Кн. 1 Том 1 Детство Ираиды Часть 6 Дневник бабуси

КНИГА  1 ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  НАШИХ  ЖИЗНЕЙ

ГЛАВА  3   ДЕТСТВО  ИРАИДЫ

ЧАСТЬ  6  ДНЕВНИК  БАБУСИ  - 1942 год


На фотографии отражено строительство Казанского «ОБВОДА».
Фото из Музея Мемориала ВОВ в Казани


                1942 год


Весной и летом 1942-го года неудачи преследовали советские войска.

 И.В. Сталин настоял на проведении серии наступательных операций, для того, чтобы добиться перелома в войне. Сталин ожидал наступления немцев на Москву, и поэтому стянул к ней значительную часть танковых войск и авиации, тем самым ослабив те направления, на которых он приказал наступать. Он  ошибся. Немцы планировали в 1942-ом году разгромить советскую армию на юге, овладеть районом Кавказа, где была нефть, выйти к Волге, захватить Сталинград, Астрахань. И только затем – нанести удары на Москву и Ленинград.

По приказу Сталина, советские войска в мае перешли в наступление в Крыму и под Харьковым. Оно закончилось тяжелым поражением.

В июле пал Севастополь, были оккупированы Донбасс, и важные районы Украины и юга России. Немцы вышли к Северному Кавказу и начали штурм Сталинграда. После поражений в красной Армии началась паника. Сталин вынужден был отдать знаменитый Приказ от 28 июля 1942-го года № 227 – «Ни шагу назад!». В соответствии с этим Приказом в «неустойчивых подразделениях создавались специальные «заградительные» отряды. В их обязанности входило – расстреливать на месте паникёров и трусов.

Контрнаступление началось 19-го ноября 1942-го года.

В этой операции объединили свои усилия три фронта: Юго-Западный, под командованием генерала Н.Ф. Ватутина, Донской, возглавляемый К.К. Рокоссовским и Сталинградский, которым командовал А.И. Ерёменко.

Сталинград стоял на смерть, в прямом смысле этого слова. Бои велись за каждую улицу, за каждый дом. Нашим войскам удалось создать внешнее кольцо окружения. Передовые части Юго-Западного и Сталинградского фронтов сомкнулись.

 6-ая армия генерала Ф. Паулюся попала в окружение.  В кольцо были взяты более 330 тысяч немецких солдат и офицеров. Дальше был приказ – всем, кто не сдастся в плен – уничтожать на месте. 

10 января 1943-го года советские войска под командованием К.К. Рокоссовского приступили к ликвидации блокированной группировки.
2 феврвля 1943-го года её остатки сдались в плен.

Нельзя не отметить движение Сопротивления на захваченных немцами территории. Уже в первые месяцы Великой Отечественной войны, за линией фронта действовало 18 нелегальных обкомов, свыше 260 горкомов и райкомов, объединявших около 65 тысяч коммунистов. Рядом с ними в тылу врага сражались сотни тысяч комсомольцев и беспартийных.

В мае 1942-го года при Ставке Верховного главнокомандующего был создан Центральный штаб партизанского движения во главе с П.К. Пономаренко, а при штабах армий – специальные отделы по связи и руководству партизанскими отрядами. К ноябрю 1942-го года стали возникать крупные партизанские соединения – полки и бригады. Они предпринимали рейды по тылам вражеских войск.

Получалось так, что воевал весь народ –  и на передовой, и в тылу врага.

В оды войны я была слишком мала, чтобы осознавать настоящее положение тыловой жизни советских семей. Не знала и о многих событиях, которыми жила Казань, подобно другим таким же городам, превратившись к осени 1942 года  в один из крупнейших арсеналов по снабжению фронта боеприпасами, вооружением и снаряжением.
Много позже, практически уже в 21-м веке, интересуясь историческим прошлым моей родины, я постепенно знакомилась с информацией в интернете, которая теперь свободно доступна всем, владеющим интернетом.
И мне моя родная Казань предстала совсем в ином свете, чем – та, в которой прошло мое раннее детство.

По решению Правительства СССР в первые же месяцы войны Казань стала городом первой степени секретности. Сюда перевезли центральную кладовую Государственного банка СССР, эвакуировали крупные оборонные предприятия, сверхсекретную лабораторию «Уран», которой руководил «отец атомной бомбы» Игорь Курчатов.
А казанский пороховой завод был в это время единственным предприятием в стране, бесперебойно поставлявшим на фронт боеприпасы.
На территории небольшого завода № 169, производившего в мирное время изделия гужевого транспорта, разместилось оборудование Ленинградского авиационного завода № 387 (впоследствии Казанский вертолетный завод), и уже с сентября 1941 года завод приступил к выпуску самолета У-2 (с 1944 года ПО-2). С первых дней войны эта неказистая машина стала незаменимой на фронте. Ее использовали в качестве разведчика, связного. На этом самолете вывозили с передовой раненых бойцов. Но машина не была приспособлена к ведению боевых действий. С середины IV квартала 1941 г. завод приступил к переоборудованию самолета в легкомоторный бомбардировщик. «Небесный тихоход», выпускаемый в Казани, стал легендарной фронтовой машиной.

В республике развилась и судостроительная промышленность. В Казань были эвакуированы центральные конструкторские бюро (ЦКБ-4, ЦКБ-17 и ЦКБ-32) и ЦНИИ-45 Наркомата судостроительной промышленности СССР, на которые была возложена задача проектирования и организации массового серийного производства боевых серийных катеров, обеспечение судостроительных заводов технической документацией и чертежами военных кораблей.

И все эти предприятия, переведенные в Казань, быстро осваивались и начинали работать, как единый часовой механизм, отсчитывающий дни и часы наших военных лет в условиях  трудной трудовой тыловой жизни.

Очевидцы вспоминают, а мои мама и бабуся сами были непосредственными участниками таких же, как они – родителей, в постоянных заботах о том – чем же накормить голодных детей.
Продукты в войну выдавали по карточкам, поэтому кто- то из членов семьи  должен был встать пораньше и занять место в "хлебной очереди".
 Старожилы вспоминают, что перед магазином на Чернышевского люди выстраивались в очередь уже с 2 утра и к открытию очередь тянулась по всей улице и выходила на Булак.


Кстати, (из воспоминаний тех же старожил) -  чуть ли не самыми сытыми в те времена считались работники  Кожсырьевого завода. Они имели возможность печь блины или жарить картошку на настоящем сале, которое разрешалось соскрести со шкур, из которых потом шили тулупы для фронта.


