О министрах без портфелей, о копытах и воде

Недавно мэр г. Душанбе объявил последний выговор директору Госучреждения «Душанбенаклиётхидматрасон» Абдулхаку Алиеву и начальнику Управления Госслужбы по контролю в сфере транспорта города Файзиддину Камолову за недостатки в курируемой ими транспортной сфере.


В последнее время всё чаще можно наблюдать на дорогах столицы проверку работниками ГАИ у водителей «маршруток» маршрутных листов. Проверка занимает всего лишь несколько минут, но время от времени какую - то часть водителей всё же задерживают, пассажиров пересаживают.  Всё дело в том, что мэр г.  Душанбе без соответствующего решения запретил открывать в столице новые маршруты общественного транспорта. Водителям общественного транспорта категорически запрещено без решения мэра менять в городе действующие маршруты.
Как выяснилось, получая путевые листы на обслуживание определённого маршрута,  водители выезжали на другие маршруты и получалось так – количество машин на маршруте  достаточное, а машин для перевозки горожан не хватает. Водителям до пассажиров дела нет. Главное для них - деньги. Мало того что вместо трёх пассажиров на ряд они усаживают четырёх, да еще и маршруты «перекраивают  по собственному усмотрению», не как  пассажирам надо, а как им выгодно.
В начале апреля мэр Душанбе  так же указал соответствующим городским службам подготовить и представить на утверждение новые маршруты общественного транспорта с прилегающими к городу населенными пунктами, которые верхняя палата парламента Таджикистана  присоединила к территории столицы.
Для устранения недостатков мэр установил месячный срок директору Госучреждения «Душанбенаклиётхидматрасон» Абдулхаку Алиеву и начальнику Управления Госслужбы по контролю в сфере транспорта города Файзиддину Камолову. За недостатки в курируемой ими сфере им был объявлен последний выговор.
В течение этого месяца мэр поручил принять конкретные меры по обеспечению водителей общественного городского транспорта единой рабочей одеждой и прекратить в общественном транспорте использование аудио и видео устройств.
Но можно ли таким крутым способом решить вопрос, связанный с функционированием общественного транспорта в городе?
Скорее всего – нет. И вот почему! Кроме словесных указаний и рекомендаций  соответствующие начальники вышеназванных служб не обладают никакими полномочиями. Они не могут лишить нарушителей зарплаты, влепить им выговор в трудовую книжку, снять с работы, вынести определённое порицание… могут лишь одно – констатировать факты по нарушениям и взывать к совести, которой у городских водителей давно уже нет. Одним словом о таких служащих принято говорить как о «министрах без портфелей», т.е. о чиновниках без определённых полномочий.
 Как уже неоднократно отмечалось, транспорт редко бывает на маршрутах чистым. В большей части салонов сиденья давно перестроены в сторону увеличения мест для пассажиров. И неважно, что пассажирам ноги некуда поставить, потому что близко  смонтированы сиденья. А на первых сиденьях, обращенных к центру, пассажиры сидят сгорбившись. Как правило, у сидений возле выхода выломаны спинки. После окончания маршрута на конечных остановках салон никогда не обрабатывается, сиденья не обтираются. Что же касается музыки, то во время пути пассажирам приходится её перекрикивать, чтобы выйти в нужном для себя месте. Что же касается поведения водителей - они немногословны и нетерпеливы. На замешкавшихся пожилых пассажиров покрикивают типа – чтобы те быстрее пошевеливали «копытами». Сдачу никогда с двух сомони (вместо 1 сомони 60 дирамов) за проезд не дают. Чаще можно слышать даже такое: «не нравится – не езди, сиди дома».
Много среди молодых водителей обычных лихачей, которым тоже до пассажиров дела нет. Набьют на конечной остановке салон людьми и гонят как на пожар, резко тормозят не думая, что люди могут ушибиться, ведь фиксирующих ремней в салоне не предусмотрено.
