Мысли... ч140
Мы учим разрешать (решать) задачи и проблемы, отвечать на вопросы (искать ответы), но отдали на откуп стихии (жизнь, де, сама создаст) возникновение (появление, рождение ets.) проблем, задач, вопросов. Мы – люди культуры ответов. Решений. А посему – ущербные, односторонние, – ментально, интеллектуально, – люди. А ведь вопрошание, озадачивание, проблематизация – это свое-иное-себя ответа, решения, развязывания. Т.е. – полноценное осуществляющееся деалектическое противоречие. И предполагает соответствующий уровень культуры проблематизации, культуры вопрошания.
Похоже обстоит дело и с воспитанием. Мы (и то в счастливом случае непревращенных форм культурного бытия) пытаемся «раскрывать способности», «развивать наклонности», «актуализировать творческий потенциал» ets.
В том же задачнике, но чуть ниже, спрашивается: а кто, когда и как будет формировать самое эти способности, наклонности, призвание ets., кто будет потенцировать будущего творца? Александр Сергеевич?!
***
От «video» к «idea» …
Первая часть безупречной формулы: «От живого созерцания к абстрактному мышлению…», уже, фактически, сформулирована. IX век…
***
Сначала он (она, они) «насильно жмурятся от света истины» [Г. Галилей], а затем, – в большинстве своем, – становятся генераторами тьмы. Прорабами и черноробами индустрии невежества: индустрии неспонтанного мифотворчества. Ну т.е., не заблуждающимися, но лгущими. Ибо: есть жертва насилия, а есть продажная шлюха.
***
Заказная «научная» традиция, – по крайней мере, в области т.н. гуманитаристики, – не обретает. Не находит. Не открывает. Не исследует. Не доказывает.
Она «полагает», «считает», «усматривает», «допускает», «исходит», «истолковывает», «интерпретирует». Ведь у глупоты пределов – нету.
***
Кто есть доксограф? «Орясина, набитая чужими цитатами». Согласен.
***
Догма – знание в формалине. Догматика – формалинология.
***
Эклектика – мыслительный хаос, или, выражаясь словами К. А. Свасьяна «толкучка инакомыслия».
***
Освоение и присвоение. Обретение и приобретение. Чувствуете разницу? Присвоение и приобретение – превращенные формы. Соответственно, освоения и обретения.
***
Современное язычество: Маммонопоклонничество.
***
Кредо графомана:
«Сударь, я пишу Вам это письмо от нечего делать, и я заканчиваю его от нечего сказать» (K. Toth, Weib und Rokoko in Frankreich).
***
«Когда все крысы убежали, корабль перестал тонуть» /Прочитанное/.
…К вопросу об «утечке мозгов» и прочих частей организма. А также: о «добровольном уходе из власти».
***
Абсолютизированная традиция есть фундаментализм.
***
Фундаментализм – превращенная форма фундаментальности.
***
«Я ослепил себя, чтобы лучше видеть» [Гераклит].
***
Если взять 100 кг. (центнер) отборного повидла и добавить в него 1 кг. (один кг.) дерьма; тщательно и не спеша перемешать их, то в результате всегда, – всегда, – получится 101 кг. (сто один кг.) известного продукту.
Так нафига же всю свою, – прежнюю, – жизнь паскудить? И – вечную, – добрую, – память о себе?
***
Пиарасы – специалисты по, – небезвозмездному, – созданию фиктивных репутаций.
***
Почему столь неэффективна современная индустрия разоблачительства? Потому, что грязь убирают грязными тряпками.
***
В университете практически запрещена (из него изгнана, в него не допускается, элиминирована практически целиком)… философия.
Из университета – философия! В XXI веке. Философия, коей от роду – двадцать пять веков с гаком.
Сколь же скорбным головою надобно быть, чтобы такое вытворять? А, г.г. «начальники от образования»? Впрочем, здесь иные императивы. «Роби, враже, що пан каже».
***
Дурак ищет под фонарем.
Умный – там, где надо.
Мудрый – там, тогда и то, что надо.
***
Отождествить познание (вообще жизнь сознания) с анализом, то же самое, что отождествить всю медицину с патологоанатомией, а врачей – с прозекторами.
***
Модератор (лат.) – «умеряющий». Неумеренных, потерявших (либо не приобретших по жизни) чувство меры. Особенно – орателей, дорвавшихся до трибуны… Не всех, не всех… Только тех, кому сказать нечего и поэтому требуется уйма времени.
***
Чем больше у человека есть что сказать, тем меньше ему для этого нужно времени (и бумаги).
***
Агиография. Вообще-то: описание жития святых. В современном значении: самоисполненное, либо же исполненное скорбными головою и пустыми сердцем пишущими холуями «алилуя» самому себе. Единственно любимому. В твердом переплете, с золотым (серебряным) тиснением, на отменной бумаге ets. На какие шиши? Дык, на заработанное непосильным трудом, вестимо. Особенно «богатые» частят по части «вписаться в историю» в период собственных юбилеев.