В истории Великой Отечественной войны еще немало неизвестных страниц.
Много нового о событиях, связанных с историей Казани (1941 -1942 год)  в последнее время узнала не только я, но и другие  люди. Я имею ввиду -  сооружением в Татарской АССР оборонительных рубежей вокруг Казани, получивших позднее наименование “Казанский обвод”. До определённого времени эти данные считались – секретными.


В октябре 1941 года Государственным комитетом обороны СССР было принято постановление о строительстве оборонительных рубежей на территории Татарии, Куйбышевской, Саратовской, Сталинградской и других областей. Что касается Казани, то оборонительный рубеж вокруг нее должен был пролечь полукольцом от чувашской деревни Покровское на Волге через станцию Урмары, райцентры Кайбицы и Апастово до города Куйбышева (ныне Болгара).

В связи с недавним снятием грифа секретности с некоторых архивных документов появилась возможность рассказать об этом героическом эпизоде лихой военной годины.

Я не буду здесь вдваться в подробности этого, ещё одного трудового подвига советских людей в первые годы войны. Но коротко о том, что именно было ими сделано – перечислю…

Осенью, с боязнью, что падет Москва, в ставке главнокомандующего СССР началась секретная  разработка  плана   строительства  защитно-укрепительных сооружений по схеме утвержденной ГКО – трасса рубежа проходила: Казань – Куйбышев – Саратов – Сталинград…

Казанский обвод - система инженерных укреплений, созданных по решению Государственного Комитета Обороны СССР от 13 октября 1941 года для защиты Казани от возможного нападения немецко-фашистских войск. Руководители строительства - Ф.М.Ковальский, И.М.Ильина, А.П.Баранников и др.
Оборонительный рубеж располагался полукольцом вокруг Казани и
проходил по территории Чувашской и Татарской АССР, от деревни Покровское, через населенные пункты Урмары, Кайбицы, Апастово к г.Куйбышев (ТАССР).

Протяжённость Казанского обвода составила 331 км, в том числе 151 км противотанковых рвов, 79,61 км эскарпов, 1,96 км контрэскарпов.
 Было сооружено 392 командных и командно- наблюдательных пункта, 98 скрытых огневых точек, 44 дзота для 45-мм противотанковых и 12 - для 76- мм пушек, 419 землянок.

Рубеж возводился в трудных условиях, в основном силами колхозников. В его строительстве приняли также участие служащие, рабочие, школьники и студенты. Максимальное число работающих на строительстве рубежа под Казанью - 107 тысяч человек (декабрь 1941 г.).

Архивные документы свидетельствуют, что работы по возведению обвала начались 27 октября 1941 года, а до 10 ноября 1941 года к работе приступили все остальные воено- полевые строительные организации.

Используя самые приметивные орудия труда – лопаты, кирки, кувалды, - люди смогли создать укрепрайон вокруг Казани.

Осень в 1941 году наступила очень рано. Шли бесконечные дожди. Стояла непролазная грязь, а затем нагрянули морозы. Слои промерзшего грунта на участках, оголенных ветром от снега, доходили до полутора метров. Морозы же достигали минус 40 градусов.
А ведь среди работающих было – до 75 % женщин!

11 февраля 1942 года Казанский обвод был принят государственной приёмочной комиссией.

 После поражения немецко - фашистских войск под Москвой (1941-42)  обвод был законсервирован.

Строительство обвода было ещё одним подвигом советских людей, за который награды не полагались…



Но вернёмся к дневнику бабуси.

 На не оккупированных территориях каждый по мере сил трудился на нужды фронта, и, конечно, жилось всем не легко.

Трудно жилось и нашей семье. Бабуся не любила жаловаться, но в скупых строчках о военных днях проглядывают трудные будни тех лет.



                Д Н Е В Н И К      Б А Б У С И

                1 9 4 2  год



    13.01.42. 1-го дети получили мешочки с гостинцами.  Ида объелась.  Ночью тошнило.  Утром - касторка.  Ничего не хочет есть.

 Самое интересное - готовимся к празднику. Нынешний год, в ожидании всяких "событий",  наши комнаты превратились в мерзости запустения. Дети никак  не могли дождаться, когда комнаты примут праздничный вид. Боря ходил  за мной и говорил: - "Когда же, бабуся, ты повесишь "тобби"?

 (Добавление Ираиды…

У нас на стенах висело много ковриков и вышивок, выполненных бабусей. В частности, Боричка вспоминал коврик, на котором была выполнена аппликация – «собачка – Тобик».

 Перед праздниками всё со стен снималось, чистилось, стиралось. А в канун торжественных дней, квартира преображалась, одетая в чистые занавеси, украшенная кружевными дорожками и ковриками. Праздничное настроение передавалось всем – и взрослым и детям. И, конечно, основная заслуга – бабусина.

Как она справлялась с хозяйством, готовкой, воспитанием троих сорванцов? И, ведь, никто тогда этого не ценил…».


    Наконец всё красиво. Дети в восторге. Ида говорит: - "Вот удивится дядя Ваня (квартирант), когда увидит "наряжённую " комнату".

 Ёлочки не  было.  Нельзя было достать.

Зато все предыдущие дни   были заняты основной заботой – где и как достать продукты, чтобы устроить настоящий праздник детям, чтобы, хот на пару дней забылась война и голод… Что-то выменяли на рынке на сохранившиеся в сундуке вещи. Что-то достали по карточкам, отстояв многочасовые очереди.

Но зато – праздник получился таким, какой бывал когда-то в предвоенные годы.

Накануне испекли рулет из сдобного - белой муки  с миндалем и изюмом,  сладкий пирог с вареньем, булочки, кекс, сухарики, печенье,. Изжарили свинину, разделали селёдку. Добились настоящих шоколадных конфет.  Всего хватило на два дня,  а  там...  снова  картошка.

    Утром дети проснулись очень рано, в 5 часов. - "Бабуся, бабуся, я  уже знаю у меня что! Что-то круглое, потом книжка, потом кукла...

    Я зажгла в столовой свет,  и она с жадностью принялась рассматривать подарки  и  тотчас  же разбудила Борю.  Тот обрадовался страшно  флейте. Оба получили туфли. Сейчас же разложили мешочки с гостинцами.

    Ида была занята вопросом,  новая ли это кукла или старая Лиля.  Я  сделала старой Лиле новый плюшевый костюм. Книжку - "Бабушкина внучка" Ида  проглотила  в  два дня.  В книге есть глава о Боге.  - "А я  знаю, бабуся, кто такой Бог - это природа". Удивительная умница.


