С. Надсон и Православие
«Православная жизнь» - декабрь 2012 года
Известный российский поэт и литературный критик Семен Яковлевич Надсон, произведения которого часто включаются в антологии православной поэзии, родился 150 лет назад – 14 (26) декабря 1862 года , в Петербурге.
Отец будущего поэта умер, когда С.Я.Надсону не исполнилось и двух лет. Мать, Антонина Степановна Мамонтова, содержала сына и младшую дочь своими трудами, работая экономкой и домашней учительницей. Она повторно вышла замуж, но вскоре отчим Надсона в припадке умопомешательства покончил с собой, и семья оказалась практически без средств к существованию. Мать поэта умерла от чахотки весной 1873 года, оставив на попечение своих братьев сына и дочь, выросших в разных семьях. Психологически трудно жилось будущему поэту в семье дяди. Дело в том, что отец С.Я.Надсона родился православным, но происходил из еврейской семьи, и это давало повод родным Семена обижать сироту. Например, поэт вспоминал: «Когда во мне, ребенке, страдало оскорбленное чувство справедливости, и я, один, беззащитный, в чужой семье, горько и беспомощно плакал, мне говорили – «опять начинается жидовская комедия», с нечеловеческой жестокостью оскорбляя во мне память отца». Впоследствии Надсон напишет в автобиографии: «История моего детства – история грустная и темная», а в стихотворении «Мать» признается:
Я рос одиноко..., я рос позабытым
Пугливым ребенком – угрюмый, больной,
С умом, не по-детски печально развитым,
И с чуткой, болезненно-чуткой душой...
После окончания гимназии Надсон поступил в Павловское военное училище, и несколько лет после его окончания служил в армии. Вскоре он оставил военную службу не только из-за серьезной болезни легких, но также из-за желания посвятить себя литературному труду. Последние годы жизни С.Я.Надсон, превозмогая тяжелую болезнь, занимался писательством. Скончался он в 24-летнем возрасте и был похоронен в Петербурге, на Волковом кладбище. Жизнь Надсона нашла отражение в его исповедальных и в значительной степени автобиографических стихах: трудное сиротское детство, тяжелая болезнь, светлая недолгая любовь к рано умершей Н.М.Дешевовой...
Литературное творчество Надсона продлилось всего около 8 лет, если принять за точку отсчета первую надсоновскую публикацию – стихотворения «На заре» в журнале «Свет», когда поэту еще не исполнилось и 16 лет. С.Я.Надсон вспоминал, что он с 9 лет «мечтал о писательстве, проглотил почти всю детскую литеоатуру – Майн Рида, Жюля Верна, Густава Эмара, знал наизусть почти всего Пушкина и сам писал прозой рассказы, героем которых был некий благородный Ваня...Во втором классе гимназии начал писать стихами...» В 1885 году вышел первый и единственный прижизненный сборник стихотворений С.Я.Надсона, принесший ему шумную славу. Не случайно эта книга издавалась до революции 29 раз (29 изданий – за 32 года!).
Исследователи надсоновского творчества нередко замечали, что его лирика испытала заметное влияние М.Ю.Лермонтова и Н.А.Некрасова. Надсоновский талант ценил М.Е.Салтыков-Щедрин, а А.П.Чехов вообще считал С.Я.Надсона лучшим поэтом 1880-ых годов. Поэзия Надсона была важна для раннего творчества поэтов-символистов Д.С.Мережковского и В.Я.Брюсова, впрочем, впоследствии критиковавших надсоновские тексты за «невыработанный и пестрый язык, шаблонные эпитеты, скудный выбор образов, вялость и растянутость речи». Ценили надсоновское творчество и русские композиторы. Например, А.Г.Рубинштейн, С.В.Рахманинов... Свыше 100 стихотворений поэта положено на музыку. Это закономерно, учитывая, что в детстве Надсон играл на скрипке и какое-то время мечтал о профессии музыканта.
Личность С.Я.Надсона часто вызывала ощущение какой-то загадочности и творческой необычности. Об этом однажды написал классик русской поэзии О.Э.Мандельштам, хотя и с определенной долей высокомерия: «Вглядываясь в лицо вечного юноши – Надсона, я изумляюсь одновременно настоящей огненностью этих черт и совершенной их невыразительностью, почти деревянной простотой. Не такова ли вся книга? Не такова ли эпоха? ... Не смейтесь над надсоновщиной – это загадка русской культуры и в сущности непонятый ее звук, потому что мы-то не понимаем и не слышим, как понимали и слышали они. Кто он такой – этот деревянный монах с невыразительными чертами вечного юноши, этот вдохновенный истукан учащейся молодежи, этот пророк гимназических вечеров?»
Православная вера помогала поэту выстоять в многочисленных жизненных передрягах. В своих дневниках С.Я.Надсон иногда описывал духовные ощущения от православных праздников: «Канун Светлого Воскресения. (..) Тихо в доме и на улицах, залитых неровным сиянием плошек. Но только что загорится утро, Петербург оживет, и радостное «Христос воскрес!» - послышится во всех его улицах. Я слышу благовест какой-то церкви. Там теперь молится народ, дожидаясь с нетерпением, когда споют «Христос воскрес!». Какая теплая вера!» Мысль о Господе согревала поэта даже в минуты крайнего отчаяния: «Я нашел было слабый путеводный огонек света, и вот он гаснет опять, он подавлен и окружен беспощадной, непроглядной серой мглой. Но я не поддамся: я своим девизом поставил – идти к свету и других вести к нему. Все равно, пусть ноет, болит сердце, пусть разбиваются и рухнут личные надежды, личные мечты..вперед, без устали, без отдыха, к свету, к свету!!»
В своих текстах Надсон часто обращался к библейским, христианским образам: «Желание», «Я не тому молюсь...», «Я плакал тяжкими слезами», «Святитель», «Вавилон», «Полдороги»... Лирический герой стихотворений Надсона часто ощущает себя носителем идеи служения: «Я чувсвую и силы, и стремленье служить другим, бороться и любить...» («Я чувствую...», 1878) Он иногда сожалеет, что не обладает «огненным словом» истинного витийства, а то бы клеймил порок и злобу: «И давит сердце мне сознанье, что я - я раб, а не пророк» («Слово»). Поэтому лирическому герою иногда остается лишь жаловаться на несовершенство мира, сокрушаясь о греховности мира, забывшего Божьи заповеди:
Христос!...Где Ты, Христос, сияющий лучами
Бессмертной истины, свободы и любви?..
Взгляни – Твой храм опять поруган торгашами,
И меч, что Ты принес, запятнан весь руками,
Повинными в страдальческой крови...
Нередко христианская тематика реализовывалась у Надсона в форме поэм. Так, в 1878 году он создал поэму «Христианка» (о мученической смерти христиан в пространстве Рима), а в 1879 – поэму «Иуда», в которой сделана попытка психологического вчувствования во внутренний мир предателя Христа. Православного человека не оставят равнодушным многие надсоновские стихотворения. Например, такие, как «Образ Спасителя»:
Пред киотом теплится, мерцая,
массивная лампада; лик Христа
глядит задумчиво из потемневшей рамы
очами, полными и грусти, и любви,-
и так и кажется, что вот уста святые
откроет Он, и в тишине ночной
вдруг прозвучит Страдальца тихий голос:
«Приди ко Мне, усталый и несчастный,
И дам Я мир душе твоей больной».
Свидетельство о публикации №216041201013