М. Лермонтов и Православие-1

             М.Ю.Лермонтов: «Из пламя и света рожденное слово...»


                «Православная жизнь» - июль 2011 года


15 июля исполняется 170 лет со дня трагической гибели М.Ю.Лермонтова – гениального русского поэта, прожившего всего 26 лет. Он был убит на дуэли у подножия горы Машук вблизи Пятигорска. Павел Граббе, один из командиров Лермонтова, узнав о гибели поэта, с грустью сказал: «Несчастная судьба у нас, русских. Только явится между нами человек с талантом – десять пошляков преследуют его до смерти».  Лермонтовское творчество продолжалось неполных 13 лет (1828 – 1841), но это были чрезвычайно плодотворные годы.
Творчество Лермонтова – «из пламя и света рожденное слово», разное по темпераменту и смыслу. Иногда в нем возникают богоборческие мотивы, связанные с традицией европейской романтической поэзии,  с творчеством Байрона. Но в нем есть и глубина духовных исканий, религиозные переживания, близкие христианскому сознанию. Именно об этом и хочется поразмышлять, вспомнив отдельные страницы лермонтовской биографии и творчества.
Так сложилось, что Лермонтова воспитывала бабушка  Е.А.Арсеньева  - богатая пензенская помещица. Детство поэта прошло в Тарханах – бабушкином имении. В  ее доме  был православный уклад. Именно благодаря бабушке у М.Ю. Лермонтова на всю жизнь остались детские воспоминания о православных иконах, праздниках, богослужениях... Может быть, и заключительные строки лермонтовского стихотворения «Ветка Палестины» продиктованы детскими впечатлениями поэта:
Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой...
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой.
В письмах Е.А.Арсеньевой внуку часто встречаются фразы «Христос над тобой» или «Будь над тобой милость Божья».  По мемуарным свидетельствам, «бабушка так дрожала над внуком, что всегда, когда он выходил из дома, крестила его и читала над ним молитву». Даже когда Лермонтов был уже офицером, спешил на учения или парад, бабушка все равно его задерживала и благословляла. Возможно, что-то предчувствовала. (Е.А.Арсеньева пережила любимого внука на несколько лет.)
Уже с детства Лермонтов ощущал особую важность собственного имени – Михаил. Не случайно архангел Михаил – один из любимых образов лермонтовского творчества. В текстах Лермонтова архангел сражается с Сатаной и падшими ангелами. В стихотворении «Бой» (1832) лирический герой наблюдает небесное сражение двух всадников. Один одет в серебряные одежды, а другой – в черные. Герою вдруг на миг показалось, что воин в черном  -  сильнее, но побеждает воин в серебряных одеждах. Воин-победитель не назван в лермонтовском тексте по имени. Но можно вспомнить, что в Библии архангел Михаил нередко именуется «князем снега, воды и серебра», да и в бабушкином доме была икона, изображавшая архангела в одежде серебристого цвета.
Современники иногда воспринимали Лермонтова как атеиста-безбожника. Наверное, какие-то основания для этого были. Офицерская среда, к сожалению, диктовала поэту свои правила поведения, и приходилось носить маску воинствующего отрицателя. Но что в это время творилось в лермонтовской душе? Мы можем почувствовать переживания поэта через посредничество автобиографической поэмы «Сашка» (1835 - 1836):
Век наш – век безбожный;
Пожалуй, кто-нибудь,
                шпион ничтожный
Мои слова прославит, и тогда
Нельзя креститься будет без стыда
И поневоле станешь лицемерить,
Смеясь над тем, чему желал бы верить.
И стихия творчества, которую поэт однажды назвал «страшной жаждой песнопенья», могла иногда отдалять от Бога. Но лирический герой Лермонтова осознает собственную греховность и готов в ней покаяться, попросив у Бога прощения
За то, что редко в душу входит
Живых речей Твоих струя;
За то, что в заблужденье бродит
                Мой ум далеко от Тебя...
Многие исследователи-литературоведы отмечали исповедальность многих текстов М.Ю.Лермонтова. Закономерно, что в лермонтовском творчестве достаточно много стихотворений с названием «Молитва». Так, в одном из текстов лермонтовский герой молится Богоматери – «теплой заступнице мира холодного», но не за себя, а за возлюбленную. В другом – кается в собственной греховности, а в третьем – восхищается могучей очищающей силой православной молитвы: «Есть сила благодатная в созвучье слов живых», «с души как бремя скатится»...
Во времена Лермонтова многие поэты вдохновлялись античной культурой, и их тексты пестрели «Аполлонами», «музами», «лирами», «Парнасами»... А Лермонтов  сделал свой культурный выбор в пользу Библии и христианства. По подсчетам исследователей, одно из самых употребительных по частотности слов в лермонтовской поэзии – «небо», причем используемое в библейской тональности. Даже когда Лермонтов описывает современные ему события, в его текстах возникают библейские ассоциации. Вспомним легендарное лермонтовское стихотворение «Смерть Поэта» о трагической гибели А.С.Пушкина. Здесь Пушкин предстает как мученик, уподобившийся Христу. Хотя бы за счет упоминания «тернового венца», тайные иглы которого «язвили славное чело». Остается лишь надежда на грядущий Божий суд, который покарает виновных в трагической судьбе погибшего поэта. В лермонтовской поэзии часто возникает тема Божьего суда, Апокалипсиса, небесных битв между силами добра и зла... Важна для Лермонтова (особенно для последних лет его творчества) идея об очищающей роли страдания. Лермонтов нередко ощущал вдохновение, думая о библейских пророках. В итоге он написал классическое стихотворение «Пророк» (1841) в монологической форме, от первого лица:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
 Герой Лермонтова иногда сам пророчествует, как это происходит в  стихотворении «Предсказание» (1830). Сделанное предсказание в итоге сбылось в 1917 году:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет...
Когда читаешь лермонтовские тексты, понимаешь насколько глубоко поэт знал Библию. Например, в поэме «Демон» есть сопоставление демона с молнией. И сразу вспоминается текст Евангелия от Луки и фраза Иисуса Христа о том, что он «видел Сатану, спадающего с небес, как молния». Разбирался Лермонтов и в символике православного храма. Например, нередко использовал в своих текстах понятие «Царские Врата». Иногда прямо («Вадим»), иногда метафорически – в значении преграды, не допускающей грешника в рай («М.П.Соломирской»):
Над бездной адскою блуждая,
Душа преступная порой
Читает на воротах рая
Узоры надписи святой.
Лермонтовский герой нередко мечтает о будущем, когда люди будут жить как в раю, потому что станут чистейшими существами: «Станут течь их дни, невинные, как дни детей». («На жизнь надеяться, страшась»)
Через три года в пространстве русской культуры ожидается глобальное событие  – двухсотлетие со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Будет весомый повод вновь обратиться к его яркому творчеству.




Рецензии