    20.01.42. Ида отпраздновала свой день рождения. Ожиданий было без  конца! Ждала подарков. Условились с вечера, что ей поставят стул или  скамеечку около постели для подарков. Усиленно говорила о подарках с  дядей Ваней (квартирант). 

Проснулась в 5 утра - подарков нет.  Мать  не положила. Разочарование. Чуть не слёзы. Мать встала и дала подарки: игру "светофор" и две головоломки. Сейчас же Ида разбудила Борю,  начался осмотр и занятия акробатикой.

    Ида " готовилась" к ёлке:  они с Борей оставляли кусочки  сухариков, булочки,  миндалинки и т.д.  для подарков приглашённым.  Правда,  хранилось недолго.  На дворе приглашала подруг, составляла пригласительные билетики и т.д.
    Недавно говорит,  придя со двора: - "Бабуся, я говорю Иветке, что  у нас  не  будет ёлки!" - "И у нас" - говорит Иветка,  - "И у нас" - говорит Нина, - "И у нас" - говорит маленькая Нина...

    Ида мечтательна. - "Сшей мне, бабуся, платьице с крылышками, пышное - пышное... И я буду танцевать вот так!"

    - "Боря,  принеси  палки!  Мы будем строить дом.  Выйдем летом на  двор, поставим дом,  устроим сад, посадим огород! Вот хорошо! " И...  пошла работа...

    - "Бабуся, я буду артисткой в цирке". - "Ты же хотела быть доктором". - "Ну,  что ж!  Я буду и доктором и акробаткой"...  Начинается  тренировка - прыганье чуть не с комода. Она высоко и легко прыгает.

    Дрессирует и кошку,  но последняя никак не хочет становиться больной и, видимо, поэтому ничем не интересуется.

    Сегодня мы с ней начали заниматься после двух недель перерыва из-за каникул. Начала очень охотно и мало забыла. Читает "Историю моего  детства" Водовозовой.

Теперь бабуся больна и мама дома. Просыпается Боря.  Кричит Милочка.


    07.02.42.  Написано моей детской рукой...

    Я все ночи не сплю.  Все ночи думаю и думаю. Иногда кладу под подушку игрушку и ночью играю под одеялом. Под утро я засыпаю, но просыпаюсь первая.


    07.02.42 Дальше дневник опять продолжает бабуся.

     С 28 января лежу больная. Температура не снижается. Будто бы воспаление почек, в чём я сильно сомневаюсь. Состояние очень тяжёлое.
    Запишу кое-что.  Раз как-то Ида кормит Милочку кашей.  - "Бабуся,  каша на два раза сварена?.  - "Да, на два". - "А она уже кончается".  Заподозрив неладное,  я прохожу и спрашиваю: - "Ты всё-таки помогала  ей есть?" - "Нет". - "Не обманывай. Боричка, ты ел?" - "Ида мне дала  и я ел" - ответ современного Адама!

  Ида  уже  не  смотрит  на  меня  "правдивым" взглядом,  признав как негодную эту практику, а опускает  пушистые ресницы на заалевшие щечки и...  молчит. Но в вине своей не  признается. Следует внушение и беседа об обмане.

    Вечером приехал на побывку отец.  Отец достал сухих  дрожжей  немного  и  не  велел  детям  брать. Поймал Иду на месте преступления. Через минут пять - он снова захватил Иду за тем же делом и уже делящейся с Борей.  Была наказана и поставлена в угол. Ревела целый час. Пошли на компромисс. Едва добившись того,  что она слегка кивнула головой в  знак  сознания  своей вины,  она  надула губы,  села за чай и начала командовать как  невинно оскорбленная.

    Мать кормит грудью Милочку.  Боря наблюдает:  - "Мама, у тебя ещё  народится Лялька?" - "Нет".  Молчание... - "Ну тогда тебе надо грудь  отрезать".

    Попробую охарактеризовать обоих.
    Боря послушен, правдив, ласков, честен (в игре), не упрям, сердечен. Сознаётся быстро в своей вине,  говорит - "я не буду" и  просит  прощения. Если чувствует, что наказан безвинно, начинает плакать без  конца и трудно его успокоить. Он вспыльчив и в состоянии аффекта кусается и щиплется. Быстро остывает и готов на все жертвы.

    Увы! Всех этих качеств Иде отпущено очень мало.  Она  непослушна,  лжива, неласкова, нечестна (в игре), упряма, черства.

    На первое приказание она не  обращает  никакого  внимания,  после  третьего оклика  начинает  шевелиться и только после третьего окрика  нехотя встаёт,  чтобы сделать то, что ей приказали. В вине не сознаётся и прощения просить не будет. Стыдно ей не бывает, вообще равнодушна ко всякого рода "внушениям". К ней требуется особый подход: по-моему её можно взять лаской. Боюсь, что из такой умненькой, славной  девчурки может получиться что-то грубое, чёрствое, эгоистичное.

    Боря спрашивает:  - "Бабуся,  когда ты умрешь,  Ида заниматься не  будет?». Мать услышала и нашлёпала Борю.  Он начал плакать. Я приласкала его и успокоила,  зная,  что он столько не виноват в этом,  как  какой-нибудь дяденька с улицы. - "Это ты, Ида говорила ему?" Молчит.  Мне стало  горько  и я начала плакать.  Неужели это говорит та самая  Идка, в которую я столько  ухлопала  любви,  знания,  внимания,  забот?... Ида хоть бы что!  - "Ну, Ида, я не стану с тобой больше заниматься. Оставайся неучёной!" Ида молча убрала книги и стала играть.

    На другой день.  Утром едва сидя в постели,  причесываю её. Решила  не "раздувать" вчерашнего инцидента.  - "Ида,  какое у тебя задание  сегодня по русскому?" - "Я ещё не кончила вчерашнего задания".  - "А  с какого урока ты сегодня начнешь?"...  Пауза. Отвечает: - "А, может  быть, ни с какого".  Вот где готовился для меня удар! - "Бери книги и  садись заниматься". Как ни в чём ни бывало, села за уроки.


    04.03.42. Целый месяц вылежала в постели. Встать не думала: слишком истощен был организм.  Приехал Воля и я с этого дня начала поправляться. Теперь чувствую себя бодрой и вступила в "отправление своих обязанностей".
 
  2 марта была именинницей.  Торжественно справили, хоть куда! Дети  без конца радовались деликатесам:  пирог с мясом и  луком,  пирог  с  картошкой и луком.  Сладкий пирог, рулет, булочки из сдобного теста.  На обед - бульон с пирогом,  саксонские клёцки, На чай, кроме мучного, тянучки,  варенье.  Сколько бы стоило это всё,  если бы этого не  было дома -  Воля привез паек.
 Единственное,  что купили на рынке - яйца (40 руб. За  8 штук). Молоко стоит от 70 до 100 руб. или за эту цену - 2 кирпичика хлеба. Всё на мену теперь. На рынке мяса нет. Масло с бою - 110 - 120 руб. за кг. Картошка - 15 руб., овощи - 15 руб.

