о. Сергий Булгаков и Православие

         От марксизма к идеализму: духовный путь о.Сергия (Булгакова)


                «Православная жизнь» - июнь 2011 года


16 июня исполняется 140 лет со дня рождения Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) – выдающегося религиозного философа, богослова, экономиста и общественного деятеля. С.Булгаков родился в городе Ливны Орловской губернии, в семье потомственного  священника. Какое-то время будущий философ обучался в Орловской духовной семинарии, но покинул ее в 1888 году, пережив кризис веры. Около 15 лет он воспринимал себя  материалистом и атеистом, контактировал с левыми радикальными кругами. Окончив гимназию, Булгаков поступил в Московский университет, который окончил в 1896 году, избрав своей специальностью политэкономию. Рано женившись, он уехал в Германию, где опубликовал первые работы, сразу обратившие на себя внимание немецких ученых, преимущественно - социалистов. Булгаков стал марксистом и примкнул к социал-демократической партии. В период с 1901 по 1906 годы С.Булгаков жил в Киеве: преподавал политэкономию в Политехническом институте. Именно в эти годы кардинально меняется булгаковское мировоззрение. Он углубленно читает Библию, религиозно-философские труды В.Соловьева и романы Ф.Достоевского. С этого времени религиозно-философские интересы становятся определяющими для Булгакова. Он выходит из рядов социал-демократической партии и в 1903 году выпускает замечательную книгу «От марксизма к идеализму», название которой говорит само за себя.
С.Булгаков проникновенно вспоминал о своем возвращении к религии: «Мне шел 24-ый год, но уже почти десять лет в душе моей была подорвана вера, и , после бурных кризисов и сомнений, в ней воцарилась религиозная пустота. Душа стала забывать религиозную тревогу.(...) О, как страшен этот сон души, ведь от него можно не пробудиться за целую жизнь!...Вечерело. Ехали южной степью, овеянные благоуханием медовых трав и сена, озолоченные багрянцем благостного заката. Вдали синели уже ближние кавказские горы. И вперяя жадные взоры в открывавшиеся горы, впивая в себя свет и воздух, внимал я откровению природы. (...) И вдруг в тот час заволновалась, зарадовалась, задрожала душа: а если есть...если не пустыня, не ложь, не маска, не смерть, но Он, благой и любящий Отец, Его риза, Его любовь...»
Еще одно духовное озарение С.Булгаков испытал на русском Севере, в келье монаха: «И в этот вечер благодатного дня, а еще более на следующий, за литургией на все я глядел новыми  глазами, ибо знал, что и я призван, и я во всем этом реально соучаствую.» Так Булгаков ощутил, что над миром есть Бог, и встреча с Ним есть «радость всех радостей».
С.Булгаков подружился и начал активно сотрудничать с философом Николаем Бердяевым, также проделавшим путь от марксизма к идеализму. Они совместно издавали религиозно-философский журнал «Вопросы жизни», организовали несколько религиозно-философских организаций, обществ. А в 1910 году Булгаков познакомился с о.Павлом Флоренским – выдающимся религиозным философом, очень сильно повлиявшим на булгаковские  философские искания. В 1916 году С.Булгаков издает настоящий философский шедевр – книгу «Свет Невечерний», в которой систематически излагает свое религиозное миропонимание.
В 1917-1918 годах С.Булгаков активно участвовал в работе Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви, близко сотрудничая с патриархом Тихоном. В 1918 году Булгаков принял священство. Конечно, к Октябрьской революции он отнесся негативно, отозвавшись на нее произведением «На пиру богов», где предсказывал гибель любому радикализму: «В каждом максималисте сидит такой маленький Наполеон от социализма или анархизма. Анархизм, или, по старому выражению, нигилизм, есть необходимое последствие самообожения, здесь подстерегает его опасность саморазложения.» Конечно, философ верил, что Россия будет спасена, но болезненно переживал ее распад: «...Все инородцы имеют национальное самосознание. Они самоопределяются, добывают себе автономии, нередко выдумывают себя во имя самостийности, только за себя всегда крепко стоят. А у нас нет ничего: ни родины, ни патриотизма, ни чувства самосохранения даже...Выходит, что Россия сразу куда-то ушла, скрылась в четвертое измерение и остались одни провинциальные народности, а русский народ представляет лишь питательную массу для разных паразитов.»
         С.Булгаков мог восприниматься большевиками только как идеологический враг: священник, критик любого радикализма, один из основных авторов легендарного антимарксистского сборника «Вехи», вызвавшего ленинскую ярость...Поэтому в 1922 году о.Сергий был включен в составленные ГПУ по инициативе Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж. Так Булгаков стал вынужденным эмигрантом. В мае 1923 года, после недолгого пребывания в Константинополе, С.Булгаков перебирается в Прагу, где занимает должность профессора церковного права и богословия в Русском Научном Институте. А вскоре при активном булгаковском участии в Париже был организован Православный Богословский Институт (1925). О.Сергий возглавлял его до своей кончины, одновременно занимая здесь и должность профессора кафедры догматического богословия. Комплекс институтских строений часто называли Сергиевым Подворьем, т.к. духовным центром института был храм Сергия Радонежского. Во многом благодаря именно деятельности С.Булгакова Сергиево Подворье стало крупнейшим центром православной духовности и богословской науки в зарубежье.
В 1939 году у о.Сергия обнаружили рак горла. Он перенес несколько сложных операций, побывал на пороге смерти и частично утратил способность речи. Он работал до последних дней жизни: в тяжелейших условиях окупированного немцами Парижа писал новые философские труды, не прекращал служить литургию и читать лекции, превозмогая боль. Символично, что его последняя книга, как и в каноне Священного Писания – «Апокалипсис Иоанна» . Она была закончена Булгаковым совсем незадолго до смерти.
В эмиграции С.Булгаков писал преимущественно богословские труды. Но он успел высказаться по огромному количеству актуальных вопросов. Очень экзотичной представляется сфера философии экономики, а Булгаков создал классический труд «Философия хозяйства» (1912), посвященный философскому прославлению труда. Востребована и булгаковская работа «Философия имени», созданная в Крыму в самый разгар гражданской войны. И здесь Булгаков находит основания для критики большевизма. На этот раз – за псевдонимию: « Псевдоним есть воровство, как присвоение не своего имени, гримаса, ложь, обман и самообман. Последнее мы имеем в наиболее грубой форме в национальных переодеваниях посредством имени, что составляет наиболее обычный и распространенный мотив современной псевдонимии Троцких, Зиновьевых, Каменевых... Здесь двойное преступление: поругание матери – своего родного имени и давшего его народа (ибо национальные имена даются через посредство родителей всем народом, и отречение совершается также от всего народа), и желание обмануть других, если только не себя, присвоением чужого имени.» О.Сергий верил в могущество Божьего имени: «В имени Божьем Господь сам себя именует в нас и через нас, в нем звучат для нас громы и сверкают молнии Синая, присутствует энергия Божья.»


Рецензии