Александр II и Православие
«Православная жизнь» - март 2011 года
1 марта 1881 года – одна из скорбных дат российской истории. В этот день в Санкт-Петербурге, по приговору исполнительного комитета «Народной воли», был убит Александр II. Российский император погиб от взрыва бомбы, брошенной революционерами-террористами, в тот самый день, когда он должен был подписать проект новой масштабной программы административных и экономических реформ. Великий князь Александр Михайлович позднее вспоминал: «Образ покойного Государя, склонившегося над телом раненого казака и не думающего о возможности вторичного покушения, не покидал нас. Мы понимали, что что-то несоизмеримо большее, чем наш любящий дядя и мужественный монарх, ушло вместе с ним невозвратимо в прошлое. Идиллическая Россия с Царём-Батюшкой и его верноподданным народом перестала существовать 1 марта 1881 г.»
Художник А.Бенуа также зафиксировал состояние всеобщего шока и возмущения: «Все рассказы носили тогда одинаковый характер – ужас перед свершившимся и абсолютное осуждение преступников-террористов, тогда как до того «нигилисты» были «почти в моде». Был потрясен и классик русской поэзии А.А.Фет, написавший стихотворение «1 марта 1881 года», в котором кровавое преступление террористов осмысляется как символическая параллель библейских событий:
Голгофе передал Иуда
Окровавленного Христа.
Согласно Фету, именно Иисус «крест и свой венец терновый земному передал царю». Ощущения А.А.Фета совпали с чувствами многих представителей Православной Церкви. Так, епископ Новгородский и Арзамасский Макарий произнес в нижегородском кафедральном соборе речь по поводу убиения Императора: «Почивший Царь наш (мученик или Страдалец!) сделался как бы жертвой искупительной и умилостивительной за наши грехи(...)». Ректор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Иоанн Янышев 2 марта 1881 года, перед панихидою в Исаакиевском соборе, сказал: «(...) Мученический венец для Его священной Главы сплетён на русской земле, в среде Его подданных… Вот что делает скорбь нашу невыносимою(...). Мы не отстояли и не сохранили этой жизни, в которой радость и украшение нашей Святой Православной Церкви»..
Будущий император родился 17 апреля 1818 года, в Светлую среду, в Архиерейском доме Чудова монастыря в Кремле. Именно сюда почти вся императорская семья прибыла в начале апреля для говения и встречи Пасхи. 5 мая в храме Чудова монастыря архиепископ московский Августин совершил над младенцем таинства крещения и миропомазания.
Александр II был достаточно образованным человеком. Программу его домашнего образования в свое время составлял В.А.Жуковский – замечательный русский поэт. Входил в эту программу и Закон Божий, преподававшийся цесаревичу протоиереем Герасимом Павским, просвещенным богословом. Во времена своего царствования Александр II постоянно прислушивался к советам и отеческим наставлениям митрополита Филарета (Дроздова). Многим современникам запомнилась проникновенная речь Филарета по случаю Священного Коронования Александра II: «Бог венчал Тебя: ибо Он дает по сердцу (Псал.19,5), а Твое сердце желало не торжественного только явления Твоего Величества, но наипаче таинственного осенения от Господня Духа Владычняго (...). Мы слышали Твою о сем молитву ныне...»
Современники часто называли Александра II Освободителем. Не только за помощь в освобождении славянских народов от османского ига. (В одной из солдатских песен того времени пелось: «Наш Водитель – Царь-Освободитель!») Но и потому, что именно он провозгласил и начал осуществлять великую реформу по освобождению крестьян от крепостной зависимости. В ряду многих источников сохранились воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского). Так, митрополит вспоминает, как когда-то он и его товарищи по духовному училищу «особенно любили песню про освобождение крестьян «Ах, ты, воля, моя воля, золотая ты моя». В этой песне содержится не только мощнейший эмоциональный заряд, но и косвенно выражена огромная признательность крестьян императору за свободу.
Заслуги Александра II перед Россией были велики: он завершил многолетнюю Кавказскую войну, ввел систему местного самоуправления, городские думы и земские управы. Во времена Александра II были проведены военные, судебные, церковные реформы. Так, церковная реформа особенно затронула наиболее нуждающихся приходских священников, и причитающееся им казенное пособие было увеличено на 67 %. Были введены небольшие пенсии священникам, оптимизирована структура приходского управления, провозглашена терпимость по отношению к старообрядцам... История не знает сослагательного наклонения, но О.Румянцев (российский политик 1990-ых годов) выразил мнение многих: «В конце 70-ых позапрошлого века задумывались конституционные реформы, благодаря которым Россия могла войти в ряд конституционных государств. Если бы не убили Александра II – реформатора, возможно, не покатилось бы красное колесо по России...»
Место гибели Александра II не могло не стать святыней, потому что здесь пролилась кровь императора и других невинных жертв-мучеников. Это ощущение глубже других выразил А.А.Фет еще в 1881 году:
Бессильны козни фарисейства:
Что было кровь, то стало храм,
И место страшного злодейства-
Святыней вековечной нам.
На месте гибели императора был построен Храм Воскресения Христова, названный в народной среде «Храмом Спаса-на-Крови». В народном сознании Александр II был первым в огромнейшем списке новых русских мучеников – жертв террора и зарождающейся революции. А поэтому и храм связан не только с памятью об убиенном императоре, но и с этим гигантским неофициальным мартирологом. Храм Спаса-на-Крови расположен на берегу канала Грибоедова (бывший Екатерининский канал), между Марсовым полем и Конюшенной площадью. Он был возведен в 1907 году по проекту Альфреда Парланда при участии настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (И.В.Малышева). Храм строился 24 года, а средства на его строительство собирались по всей России.
В советское время многочисленные памятники императору были уничтожены. Но сохранились памятники Александру II в Софии и Хельсинки. А как же иначе, если Болгария была освобождена от османского ига русскими войсками под его руководством, и если Финляндия в те времена, благодаря Александру, расширила права на свою автономию? В 2005 году в Москве, рядом с Храмом Христа Спасителя, был установлен памятник Алексадру II работы скульптора А.Рукавишникова. Соседство, говорящее о многом...
Свидетельство о публикации №216041100845