    Ида приготовила басню Крылова:  - "Волк и пастухи".  Твердила  об  этой "тайне", не переставая.

    Запишу, как Ида безболезненно  перешла  на  "спокойные"  занятия.
 После того инцидента с ней,  на второй или третий день завела с Борей разговор о том,  как мы с ним поедем летом к Мишеньке.  - "А Ида  поедет с нами?" - "Нет,  ей надо будет заниматься,  т.к.  она сейчас  учиться не хочет. А летом мама будет ходить на работу, а она будет с  Милкой" . - "А  что мы будем там делать?" - "Будешь играть с Мишенькой  и Ланочкой.  У них свой велосипед,  автомобиль большой, свой огород.  Захочешь -  сорвёшь морковку и съешь".  - "А огурчики есть?" - "Есть.  Свекла, картошка,  редька..." -"А курочки?  Я буду их кормить, с собачкой играть.  А как её зовут?" Ида слушает, лицо её кривится и она  ворчит: - "Да...  Там в Элисте - волки!" - "Тетя  Фаня  живет  не  в  Элисте, а в другом городе - там волков нет" - замечаю я.  Поговорив на эту  тему,  Боря  пошёл играть.  А на другой день и до сих пор... Ида неузнаваема: занимается, как нельзя лучше.  А я рада была, что нашла к ней подход и  наступили лёгкие отношения.

    Когда я встала с постели,  она говорит,  посмотрев внимательно на  меня:
 - Бабуся, у тебя ноги,  как палки,  руки, как палки, а голова точно -  горшок из-под каши". (Последнее сравнение - книжное).

    Ида захлёбывается чтением,  но читать нечего.  Сегодня начали писать немецкий алфавит. Читает сносно по-немецки.

    Боря говорит ещё,  как ребёнок.  "Р" - не выговаривает.  Но стихи  начал запоминать.  Капризы точно рукой смыло. Как-то вымыла им головы. Сели на сундук. Дети всё время проводят на нём: тепло возле печки. - "Бабуся,  пойдём сегодня гулять?" - спрашивает Ида.  -  "Когда  высохнет голова."  -  "А  у меня высохла уже".  - "А у тебя Боря?" -  спрашиваю я.  - "Нет,  сырая ещё".  Молчание.  - "Нет, она высохла. Я  ошибся". Подозреваю, в чём дело. - "Как же она у тебя так быстро высохла?" - "Ида "иманывает": у неё - мокрая. Это она велела мне сказать,  что у меня волосы высохли".


    18.03.42. а - именинница. Сколько ожиданий! Воля заблаговременно купил (достал) ей подарки. Сколько было радости!

    К завтраку изжарила из мороженой картошки котлеты.  Дала по чашке  молока с "печеньем" - пресные лепёшки на соде. Обед, как Ида сказала  пришедшей матери:  суп без круп, одна луковка (в буквальном смысле),  да и  тот тёплый (нет керосина).  Дети одевают Милкины пелёнки,  как  ризы, а на головы - " короны".  В ходу - ободок от барабана.  -  "Ты будешь - король,  одень корону!" - говорит Ида. - "Да, она - худая!"  - "Но, ведь все короны бывают худые!"


    05.04.42. Ах,  как  дети рады празднику!  Как радовались пирогу с  картошкой! Ведь каждый день картошка, так что картошка в тесте только ради праздника.

    Яйца - 120 руб.  за десяток.  Масло - 200 руб.  и т.д. Все кругом  зарыто в сугробы.  Днём начинает таять. Вечером и утром - подмораживает. Идёт снег.

 Дети на дворе. Сшила и тому и другому новые светлые  платьица. Достала случайно уцелевшие чулки дяди Бориски. Прелестные,  новые, белые и розовые чулки.  Носят сплошную дыру.  На базаре -  70  руб. пара. 

Боря баюкает Милку. Импровизация: - "Спи, моя дочурка! Я  куплю тебе пистолет и научу тебя стрелять!  Если не будешь спать, не  куплю.... Бабуся, она спит! Я ей это нарочно пел про пистолет, чтобы  она уснула скорей. А она спит и думает, что я ей куплю".

    До сих пор не выговаривает букву - "О". Говорит: - "Питять" вместо - опять или - все "вально" - все равно.  Но может говорить и правильно. Интересуется чтением и просит Иду читать ему. Иногда ссорятся, и Ида грозит ему, что будет читать, а не играть с ним.

    Ида сидит  с  куклами  и  говорит:  -  "  Мои куколки ни с кем не  говорят. Придёт ночь и они начинают со мной обо всем говорить". - "А  со мной они будут говорить?" - "Нет, только со мной!"... Боря, подумав: - "Ну,  раз так,  я с тобой не играю и все у тебя сломаю!"  Ида  вывертывается: - "Нет. Куколки пойдут в твой "склад" (под матрасом),  там стоит твоя лошадка, она как ударит их копытами за то, что они не  разговаривают, так они напугаются"... Борька хохочет. Ида сама увлекается, продолжают в том же духе, оба хохочут...

    Но не всегда так мирно заканчиваются " инциденты". Иногда ссоры,  слёзы и драки.

    Ида представляет себе ряд цифр: - "Точно красноармейцы идут. Цифра 3 - фигурка с поджатой рукой и вытянутой  ногой".  Рисует  только  девочек и мальчиков.  Жалуется,  что ей некому показывать,  как надо  рисовать.

 Стараюсь воспитать в детях не откладывания дела  "на  завтра", а жить по пословице (чешской): - "Что можно сделать сегодня, не  откладывай на завтра".  Ида её твёрдо знает. Другая, тоже чешская: -  "Что знаешь,  за  плечами не носишь".  Нас так воспитал папа и сотни  раз я говорила ему спасибо.


   13.04.42. - "Гуси стали в очередь и пошли купаться" - сказал Боря  про гусей, нарисованных в книжке.   

 Нина вместе с другими раскидывала снег лопатой на улице возле нашего дома. Я убирала снег возле нашего крыльца. Часа в три мы закончили нашу работу.  Дома нет ни дров,  ни керосину, ни электричества,  ни углей. Нечем даже вскипятить воды и сварить кашки для ребёнка.

