Б. Можаев и Православие

                Б.А.Можаев – человек с чистой совестью

                «Православная жизнь» - июнь 2013 года

     В июне исполняется 90 лет со дня рождения Бориса Андреевича Можаева –замечательного русского писателя – «деревенщика», вошедшего в историю русской литературы, как минимум, двумя текстами – легендарным романом «Мужики и бабы» и повестью «Живой(Из жизни Федора Кузькина)», известной также по любимовской постановке в Театре на Таганке и одноименному фильму.
Б.А.Можаев родился 1 июня 1923 года в селе Пителино Рязанской губернии. Его семья  была крестьянской, хотя многие ее представители были связаны с мореходными профессиями. Детские годы Бориса Можаева опалила коллективизация – настоящая русская национальная трагедия. Писатель вспоминал: «...Я помню, как прогоняли этих «врагов советской власти» через Пителино: огромная колонна людей в полверсты, свернув с большака, протопала в оцеплении стрелков охраны через райцентр, чтобы «другим было неповадно». Стояли мои односельчане вдоль мостовой тихо и сумрачно; мужики сурово насупившись, бабы всхлипывали, провожая крестным знамением ту серозипунную колонну «бунтарей-вредителей». И даже мы, несмышленные мальцы, во все глаза смотрели на это жуткое шествие, присмирев и позабыв о своих забавах». В 1930 году только из Пителина было выслано около 20 семей, а 119 хозяйств было раскулачено, хотя «кулаков» в исконном понимании этого слова там не было: труд батраков не использовал никто. Б.А.Можаев писал: «В обмолот пошло доселе неистребимое и самое многочисленное племя хлеборобов, пуповиной связанное с землей-матерью».
         Не обошли страдания и семью Можаевых. Отец писателя, Андрей Иванович, в список раскулаченных не попал, но в колхоз вступать отказался, остался единоличником и в результате был репрессирован как «враг народа». Он был сослан на Дальний Восток – один, без семьи, и оттуда не вернулся. Его жена, Мария Васильевна, осталась с пятью детьми. Они очень бедствовали, но мать вырастила всех и всем дала образование. 
       Накануне войны Борис Андреевич работал учителем семилетки в селе Гридине. Когда же война началась, воевать отправились шестеро представителей семьи Можаевых. В том числе – и будущий писатель. Удивительно, но всем Можаевым посчастливилось возвратиться. Б.А.Можаева, как и его предков, интересовала морская служба, и в 1948 году он закончил Высшее инженерно-техническое училище ВМС. Служил на Тихоокеанском флоте, на Дальнем Востоке. Там Можаев долго и безуспешно пытался найти место, где похоронен его отец. Получил будущий писатель и высшее филологическое образование, закончив соответствующий факультет Ленинградского университета. После демобилизации он избрал стезю журналиста и писателя. 
        Первоначально начинающий писатель интересовался фольклором: часто бывал в селениях нанайцев, собирал нанайские сказки. Писательскую деятельность он начал со стихов, а несколько позднее перешел к написанию очерков и рассказов. Б.А.Можаева за острые критические очерки иногда обвиняли в антисоветчине. Он особо не скрывал свою любовь к запрещенной литературе (например, к поэзии Гумилева и Несмелова), мог позволить себе едкие шутки политической направленности. Лишь чудом писатель не повторил судьбу  отца.
         В начале 1960-ых гг. Можаев с женой Мильдой Эмильевной получили трехкомнатную квартиру в Рязани: местные власти захотели удержать писателя, уже достаточно известного своими сборниками очерков и рассказов.  В Рязани тогда жил и А.И.Солженицын, с которым Б.А.Можаев сохранил крепкую дружбу до конца своих дней.  Солженицын с первого же знакомства оценил можаевскую прямоту характера,  бесхитростность и впоследствии написал, что Можаев «выражал собой вечное ровное струение (или зеленый рост) народной жизни» и является «первейшим знатоком русской деревни и природы». Когда Б.А.Можаев с семьей переехал в Москву, с Солженицыным получалось встречаться реже. Но впоследствии Можаев никогда не боялся выступать в защиту Солженицына и не задумывался о возможных последствиях.
        В течение тридцати лет Б.А.Можаев собирал информацию о Пителинском восстании крестьян против коллективизации, опрашивал очевидцев. Впоследствии благодаря этому материалу появился самый значительный можаевский роман – «Мужики и бабы» (1 книга - 1976; 2 книга - 1987). На страницах этого романа, посвященного памяти родителей, Борис Андреевич частично вывел и свою семью. Не случайно Бородин - один из ключевых героев романа - назван Андреем Ивановичем, как отец писателя. Б.А.Можаев передал этому персонажу мироощущение собственного отца: «Любил Андрей Иванович луга. Это где еще на свете имеется такой же вот Божий дар? Чтоб не пахать и не сеять, а время подойдет – выехать всем миром, как на праздник, в эти мягкие гривы да друг перед дружкой, играючи косой, одному за неделю намахать духовитого сена на всю зиму скотине... Двадцать пять! Тридцать возов! И каждый воз, что сарай – навьют, дерева не достанешь. Если и ниспослана русскому мужику Благодать Божья, то вот она, здесь, перед ним, расстилается во все стороны – глазом не охватишь». Присутствует в романе и идеология Православия. Например, автор вкладывает в уста своего персонажа – учителя Дмитрия Успенского следующую мысль: «И каждый язык, то есть каждая нация, с ее культурой, с ее духовным обликом, - бессмертна, ибо есть творение Божье. А все вместе нации – суть хор ангелов, воспевающих хвалу Богу. Вот как ставилась вселенская идея Православия, без обид и притеснений отдельных наций. Да, да! И без привилегий какой-нибудь из них в отдельности. «В Церкви Христовой нет ни эллина, ни иудея». Все равны, не смешаны в безъязыкое стадо, а каждый свят в своем национальном облике».
          Значительная часть романа была написана в Латвии. Дело в том, что Мильда Эмильевна, супруга писателя, получила в наследство от отца хутор Уки на берегу Рижского залива, где Можаев бывал достаточно часто. Друг писателя Л.П.Делюсин вспоминал: «Огромная любознательность у него была к тем людям и к тому району, где он жил, хотя в те годы он был поглощен романом. Это были 69-ый год, 70-ый – до 75-го года мы ездили туда. Он был поглощен романом, но старался, поскольку жил в Латвии, посмотреть, как работают латышские крестьяне, как работает соседний совхоз. Он не мог уйти с головой только в свой роман. Ему до всего было дело. Он видел непорядки, разговаривал с работниками совхоза, с партийными работниками. То, что он наблюдал в своей Рязанской области, было и здесь, в Латвии. Он приезжал из совхоза, где, как он говорил, «коровы землю едят», совершенно разъяренный и вместо романа садился писать очерк...» 
          Б.А. Можаев скончался после тяжелой болезни, в ночь на 2 марта 1996 года. Незадолго до этого А.И.Солженицын навестил  друга в больнице и был потрясен: «За эти недели болезни руки его исхудали до одних костей, едва не палочки, и мяса телесного не осталось, одна кожа. (...) Но вот что дивно: он стал еще красивее, чем раньше! – так властно прорвалась на лицо духовная красота. (...) Есть такой закон, психологический или физиологический: у людей с чистой совестью и чистой жизнью эта духовная чистота к старости проступает и внешне на  лицо».