И насчет единой формы у водителей распоряжение столкнулось с проблемой. В далёкие времена на подобные мероприятия выделялись средства. Теперь их давно  нет и форму каждый водитель будет вынужден приобрести или сшить на заказ за собственный счет. Многие водители этим решением недовольны. Никого не радуют траты за собственный счет. Хотя с другой стороны, о единой форме транспортников, наличию бейджиков у водителей и кондукторов с их именами речь уже шла давно. Но как говорится в подобных случаях: «а воз и ныне там». Этим недостаткам способствует и большая текучесть водительских кадров. Иными словами – работать на транспорте некому, а если кто – то и захочет, то столкнётся с массой требований, которые вряд ли сможет выполнить.
К примеру: более полугода на стенде Агентства труда и занятости населения Министерства  труда, миграции и занятости населения РТ района Сино  висело  объявление о приёме на работу водителей троллейбуса. Но выданные направления в троллейбусном управлении столицы не принимали. Молодых водителей там категорически учить не хотели, а учиться за свой счёт в течение полугода накладно. К тому же при приёме на работу требуют наработанный стаж не менее пяти лет, а где его приобретать, если нет приёма на работу? Вот и получается - решать проблему своими силами на местах не хотят, а готовых кадров – водителей троллейбусов, в республике нет. По этой причине даже ряд троллейбусных маршрутов снят, что очень неудобно для жителей кольцевых трасс. Потому и основной маршрутный транспорт перегружен.      
Сейчас администрация мэра Душанбе разрабатывает для городских структур задачи по выполнению решения главы города «О подготовке к празднованию 25-й годовщины Государственной независимости Таджикистана». Вполне естественно, что городской транспорт будет решать проблему с разгрузкой столицы. От его четкости многое зависит, а главное – порядок на улицах столицы. Сколько бы не штрафовали водителей частного транспорта, к остановкам водителям общественного транспорта  пробиться бывает трудно. Крутые иномарки занимают их постоянно, игнорируя указания и вывешенные запретные знаки.
И с мусором у людей проблемы. Донести свои пакеты с мусором до мусорных контейнеров не все желают и за несколько дней тротуары в микрорайонах столицы, словно грибами,  обрастают пакетами с не донесённым мусором. Наш народ приучать к порядку можно лишь одним способом - не стыдить и уговаривать, а наказывать рублём. Тогда и порядка будет больше. А к порядку как и к культуре надо людей приучать… даже по отношению к собственности и к придомовой территории. К примеру, последний подъезд дома № 57/1 по ул. Д Расулова разительно отличается от других подъездов своим разбитым видом. Обвалившаяся штукатурка не удручает его жильцов. Делая дорогие ремонты в квартирах жители нисколько не заботятся о состоянии общих подъездов и придомовой территории.
Недавно я обратилась в хукумат города с просьбой выдать мне разрешение на посадку на придомовой территории деревьев и цветов на что  начальник Управления охраны окружающей среды  г. Душанбе  Т.К. Рахимов ответил: «что всем душанбинцам, желающим посадить деревья, кусты и цветы на придомовых площадках, в мэрии города только спасибо скажут». Превратить свою мечту в реальность, без разрешительной справки от Толиба Каримовича я пока медлю. Боюсь, что все мои затраты и старания окончатся неудачей. Близ живущие подростки постоянно ломают молодые саженцы, обрывают недозрелые плоды урюка и алычи, а взрослые порицания им за это не делают. Мало того, сами нарушают многие решения мэра. Даже установка водяных счетчиков в квартирах не остановила мойщиков ковров. Как мыли, так и продолжают их намывать под окнами, спуская в арыки сотни кубометров драгоценной питьевой воды.   
Недавно мэр Душанбе произвел ряд кадровых перестановок в своей администрации. Решением главы города, Анвар Шарипов назначен заместителем главы администрации мэра Душанбе, Саъдулло Каюмзода - заведующим отделом административно-правового отдела администрации главы города, Отамурод Бекмуродов - заведующим отделом обращений и приема граждан. Может быть новые перестановки благодатно повлияют на подъём культуры наших граждан, а значит и культуру столицы в целом!


Рецензии