    Заняли дров. Сырая печь дымит. Кое-как истопили печь. Всё в облаках дыма.  Смрад и чад. Холодно. Открыли форточку. За Ниной пришли -  отбивать ледник. Пошла, а уже 5 часов вечера.

Все угорели.  Началась у всех головная боль.  Милку первую стошнило.  Ида ноет. Боричка жалуется, что у  него в животе стучит вот так: отводит обе руки от груди, а потом обратно... А у меня с желудком что-то и с головой...  Жуткая  картина!  Кому ухаживать:  все беспомощные. Открыли снова все форточки,  трубу,  приняли лекарства. Легли. Ночь прошла благополучно.

    Ида как-то  садиться со мной рядом на сундук,  опускает головку в  колени и говорит:  - "Бабуся!  Вчера я так устала, так устала, когда  была во дворе, что села на кончик дровней, стоявших в середине двора,  а лошадь дёрнула и поехала.  Я доехала до калитки и слезла.  Первый,  кажется, раз  она  сама созналась в своём проступке.  Меня это очень  порадовало. А потом,  на другой день,  Ида, услыхав голоса подруг за  окошком, влезла на стол и говорит: - "Бабуся, а форточка так и осталась открытой?" Припоминаю. Форточку я сама закрывала. Значит ей понадобилось открыть форточку, чтобы заговорить с подругами и она снова... прибегнула ко лжи. Конечно, я её снова уличила.


    08.05.42. "Веселый  месяц май!"...  должен быть,  а у нас холода.  Люди помогли убрать природе снег.  Всё сухо. И то хорошо! Апрель для  нас был очень тяжёлый:  нет дров,  нет керосину,  нет электричества,  нет углей. Теперь достали немного дров и дали свет, готовим на плитке. Воля опять приехал на побывку,  приехал и привёз картошки.  Сколько было радости у тех,  у  кого её совсем не было, а тут им дали по мешку.

    На рынке все растет: картошка - 35 руб. за кг., молоко - 150 руб.  за четвертинку, хлеб - 150 руб. - 2 кг., мясо от 150 до 300 руб., яйцо - 120 руб., масло за один фунт 200 или 300 руб., лук - 60 руб. За  кг.

3-го мая у Бори был день рождения Получил в подарок книжки (совсем неинтересные),  пенал  и качели.  Последними очень угодили Иде и  Милке. Боря боится и не катается на них.

    Дети играют во дворе,  хотя и холодно.  Ида снова увлекается подружками. Какой-то Юрка "влюбился" в неё.  Я ей задала порку  за  то,  чтобы она близко не подходила к мальчишкам,  но на следующий же день  она говорит,  что Юрка "полюбил" её за то,  что она знает  немецкий.  Вот так так!

    Мать купила капусту солёную на рынке и не позволила брать Боре, а  он всё равно её берёт.  Нина,  торопясь на службу, на ходу берёт капусту. Боря мрачно:  - "Подумаешь! То-о-же! Родители!" - Нина подавилась смехом. Такая херувимская рожица и такие заключения!


    10.05.42. Ида ездила с Волей на Волгу.  Пришёл Камский пароход на  ближнее устье: сильная вода.

    Дальше почему-то дневник ведётся мной...  А мне - семь с половиной  лет. Может быть, записи в дневнике были вместо  уроков  литературы  и  русского языка?...


    30.06.42. Как весело мы вчера играли во дворе!  Слава  спрятался.  Мы искали его. Вдруг кто-то выскочил из подъезда, помчался во двор и  бросился в тёмное парадное крыльцо.  Мы с визгом и криком вошли туда  же. - "Смотри,  ребята!  Кошка!" - "Нет, собака!" - "Это Славка! " -  закричал Боря. Тут уж Славке сбежать не удалось. Мы его поймали.


    01.07.42. Небо  хмурое.  Целый день идёт проливной дождь.  Бабуся  заболела. Я убрала постель, вымыла чашки и следила за Милкой. Мы сидели на сундуке и смешили друг друга. Вдруг услышали стук. Мы с криком :  - "Это папочка!" бросились к двери. Через секунду мы целовали  насквозь промокшего папочку.


    03.07.42. Сегодня прекрасный день!  Вчера папа  нам  рассказал  о  своём приключении. Когда он ехал к нам на поезде, в Юдино папа сошел с поезда, чтобы позвонить маме, а в это время поезд ушел в Казань.  Папе снова пришлось  звонить  маме, чтобы мама встретила вагон N 8. Все обошлось благополучно. Через час мы пили чай с сахаром, с вишней, с маслом, с сыром, и с колбасой. Папа опять привез свой паек.


    04.07.42. Сегодня с утра льёт дождь.  У нас во дворе живет Катя -  москвичка. Она собрала нас и стала руководить  нашими  играми.  Катя  записала имя,  отчество и фамилию и сколько лет каждому. Мы играли в  "детский сад",  "Монах в синих штанах", в "телефон", в "самовары", а  потом она нас учила танцевать.  Мы декламировали стихи.  Ах, как нам  было весело!


    13.07.42. Мы поехали на Волгу. Там мы сели на пароход. Мы поехали  в Верхний Услон.  С Верхнего Услона мы сели на лодку  и  поехали  на  другой берег. Там было так

 хорошо, кругом цветы, песок, вода и в воде - гуси.


    18.07.42. Я  сегодня сделала последнюю задачу.  Мы первый раз ели  землянику, ах,  какая она вкусная! У нашей Милки - рахит. Она не может ходить. Она говорит: мама, папа, баба, няня, ням. Когда она просит пить, тогда она фыркает губами.


    20.07.42. Вчера  мы должны были поехать в Юдино окучивать картошку. Мы очень  радовались.  Ночью  шёл  проливной  дождь.  Я  горько  плакала. Мама обещала взять меня в следующий раз. Вечером мама с папой приехали промокшие до костей. Они привезли ягоды и букет полевых  цветов.


    10.08.42. Вчера  опять приехал папа.  Он привёз много гостинцев.  А  без  папы у нас заболела Милочка.: она серьёзно была больна желудком. Мама с Борей уезжали в поле окучивать картошку и  полоть  траву.  Боря  вёл себя  хорошо,  молодцом.  Я была дома и играла в мячики и читала  книжки.


    12.08.42. Напишу про свою подругу Иветту.  Это длинноногая девочка, с голубыми глазами, стриженая, похожая на мальчишку. Под носом у  неё всегда зелёные струйки.  Она их никогда не вытирает носовым платочком. Она ходит в очень коротких платьях и большей частью -  грязных. она - дочь врача. Ей 8 лет. Она ходит в детский сад. Иветта любит рассказывать про то,  что у ней делается дома.  Любит хвалиться.  Страшная драчунья,  ругается  плохими  словами.  Но  все-таки она не  злая. Играет довольно весело.


