Я вспоминаю. Об Ирине Велембовской, продолж. 3
Да. Так вот. Ирину Александровну я лично помню года с 1953-его. Я ещё не учился, но часто приходил в школу, к маме и заставал тётю Иру, убирающей коридоры школы.
Дело в том, что как позднее я узнал от моей мамы, Ирина вернулась в Москву в конце сороковых годов. Её нигде не брали на работу. Не было и прописки. Она поменяла ряд рабочих мест, в том числе и на фабрике музыкальных инструментов "Лира"( в районе Северянина). Именно короткая работа на этой фабрике подарит в будущем Ирине сюжет её повести "Женщины". Но надо всё же было как то определяться. И в это не простое время Ирине очень помогли два человека: Михаил Филлипович и директор нашей школы Нина Анатольевна Мыльникова. Это была удивительная женщина. Умная, властная, волевая, без мужа растившая дочь, Нина Анатольевна очень много сделала хорошего разным людям. В её доме жили и учились на учителей две будущие школьные преподавательницы. Нина Анатольевна, помимо бывшей судимой Ирины, приютила в школе ранее сидевшего и в немецком плену и в нашем лагере Якова Давидовича Берковича. Нина Анатольевна в то суровое время борьбы с космополитизмом приняла на работу евреев: мою мать -преподавать немецкий язык , а затем и словесность, Мендельсона Иосифа Львовича-математика, Рывкина Зиновия Исааковича-историка. И несмотря на все её трения с РОНО, Нина Анатольевна всегда поддерживала этих учителей. Но и требовала с них- будь здоров. Когда она умирала в результате длительной тяжёлой болезни(ей было уже за 80 лет), многие её знакомые приходили к ней в дом, чтобы сменить дочь, покормить, перепеленать и т.д. А когда Нина Анатольевна умерла, десятки людей пришли с ней проститься. А ведь она, к тому времени уже давно не работала.
Так вот Мыльникова и приняла Ирину на работу в школу уборщицей или, как тогда говорили, "техничкой", и помогла выправить паспорт. Позднее, Ирина стала работать в школьной библиотеке у Ольги Александровны. Михаил же Филлипович предоставил Ирине кров в своём уже купленном к тому времени доме на 12-ой Линии Красной Сосны. И дал ей свою фамилию. А куда бы она ссыльнопоселенка с подозрительной фамилией Шухгальтер в то время бы устроилась?
Ирина навсегда сохранила благодарность Нине Анатольевне. И став известной писательницей, она приглашала Мыльникову на различные презентации своих произведений, в свою новую шикарную квартиру на улице Горького; дарила свои книги с афтографами. Впрочем, Ирина делала это и для других ей симпатичных людей, и в частности для моей мамы. У меня сохраняется несколько книг тёти Иры с дарственными надписями моей маме.
Я помню тётю Иру тогда в 50-ых годах- молодой энергичной женщиной с очень живыми глазами и доброй слегка ироничной полуулыбкой на лице. Мне теперь кажется, что живые глаза -это неотъемлемое качество сестёр Шухгальтер(хотя я встречался только с тремя сёстрами). Я помню тётю Иру убирающей школьные коридоры и классы, но я помню её и гостепреимной в доме Велембовских. Она что то рассказывает, зовёт дочку Аську, просит что то принести, а потом долго слушает говорящих гостей. Об этих гостях, о праздничных столах у Велембовских я и хочу повспоминать.
(продолжение следует)
© Copyright: Григорий Варшавский, 2009
Свидетельство о публикации №209072300168
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Григорий Варшавский
Рецензии
Написать рецензию
Другие произведения автора Григорий Варшавский
Авторы Произведения Рецензии Поиск Кабинет Ваша страница О портале
Свидетельство о публикации №216041100740