Иерусалимская революция 1825-26 годов

Не так давно в русском интернете обсуждалась тема освобождения русской армией Болгарии в 1878 году.
В обсуждениях настойчиво звучало утверждение о том, что при османах болгары жили лучше, чем после освобождения русской армией Болгарии, сытнее, мол.

Приводились даже исторические документы, в подтверждение этого утверждения.
Я не очень знаком с этой темой.
Знаю только, что болгары ежегодно празднуют Третье Марта- День освобождения Болгарии русскими войсками от турецкого ига.Это- национальный праздник Болгарии.
Обратно в Турцию болгары не просились и до сих пор не просятся, насколько я знаю.
И вот ещё один штрих к истории Османской империи- в Палестине.

Говоря об экономическом чуде Вифлеема на рубеже девятнадцатого и двадцатого  веков, следует отметить, что на протяжении нескольких предыдущих столетий условия для развития местных ремесла и торговли были весьма далеки от идеальных.
Если в начале шестнадцатого века, Вифлеем, подобно другим городам Палестины, процветал, то с приходом османов, город погружается в упадок и нищету на два столетия.
До вторжения Наполеона в 1799 году, Вифлеем находится, согласно османскому регистру, в статусе "касбаха"- населенного пункта, который больше, чем деревня, но и меньше, чем город.
Власти  Османской империи жестоко терроризировали жителей палестинских городов и деревень  непосильными налогами и поборами.
Бесчинствовала и местная администрация .
Многие деревни в Палестине имели одинаковое название, но находились при этом в совершенно разных районах страны, координально отличаясь друг от друга не только составом населения, но также экономическими ресурсами.
Коррумпированная местная администрация, желая увеличить налоговый сбор, записывала деревню, находящуюся , например, в гористой местности или в пустыне, как ее тезку, расположенную в прибрежной полосе на плодородных землях и обладающую природными источниками воды.
Независимо от уровня благосостояния, налоговому грабежу и вымогательствам подвергались все: от торговцев, до феллахов.
Сильная по части поборов, османская администрация была не в состоянии обеспечить безопасность ни жителей городов, в частности, Вифлеема, ни паломников.
Земледельцев-феллахов, жителей городов и паломников грабили  бандиты на дорогах.
Но не меньше население городов и деревень страдало от нападений бедуинов.
Франсуа Рене де Шатобриан - французский политик и писатель, побывавший в Вифлееме в 1806 году, вскоре, после Наполеона и его армии, описывал его как город с бедными домами. На обратном пути из Вифлеема в монастырь Мар Саба, несмотря на усиленную охрану,  Шатобриан был ограблен бедуинами, которые потребовали у него плату за проезд.
Позже, в 1819 году, протестантский священник Джон Тернер( Turner), писал о бандитах с окрестных холмов, которые угрожали уничтожить монастыри города, если монахи не заплатят им выкуп.
Поборы, коррупция, бандитизм- все вместе, эти факторы создавали невыносимые условия для жизни местного населения и многие уходили с нажитых мест.
Тем не менее, ремесло и торговля в Вифлееме буквально выстояли и сохранили себя до лучших времен, когда ухудшающаяся экономическая ситуация и международное положение Османской империи во второй половине девятнадцатого века, вынудили ее правителей провести ряд реформ, в частности, разрешить иностранцам покупать землю, жить, развивать промышленность и торговлю в различных областях страны, в том числе и в Палестине.
В частности, тот же Тернер отметил в своих записях Вифлеем как город, где делаются и продаются религиозные сувениры из оливкового дерева и перламутра.
Следует отметить, что палестинцы не просто выживали и ждали лучших времен, но, буквально, сражались с оружием в руках, отстаивая свои права и имущество.
В начале девятнадцатого века губернатором Иерусалима (мутассалем) , назначенным властями Османской империи Иерусалима был Мохаммед аль-Марак, вошедший в историю Палестины  нового времени как один из самых деспотичных правителей.
Он обложил население Вифлеема налогом, который десятикратно превышал материальные возможности жителей города.
Впрочем, таким же поборам подвергались и жители других окрестностей Иерусалима, а также христианские монахи и паломники.
Жители Вифлееме пытались протестовать и даже подали жалобу османскому губернатору Леванта, но это не помогло.
В конце-концов, в 1825 году  вифлеемцы восстали и это восстание вошло в историю как Иерусалимская революция 1825-26 годов.
Движущей силой восстания были вифлеемские феллахи- именно они больше всех страдали от поборов османских наместников.
Возглавили же восстание шейхи Вифлеема и их коллеги из племени Бани Малик в деревне Абу Гош(также в окрестностях Иерусалима).
Власть в городе и его окрестностях  перешла к повстанцам , назначенная османами администрация в страхе  бежала и  тогда губернатор Аль-Шама(Великой Сирии), отправил против повстанцев целую армию.
Особенностью восстания являлось единство христиан и мусульман.
И те, и другие, жили вместе полторы тысячи лет и Иерусалимское восстание лишний раз продемонстрировало это единство.
Более того, когда армия сирийского губернатора осадила город, повстанцы: мусульмане и христиане забаррикадировались в монастырях города, превратив их в свои крепости.
Губернатор Сирии, стоявший во главе сирийской армии, угрожал взорвать монастыри, если повстанцы не сдадутся и не выплатят налоги.
Повстанцы же решили сражаться до конца и неизвестно, чем бы закончилось это противостояние, но на помощь пришли монахи, выступившие в качестве посредников.
В конце-концов, повстанцы согласились заплатить налоги, а губернатор Сирии обещал не наказывать повстанцев.
Казалось бы, конфликт был исчерпан, но как только османский наместник Сирии ушел из города, повстанцы , выйдя из монастырей, двинулись на Иерусалим и захватили его главную цитадель.
Местное население, также страдавшее от турецких поборов, поддержало повстанцев и встретило их как освободителей.
Турки же подвергли город безжалостному обстрелу, разместив артиллерийские батареи на Масличной горе и жестоко подавили Иерусалимскую революцию.
Это событие можно назвать генеральной репетицией Палестинского восстания против правителя Египта Мухаммада Али в 1834 году- восемь лет спустя после подавления Иерусалимской революции.
Многие историки , не только палестинские, но и часть израильских, считают это восстание отправной точкой в формировании национального самосознания жителей Палестины, главным образом, арабов- мусульман и христиан.


Рецензии
Как интересно!
А я об этих событиях ничего не знал.
Совсем-совсем ничего!

Владимир Никитюк   07.08.2016 18:49     Заявить о нарушении
Никто всего не знает, тем более, если Вы специально не интересовались историей Палестины.
Спасибо за интерес!

Влад Ривлин   08.08.2016 14:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.