    17.08.42. Один раз мы залезли в подполье.  Там были бутылки и песок. Бабуся два дня мыла бутылки. Мы стали насыпать в бутылки песок.  Вдруг пришла бабуся и ахнула. Нам досталось, но та игра нам понравилась. Бутылки стали грязные.


    18.08.42. Иногда мы ходим к Кремлю. Мама с Милой села на скамеечку и любовалась на Волгу,  видневшуюся издали,  и на синеватые горы.  Иногда виднелся дымок и слышен был гудок. Я с Борей тоже нашли игру.  Когда-то тут стоял памятник царицы, но его почему то разломали. И от  памятника остались  одни  глыбы из мрамора и гранита.  Мы откалывали  камни и стукали друг о дружку,  получались искры. Нам это очень понравилось. Эту вещь мы называли зажигательным камнем.


    24.08.42. Меня записали в школу. Мне привили оспу. Я пойду в школу 1-го сентября. 1, 2, 3, 4-ые классы идут в школу 1-го сентября, а старшие классы пойдут 1-го октября,  потому что они работают  в колхозе.  Я  с Галей увидела,  что растёт горох.  Мы тогда сделали  огород. Мы посадили горох, морковь, картошку и загородили палочками.  На другое утро я вышла посмотреть на наш огород.  Куры у нас, оказывается всё изломали. Я очень была огорчена.


    21.08.42. Сегодня нашей Милке исполнился 1 год и 5 месяцев. У неё  поносик кончился.  Но она всё сидит и не стоит,  она всё просится на  двор. Всё  время  ноет и просит ням-ням,  это у неё означает кушать.  Она теперь не стала спать днём и просится всегда на руки.


    Следующая страничка записана бабусей.

    11. 09.42. Наконец-то настал желанный день! Ида принята минуя первый класс, сразу - во второй  класс железнодорожной школы.  Года три  ждала  Ида  такого  счастья.  Возвратилась полная впечатлений.  Казалось, ждать завтрашнего дня не  хватит сил: нужно идти не только сегодня, а сейчас же...

    Учительница говорит,  что она освоилась очень быстро,  как будто  всегда училась там (чего я так боялась). Посадили её на первую парту  с другой девочкой - москвичкой,  Люсей Живых. Кажется, хорошо прижились друг к другу.  Принесла домой 4 печенья и кусочек сахару, а там  съела булочку.  Борюшка в восторге,  а Ида думала,  что всегда будет  так. Увы!... Теперь кусочек хлеба с сахаром.

    Зарекомендовала себя пока хорошо. Видимо, будет из первых. Я плакала, когда провожала её в школу. Она недоумевающе смотрела на меня.  Милая детка!  Как мне мало проводить её в первый класс! Как бы хотелось проводить её в университет! Посмотреть на неё взрослую!

    Ну, а следующая страничка опять написана моей рукой.


    23.09.42. Я хожу в школу.  В школе 4 урока. Первый урок арифметика, второй - русский, третий - чтение, а четвертый урок - чистописание. Иногда  вместо  чистописания  бывает физкультура или второй раз  арифметика.
Я очень люблю урок физкультуры, потому что там мы играем  в какую-нибудь игру:  например, мы должны просидеть не открывая рта,  кто если откроет рот,  тот должен рассказать нам самое своё  любимое  стихотворение или чего он читал в книжке.

 Вторая игра.  Мы положили  руки на стол. Учительница говорит: - "Летит птица". Мы поднимаем руку правую.  Если она скажет - "Летит дом",  мы поднимаем левую руку.

 Но все учительницы были милые и хорошие. Я записалась в библиотеку,  там очень интересные книги. В перемены там у нас с нами играют ребята большие в разные игры.


    27.09.42. Один  день  у нас был хорошим.  Этим вечером все мы кто - где уселись и разговаривали.  Я с Борей в это время играла в  прятки  Боря рассердился на меня,  что я хотела второй раз считаться,  потом  он разыгрался и стал меня щекотать,  я побежала от него и залезла на  кровать. Боря  за  мной.  Он  ещё не добежал до кровати,  а я хотела  слезть с кровати и уже была на коленках.  В комнате было темно. Боря  добежал до кровати и стукнулся о мои ноги. Он так сильно ударился об  мои ноги носом,  что у него из носа потекла кровь.  Он взял и мне за  это оцарапал палец до крови и оцарапал мне шею. Я плакала. Боря плакал. Мама Боре примачивала тряпочкой нос.  Милка кричала в  истошный  голос, она  хотела чтобы мама взяла её на руки,  но мама не могла её  взять на руки,  потому что она была занята  Борей.
 Бабуся  спокойно  чистила картошку. У нас папа опять  уехал в командировку. Он должен был сегодня приехать и не приехал  и  приехал  в  другое  воскресенье.  Он  сам-то не приехал, а позвонил маме, на вокзале передал подарки и сам  поехал дальше. Он нам прислал пять банок консервов и одну банку взял  с собой на дорогу,  две банки масла,  пакет конфеток и три рыбы.  Мы  очень обрадовались, но очень жалели, что самого папочку не видали.

    Потом мы ходили на огород. Там я собирать начала картошку, а мама  рыть, вдруг набежала туча и пошёл дождь:  нас мама  отвела  в  будку  сторожа. Там  мы на соломе переждали дождь.  После дождя мы вышли из  будки. Я стала рвать цветы,  а Боря захотел домой и он стал  кричать  маму, чтобы идти домой.

(Добавляет Ираида…
В переписанном тексте было мало ошибок, я их  исправила и расставила знаки препинания, которых практически не было   проставлено вообще).


    23.10.42. Я по прежнему ходила в школу.  Вдруг я заболела.  Случилось это  так: Один раз я очень,  очень замёрзла.  А я завязывать не  умею, и в этот же самый день нас осматривали в  нетопленом  зале  и  велели нам раздеваться до самой рубашки. У меня, как говориться, зуб  на зуб не попадал. Когда я шла домой, я капор не завязала. Ветер мне  поддувал под  шапку,  и я простудила себе ухо.  На следующий день я с  мамой пошла к доктору Громову.  Он нам сказал, что у меня воспаление  среднего уха.

