К. Леонтьев и Православие

             Духовные поиски Константина Леонтьева

                «Православная жизнь» - ноябрь 2011 года

В этом году две даты связаны с именем Константина Николаевича Леонтьева – замечательного русского философа и писателя второй половины девятнадцатого века: 13 января исполнилось 180 лет со дня его рождения, а 12 ноября – 120 лет со дня смерти.
К.Леонтьев родился в Калужской губернии, в небогатой помещичьей семье. Большое влияние на духовное и эстетическое развитие будущего философа оказала его мать Феодосия Петровна, известная своей религиозностью, пробовавшая себя в писательском труде. Правда, Леонтьев впоследствии с благодарностью вспоминал и о своей тете: «Молиться перед угловым кивотом учила меня не мать, а горбатая тетушка Екатерина Борисовна Леонтьева, отцовская сестра». С детства Леонтьев полюбил богослужения и пребывание в храме.
Он решил стать врачом и закончил медицинский факультет Московского университета. Во время Крымской войны Леонтьев был военным врачом, оперировал раненых, а несколько лет спустя решил оставить медицину ради художественного творчества. Леонтьев и раньше пробовал заниматься  творчеством, и наставником молодого автора стал И.С.Тургенев. К.Н.Леонтьев стал автором многих романов и повестей, достаточно высоко оцененных современниками. Например, о леонтьевском творчестве очень высоко отзывался Л.Н.Толстой: «Его повести из восточной жизни – прелесть. Я редко что читал с таким удовольствием». По воспоминаниям самого Леонтьева, он  до 42 лет «все стремился создать какое-нибудь замечательное художественное произведение». С 1863 года К.Леонтьев в течение десяти лет находился на дипломатической службе. Преимущественно – в греческих и славянских областях Турецкой империи. Главным писательским результатом этого периода стало создание трехтомного сборника рассказов и повестей «Из жизни христиан в Турции». Леонтьеву довелось стать и участником одного скандального инцидента: он ударил хлыстом французского консула за оскорбительный отзыв о России.
Важнейшую роль в духовной жизни Леонтьева сыграло лето 1871 года. Впоследствии Леонтьев рассказывал об этом времени известному писателю Евгению Поселянину таким образом: «Я жил в Константинополе, в окрестностях его, на даче. Была холерная эпидемия. Мне приходило на мысль, что могу заболеть и я, а умирать мне не хотелось. Я знал за собою много грехов. (...) Во мне было предчувствие другой жизни. И пока, еще не достигнув веры, не хотелось уходить, как я был, с пустою душой, и заканчивать жизнь, каким я был в то время». В результате Леонтьев заболел, но был исцелен благодаря искренней молитве к Богоматери. На него это произвело неизгладимое духовное впечатление. В результате Леонтьев покинул консульство в Салониках и уехал на Афон, где жил около года в русском Пантелеймоновом монастыре, беседуя со старцами и мечтая о монашестве. Впоследствии он писал: «Я поехал на Афон, чтобы попытаться стать настоящим православным; чтобы меня строгие монахи научили веровать». С монашеским постригом Леонтьеву советуют подождать, потому что он еще не готов бросить литературу и отказаться от всех мирских дел. После этого К.Леонтьев покинул дипломатическую службу, нередко жил в монастырях, часто посещал Оптину Пустынь. Его перестает интересовать художественное творчество, и Леонтьев начинает преимущественно писать в жанрах политической и религиозно-философской публицистики. Все эти труды впоследствии были собраны им в двухтомный сборник «Восток, Россия и славянство», а самыми известными леонтьевскими работами традиционно считаются «Записки отшельника», «Византизм и славянство», «Плоды национальных движений на православном Востоке», «Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения»...
Популярностью пользовался леонтьевский очерк «Отец Климент Зедергольм, Иеромонах Оптиной Пустыни». К.Леонтьев неоднократно беседовал с о.Климентом на духовные темы,  и его кончина стала личным леонтьевским горем.  Духовным наставником Леонтьева был и выдающийся оптинский старец Амвросий, благословивший его на литературную деятельность. 23 августа 1891 года К.Леонтьев в Оптиной пустыни принял тайный монашеский постриг под именем Климента, исполнив данный за 20 лет до этого обет. После пострижения он, по указанию старца Амвросия, должен был стать монахом Троице-Сергиевой лавры. В конце августа, находясь в лаврской гостинице, Леонтьев узнал о кончине старца и откликнулся на нее памятной статьей «Оптинский старец Амвросий». Спустя несколько месяцев скончался от воспаления легких и Леонтьев. Он умер в лаврской гостинице, так и не успев вступить в число монастырской братии. К.Н.Леонтьев был похоронен в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры.   
В советское время имя Леонтьева находилось под запретом. Его считали реакционным философом, ставя рядом с К.Победоносцевым. К.Н. Леонтьев выступал против либералов и был сторонником византизма – сильного самодержавного государства, опирающегося на православную идеологию. Например, Леонтьев поддерживал жесткую внутреннюю политику Александра III и считал, что Россию нужно «подморозить», избавив от излишних контактов с разлагающейся европейской цивилизацией, могущей инфицировать и Россию. Этот леонтьевский взгляд был связан с его теорией культурного развития. По Леонтьеву, любая культура проходит три периода: «первоначальной простоты», «цветущей сложности» и умирания в процессе «уравнительного смешения». По Леонтьеву, Россия только подходила ко второму этапу, а европейская цивилизация уже находилась в третьем гибельном периоде, которую символизировал «средний рациональный европеец (...) с умом мелким и самообольщенным, со своей ползущей по праху земному практической благонамеренностью». В конце жизни у Леонтьева нередко было пессимистическое настроение. Он мечтал об особом пути России как православной державы, но видел, что здесь может победить социализм, ненавистный леонтьевскому сердцу. Леонтьев чувствовал неизбежность социализма, написав уже в 1880-ые гг.: «Социализм теперь неотвратим, (...) но эти будущие победители устроят такую жизнь, что их порядки и законы будут несравненно стеснительнее наших, строже, принудительнее, даже страшнее. Жизнь будущих людей должна быть гораздо тяжелее жизни хороших, добросовестных монахов в строгих монастырях». 
К.Н.Леонтьев часто говорил, что человек должен ощущать страх Божий, и тогда в дальнейшем он будет соблюдать заповеди исключительно из чувства любви к Богу. Это ощущение впервые посетило его в минуты смертельной болезни и уже не покидало до конца жизни.  В письме к другу Леонтьев заметил: «Надо (...) дорасти до действительного страха Божия, (...) до простой боязни согрешить». Е.Поселянин, близко знавший философа, писал: «Православная Церковь стала, если не грешно так выразиться, страстью души Леонтьева. Сам вполне подчиняясь ее уставам, он и других уговаривал исполнять их: ходить к службам, соблюдать посты, что делал он строго (...). Всякое оживление церковного дела его так радовало. Он и Оптину, верно, потому так любил, что она представлялась ему, так сказать, искренним собирательным христианином». 


Рецензии