонский, Владивостокский, Ростовский, Алексинский, Московский  и Туапсинский Морской гидрометтехникум ,Новосибирское училище.  Коллектив Авиаметеорологической станции считался одним из лучших в Колымском Управлении Гидрометслужбы, а потом в Чукотском УГМС. Группа техников-метеорологов были ударники коммунистического труда. Многие заслуженно были награждены почетными грамотами, благодарностями.  На Авиаметеорологической станции с 1959  по 1999 год проработала техником-метеорологом Нина Ивановна Медведева. Очень грамотный специалист, наставник молодежи. Она не знала слово -  нет. За трудовые успехи  - награждена знаком Почетный полярник СССР.
 Тяжелые девяностые годы.... Авиация на Чукотке стала убыточной. Государственная поддержка практически сводилась к нулю и в Гидрометслужбе. Перестало поступать метеооборудование, задержки по зарплате в полгода... Пошли повальные сокращения работников станции. На Авиаметеостанции Лаврентия остались работать романтики и влюбленные в Авиацию.
Новое время для авиации, как и для всей Чукотки, наступило с приходом новой администрации во главе с Романом Абрамовичем. Но кадровый вопрос остался больным для «Чукотского  метеоагентства». А сейчас и для Северо-восточного филиала ФГБУ «Авиаметтелеком  Росгидромета» к которому относится Авиаметеостанция Лаврентия. Маленькая заработная плата, высокие цены на продовольствие, отдаленность от центральных районов страны, очень тяжелые погодные условия, где почти 9 месяцев зима, а остальное лето... не притягивает больше молодых парней и девчат. Ушло поколение романтиков. Хорошая погода редкий Гость на побережье Берингова пролива, но уж если «звенит», то летаем  во  все стороны. Бывает, что и стоянок для воздушных судов не хватает. Сейчас на  Авиаметеостанции Лаврентия  работают 2 техника-метеоролога. Они помогают пилотам поднимать в небо самолеты и вертолеты. Работают все на один результат, это БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ!!!
-  Во всех аэропортах небо такое разное,- сказал один из опытных командиров  Ан-26 Чукотавиа.
- ?????
- А у вас в Лаврентия, оно всегда ЛАСКОВОЕ!!!
Это поверьте, дорогого  стоит!


Эта статья была опубликована в четвёртом номере за 2014 год в журнале "Аэрокосмический курьер".

С уважением
Аронова Лидия  - авиационный метеоролог с 1976 года. Почётный работник Гидрометслужбы России.


Рецензии