  В  выходной день у меня была температура нормальная и  папа нам взял билеты в цирк.  В цирке первый номер нам не очень понравился. Это был Борис Борисович - жонглёр. Второй номер - два акробата. Это уж нам совсем не понравилось.  Одного звали Володя Бильдапол. Второго  звали  Петя Синицын.  В представлении были два клоуна.  Одного звали Биль,  другого - Виль.  После этого был антракт.  После  антракта были два наездника и две лошади. Потом ходили по проволоке.  А потом лазали по столбам и по лестницам.  Одна артистка залезла  на  лестницу и выстрелила, половина лестницы упало и артистка съехала по  одной палке вниз. Потом были музыканты и музыкантши. Окончилось.

    Когда мы вернулись домой,  у меня опять заболела голова и я опять  слегла в постель.  Сегодня 23 октября.  Мы собираемся опять  идти  к  доктору. Что он скажет, не известно, можно или нет мне ходить в школу?... Мы ходили к доктору.  Она сказала,  что у меня ещё есть в ухе  краснота и,  что мне можно через два дня идти в школу.  Как только я  пришла, ко мне бросилась собака,  только у этой собаки был пятачок и  собака хрюкала,  а не лаяла.  Оказывается, папа без меня принес свинушку. Папа нас усадил к себе на колени и стал рассказывать нам придуманную им самим сказку.

                Сказка о Пете Синицыне.

    Жил был Петя Синицын с папой и мамой.  Вот один раз и просит папу  Петя: - "Принеси мне поросёнка.  Принесёшь?" -  "Принесу,  принесу".  Вот на  другой день пошёл Петин папа на базар и купил там поросёнка.  Петя очень обрадовался. Петя начал дрессировать свинку. Он научил её  ходить прежде не под марш, а потом под марш и в ногу. Научил садиться на скамейку,  как человек. Научил танцевать и ходить на передних,  а потом и на задних ногах.  Один раз он говорит маме:  - "Мама, сшей  для свиньи ошейник и шапочку".  Мама ему сшила.  - "Теперь выкраси и  выглади, а я пойду гулять".  А сам пошёл не гулять, а в цирк. Пришёл  он в цирк,  постучался к директору, ему открыли. Он сказал, можно ли  ему выступать  в цирке со своей учёной свинкой?  - "У тебя не ученая  свинка, а дура".  Он начал уверять,  что она умеет делать. Тогда директор сказал  - "Приходи завтра утром и покажи все свои номера.  На  другой день Петя рано утром вскочил,  поел,  накормил  свою  свинку,  одел её и пошел с ней в цирк.  Пришёл. Всё показал директору. Директору это очень понравилось и он вышел написать вывеску:

                Приехал Петя Синицын со своей свинкой Лелькой. 8 лет.

    Директор сказал:  -  "Приходи со своей свинкой выступать в другое  воскресенье. Петя взял с собой на другое воскресенье  билеты.  А  сам  ушёл раньше родителей и они увидели в цирке своего сына. После цирка  Пете дали 100 рублей.


    17.11.42. Недавно  я пришла из школы.  Бабуся спрашивает меня:  -  "Почему ты Дочка так поздно пришла?" - "Я долго в очереди в библиотеку стояла.  Я была последней". - " Почему ты была последней?" - "Я  стояла последней в очереди за хлебом". - "Почему и тут последней?" -  "Я вышла  последней  из  класса,  так как не успела сложить книжки в  сумку и одеться.»

       Дальше дневник продолжает опять бабуся.


    22.11.42. Вот разговор, приведённый Идой, характеризует её медлительность. О ней отзывается учительница, как об очень серьёзной ученице, но крайне застенчивой и медлительной.  Идёт она пока  одна  из  лучших в  классе.  Самая младшая по возрасту.  Один мальчик по этому  поводу назвал её "мухой". Исполнительна  чрезвычайно.  Сама  говорит,  что её  страшно беспокоит,  если что-нибудь не исполнено.  Но грязно  пишет - это её бич. Иначе всё было бы отлично.
 Начала самостоятельно ходить в школу, а это далеко, а до этого её никуда одну не пускали.

    Сейчас она вместе с Борей пошли к матери на службу,  сказать, что  сегодня в 4 часа - родительское собрание.  Ида чрезвычайно рада, что  она в звене санитаркой назначена.  Давно ли она только играла в это,  делая прививки куклам, а теперь уже не игра, а дело.

    Боря завидует ей.  Мечтает об учёбе. Ждёт, не дождётся её из школы. 8  ноября им в школе дали кусочек хлеба с вареньем.  Она кусочек  оставила Боре.  Был сильный мороз.  Она этот кусочек несла  в  руке,  чтобы не размазать крошку варенья.  Пришла и так плакала,  а я никак  не могла ей растереть пальчики.


    20.12.42. Как только Ида перевалится через наш порог,  приходя из  школы, в нашу столовую,  сейчас же заявляет: - "А у нас сегодня боец  с фронта  был!  Как  интересно  рассказывал!...  А Елена Николаевна  Гришку из класса выгнала!... Ну, Боря, смотри, какой я тебе гостинец  принесла!" - "Ну,  какой,  какой, покажи!" - Вытаскивает из её сумки  кусочек булочки. - "Ну, какой маленький!"...
– «Будь доволен и этим.  Она тебе от своей порции уделила. Спасибо и на этом" - говорю я. Ида  сконфуженно: - "Нам давали кусочек "булочки сегодня, она была завёрнута в бумажку (несомненно её фантазия).  Мне захотелось посмотреть,  какая булочка, развернула. Потом... мне захотелось её попробовать. Я  попробовала... и...".  -"Ну и съела бы все" - говорю я.  -"Да...  мне  хотелось Боричке принести гостинец".  Прелестная детка! В этом отношении совсем  в  дядю  Боричку,  который всегда приносил из гимназии  гостинец "папе Воле".

    Раз рассказывает,  как один дядя обнял её, когда она с Нонной шла  из школы. Она убежала, а Нонну дядя поцеловал.

    Стоят морозы и сильные.  Вчера Иде в школе дали билет в кукольный  театр на "Лёшку и кошку". Они уже в воскресенье были с отцом и видели. Пошла  ещё  раз.  Вполне  самостоятельно пошла.  И намучилась я  только за них.  По возвращении сами ничего не сказали ("забыли"),  а  учительница говорила,  что  4 раза оба упали,  а Боря перед входом в  ТЮЗ даже расплакался. Как результат - Боря кашляет. Снова горчичники  и т.д.  Боря любит слушать чтение Иды.  Она дразнит его, не читая по  его заказу. Он щиплется, она плачет, Милка поддерживает и... концерт  начался! У нас поросёнок. Начинает похрюкивать и он...

