Время смыслов. Глава 82
2. В своем ответе Линкольн обьясняет избирателям Иллинойса, что решение по делу Дреда Скотта это начало национализации рабства и его распространения на Севере, поскольку признав неприкосновенность собственности любого гражданина США и право любого гражданина ввезти свою собственность (то есть рабов)в любой штат закон тем самым обеспечивает рабовладельцам возможность безнаказанно эксплуатировать рабов на территории Северных штатов.
3.В этой кампании роль самого Дугласа по его мнению является центральной: " Поскольку это правда и поскольку это и есть, как я думаю, то что сейчас происходит, то есть превращение рабства в общенациональное учреждение, рассмотрим то, что судья Дуглас делает каждый день для этой цели.Во первых посмотрим,какое влияние он оказывает на общественное настроение. В этой и других подобных ей общинах общественное настроение это все…судья Дуглас пользуется огромным влиянием, которое настолько велико, что достаточно для многих людей провозгласить что они верят во что нибудь,как они тут же обнаруживают, что судья Дуглас обьявляет, что он в это верит."(Douglas/Lincoln 1858).
4. Иными словами для Дугласа речь в любом случае идет не о правильности, а о популярности того или иного мнения, здесь Линкольн намекает на беспринципность, демагогичность релятивизма и субьективизма Дугласа, скрывающуюся за принципом приоритета общего мнения т.е. "народного суверенитета". Как и Сократ в споре с софистами Линкольн здесь проводит необходимое различие между популярным, но неверным мнением и истиной и справедливостью как таковыми.
5. Та же манипулятивность, беспринципность по мнению Линкольна, характерна и для отношения Дугласа к законам и судебным решениям: он нарушает их, когда они ему не подходят и считает их истиной в последней инстанции, когда они подтвержают ту точку зрения, которую он считает нужным исповедовать на данный момент, то есть в данном случае, когда они способствуют распространению рабства: " Этот человек придерживается решения суда, которое запрещает людям на той или иной Территории (до организации нового штата та или иная область где обосновались поселенцы, называлась Территорией ЛБ)исключить рабство и он делает это не потому, что оно само по себе является справедливым, на этот счёт он мнения не высказывает, но потому, что так решил суд...он не разбирает его достоинства и недостатки, но потому что решение суда становится для него "Так говорит Господь". (Там же).Далее Линкольн приводит для иллюстрации примеры того, как в других случаях Дуглас вовсе не считал необходимым придерживаться тех или иных судебных решений, поскольку тогда они шли вразрез с его целями и интересами.
6. В этом утверждении различия между человеческими мнениями и решениями, какими бы популярными и удобными они в данный момент ни были и сутью того, что на самом деле по его убеждению является истиной и справедливостью Линкольн сходен с Торо (см суждения Торо по поводу выдачи Бернса)и следует за Сократом. Тот же метод различения между популярными чувствами и предрассудками (включая и свои собственные, которых он не скрывает)с одной стороны и безусловными принципами с другой,можно обнаружить в ответе Линкольна на обвинения в аболиционизме.
С деталями ответа Линкольна на эти обвинения мы познакомимся в следующей 83й главе.
Конец главы.
Свидетельство о публикации №216041201371