Рецензии
Борис Андреевич Можаев, интересная судьба, и у него самого, и у его родственников, удивительно! Шесть человек ушли на войну и все! вернулись! Чудо! Советскую власть погубили предатели Мишка Меченый и ЕБНутый, но и список преступлений был страшный, слишком жестоко насаждалась коллективизация и со звериной свирепостью подавлялись крестьянские восстания, я уж не говорю, сколько людей погубила гражданская война... В результате мы действительно оказались "колоссом на глиняных ногах"... Спасибо, Геннадий! Роберт.

Роман Рассветов   03.08.2017 18:53     Заявить о нарушении
Благодарю, Роберт, за отзыв! Борис Можаев был ярким человеком и замечательным писателем. А относительно социализма... Наверное, можно было его реформировать по-умному. Например, сделав экономику многоукладной, сохранив государственную монополию в стратегически важных и прибыльных областях производства и т.д. А приватизация часто оказывалась беззастенчивой приХватизацией, и в итоге получилось то, что получилось. Самое страшное во всем этом - миллионы сломанных человеческих судеб и разрушенных семей, массовая эмиграция... Да и число военных конфликтов в условиях развала и нестабильности резко возросло. До сих пор пожинаем горькие плоды... С уважением, Геннадий.

Марков Геннадий   03.08.2017 22:12   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Геннадий! Конечно! Всё можно было сделать по-умному, НО, дело в том, что М.Г. Б.Е. выполняли заказ америкосов по ликвидации СССР, а на второй очереди был развал России. Амеры просчитались в том, что они были уверены: Россия сама развалится! Ошибочка у них вышла! Роберт.

Роман Рассветов   04.08.2017 12:39   Заявить о нарушении
На хуторе Утю в Валмиерском районе Латвии под Айнажи - бывал в детстве. Моя мать - Осипова Любовь Константиновна, литератор и переводчик латышской прозы и поэзии, была близким другом Милды и Бориса. Помню, как в году 1963-м - дрался на этом хуторе с латышнёй ненавидевшей русских, а сынищка Бориса помог мне отмахаться - всё это было на милых берегах Балтики. Кстати, Утю был родным хутором Милды, а её родные были рыбаками на этих берегам. От её дома были проложены стапеля для спуска тяжёлого баркаса на воду. Милда рассказывала о своей неприязни и послевоенном недоверии, как к немецким, так и советским солдатам от которых родители прятали её, молодую девку, подальше.

Юрий Осипов-Бивер   02.01.2018 00:28   Заявить о нарушении