    Недавно Боря рассказывает сон.  Сюжет: папа дал ему и Иде кусочек  хлебца... Мальчик  отнял.  Боря  заплакал.  Папа  отнял у мальчика и  опять отдал его Боре с Идой.  На другой  день  он  спрашивает  меня,  рассказать ли ему сон и буду ли я слушать. Я ответила утвердительно.  Сама мыла полы. Рассказа хватило на часы. Чего-чего только он не нафантазировал. Милка,  сидевшая с ним на сундуке, убаюканная его рассказом, мирно уснула.

    Летом, играя во дворе, он научился мастерски свистеть, с чувством  плеваться и от души посылать  кого-нибудь  к  чёрту.  Теперь  только  свистит, остальное отпало.

    Ида уходит в школу.  Он без неё скучает,  если не  разыграется  с  Милкой. Он помогает в уходе за ней: сажает Милочку на горшочек, уложит её, убаюкивает, забавляет. Помогает в уходе за свинкой, чистит и  убирает за ней, запрёт её в духовой шкаф, где она ночует. Чрезвычайно доволен,  когда его хвалят.  Ласков по прежнему:  целует, обнимает  меня. Покушать  любит:  поджариваю  вываренную картошку.  Уписывают с  Милкой полную сковородку,  а Идка  только  немножко  попробует.  Все  очень любят хлеб.  Почему-то его не стало хватать, хотя порция та же  (норма). Дети помогают родителям пилить дрова,  убирать их за печку.  Боре ещё трудно пилить, а Ида серьёзная помощница.

    Боря, сидя на сундуке (тепло возле печки),  иногда импровизирует, громко напевая и, вдруг находит рифму: - "Бабуся, слушай, какая рифма: Я взял один (платок), Ида - другой и потом пошли домой".

    Старается запоминать стихи.  Но читать выразительно, как Ида, бывало, не может. Ну, я и этому рада.

    Раз я сижу у печки.  Растапливаю. Приходит Ида из школы. Раздевается. Спрашивает меня:  - "А ты,  бабуся,  рада?" - "Чему? Тому, что  печка не растапливается? В комнате, видишь сколько дыму? Все глаза у  меня выело... А тут ещё свинья под ногами..." - "А я, бабуся, рада и  сама не знаю,  чему я рада...  Рада и солнышку, рада и снегу и тому,  что я сыта,  а больше всего тому, что я хожу в школу!... Спасибо тебе, что  ты  воспитала  нас!..." (Бросается на шею и обнимает меня).  Для нас такая ласковость редкость...

    Кормить детей становится все труднее. Картошки у нас нынешний год  очень мало, а уходит на нашу семью чрезвычайно много. Цены на базаре  кошмарные: кирпич хлеба - 200 руб., молоко - тоже, мясо от 400 руб.,  масло около тысячи,  картофель - 40,  овощи - не дешевле. Заработная  плата не велика. Недавно я испекла лепёшку: намешала оставшейся Милкиной кашки (на воде, без масла,  без сахара),  прибавила оставшейся  картошки и  немного  мучки.  Дети как раз шли к матери на службу.  -  "Бабуся, а ты дашь и маме кусочек лепёшки?" - "Вот возьми, заверни в  бумагу!" Мать не застали на работе.  Вечером Нина приходит и спрашивает: - "Вы,  кажется,  мне лепёшку приносили?  Давайте теперь, я её  попробую". - "А мы её съели, ведь тебя же не было! - резонно отвечают оба.


   

Добавляет Ираида…

 1942 - ой год запомнился мне тем,  что я, наконец, пошла в школу. Мне было семь лет. Но приняли меня сразу во второй класс, так как я уже умела читать и писать. Немного владела немецким. Знала много стихотворений наизусть. Математика тоже давалась легко. В общем, благодаря бабусе, к школе я была подготовлена на отлично. Единственное, что мне не давалось, это – чистописание. В тетрадке ошибок нет, но кляксы, грязь.


В школе мне нравилось всё:  ученики,  учительница - моя  первая  учительница  после бабуси - Елена Николаевна Бабинская,  но больше всего мне нравились уроки физкультуры.  Их проводили или в классе, если была плохая погода или на улице.
 

 Был такой случай.  Мы играли в такую игру:  весь класс вставал в круг,  а учительница - в центр круга.  У неё  в  руках была верёвка с какой-то тряпкой, привязанной на конце. Учительница вращалась вокруг себя,  а верёвка крутилась под нашими  ногами.  Мы по очереди подпрыгивали, чтобы верёвка не ударила нам по ногам. Я  так волновалась,  когда подходила моя очередь, что у меня сильно билось сердце. В один из таких моментов, от волнения я обсикалась. Меня проводили в класс.  Я положила голову на парту и горько рыдала от  стыда. Но,  ведь мне было только шесть лет и я была во втором классе  моложе всех.


    Елена Николаевна жила недалеко от нас.  Они с бабусей нашли общий  язык по многим вопросам и поэтому частенько она заходила к нам. Помню, однажды,  когда она пришла, я сидела на горшке. И мне опять было  стыдно. Но туалетов в доме не было и что естественно,  то  не  позор.


    Но застенчивость была мне свойственна.


    Зимы в Казани были суровые. Тем не менее, нас выпускали гулять во  двор. Взяв санки, мы, естественно, без спроса выходили на улицу, перебегали на другую сторону,  с тем,  чтобы не проходить  мимо  наших  окон и, чтобы нас не застукали. Затем мы шли до кремля, где катались  с горы.  Совсем недалеко от нашего дома находился  старый  Казанский  кремль. Он стоял на горе,  которая спускалась до нашей улицы,  затем  продолжалась дальше. А дальше были какие-то огороды и вдалеке - Волга. Смельчаки  разгонялись  на  санках  и летели на всей скорости от  кремля через дорогу и дальше. А по дороге ездило много машин и ходил  трамвай. Я не решалась выезжать на дорогу и овладела искусством резкого торможения на краю тротуара.  Дома, конечно, о наших походах не  знали.


    Мы очень часто ходили в цирк. И вот однажды, мои родители доверили мне красную тридцатку и послали за билетами.  Недалеко от нас находился пассаж. В конце центрального зала всегда сидел за небольшим  столиком -  продавец билетов.  Я купила у него два билета,  получила  сдачу, но не уходила,  а стала рассуждать на тему - а почему  бы  не  пойти в цирк и бабусе и маме и папе и Милочке?  Таким образом, подсчитав, я купила шесть билетов... Дома меня, конечно, отругали. Потом  мама ходила к этому продавцу билетов и отругала его, как он мог всучить ребёнку билетов на все деньги?  А он-то причём?  Просто я  была  всегда очень доброй девочкой.




Рецензии