***
«Есть бытие; но именем каким
Его назвать? Ни сон оно, ни бденье;
Меж них оно, и в человеке им
С безумием граничит разуменье».
[Е. Баратынский].
***
Творцы – творят, твари – вытворяют.
***
Творец – субьектность творчества, тварь – субъект свития.
***
Как пишет, – мыслит, – К.А. Свасьян?
А скажу-ка об этом его же словами: «мысль, подорвавшая изнутри рассудочную оболочку и сорвавшая с себя рациональный намордник».
***
«…Если бы врачи не носили сутан и домашних туфель и если бы доктора наук не носили четырехугольных шапочек и слишком просторных мантий из четырех полотен, им бы никогда не удалось дурачить публику, неспособную сопротивляться этой столь аутентичной показухе» [Блез Паскаль].
***
Разум – диалектическое мышление; рационализм – кладовка с инвентарем «априорных матриц» [К.А. Свасьян].
***
Не следует путать, – а тем более отождествлять, – приумножение знаний и опыта познания с приумножением единиц в штатном расписании и фонда заработной платы.
***
Противоестественный отбор: «Выживает тот, кто выживает других» (Прочитано).
***
Каковы будущность и удел превозносимой нынче до небес «западной», или «рыночной» экономики?
Ну, не доверяете аристотелевской характеристике ее зачаточной, эмбриональной формы: «хрематистики»; ну, лень проштудировать, – а, главное – понять, – четыре толстенные тома, в которых исчерпывающе представлена анатомия исторически определенной формы капитала, основанной на редуцировании человека к средству, к товару, к пролетарию; ну, ведетесь вы на обрушенный на ваше сознание селевый поток «экономического» версификаторства (у глупоты пределов нету) во главе с ежегодно пополняемым сонмом отборных версификаторов: «нобелиатов», поверьте одному из, – иногда и они говорят правду, – представителей бесчисленных «философий», родоначальнику и столпу т.н. персонализма, Эммануэлю Мунье: «Экономическая структура, какой бы рациональной ни была, если она основана на пренебрежении к фундаментальным требованиям личности, неизбежно разрушает себя изнутри».
***
А мысль металась и кипела,
Развитием спеша.
Научный поиск совершала,
Антиципацией дыша.
[Подражание Е. Баратынскому].
***
«В борьбе с подлецами можно победить только морально и посмертно» (Услышано). Но ведь «им» – жить…
А как с «этим» жить?
***
Позачасся – це час бурхливої і масової зміни соціальної статі. З «він» («вона») на «воно».
***
Диалектике безразлично, что мыслить: «от сустава клеща до звездных пространств» [К.А. Свасьян], «от старого манто до общественно-экономической формации» [А.Ф. Лосев]. И все прочее, разумеется.
***
Этикет – превращенная форма нравственности (практической этики).
***
«Когда на IV Латеранском соборе Ин¬нокентий III, обеспокоенный брожением и распрост¬ранением идей Иоахима Флорского, к тому времени уже умершего, навязал христианскому ученому миру в качестве противовеса обязательные студии «Сентенций» Петра Ломбардского, этот факт, толкуемый обычно в рамках истории догм, самым решительным образом расширялся до истории европейской культуры, и уж во всяком случае представлял не меньший интерес для историка науки, чем для историка догм. «Цитат¬ник» Ломбардца, пестрящий «идолами» всех сортов, и стал (вплоть до Реформации) базовой дисциплиной об¬щеевропейской университетской жизни; дело было не в «цитатах», а в прививаемых ими навыках мышле¬ния, в заучивании назубок, в порче самого организма мысли и подмене его натренированными приемами, в систематическом отучивании мысли идти своими путями и привязывании её к костылям (авторитета, сте¬реотипов, чего еще!), в чудовищной деперсонализации и деморализации самого познания, которое и не могло быть ничем иным, кроме личной жизни (из личного врастающей в сверхличное), а становилось всем, кроме жизни, в страхе мысли перед действительным познани¬ем и в пораженческом агностицизме, – «цитаты-идолы» раскалывались, как пустые орехи, под щелчками «внуков», создавая иллюзию очищения и освобождения со¬знания от пережитков прошлого; реальные «пережитки» переживали и само настоящее, вламываясь в будущее. Им достаточно было лишь скинуть старые маски и при¬норовиться к тональности момента: подхватить, скажем, лозунги; «Долой пережитки!» или: «Открыть глаза!» или еще: «Отворить окна!», словом, усердно осиливать труды основоположников рационализма-эмпиризма, чтобы без особых хлопот пройти стадию внедрения» [Свасян К.А., Становление европейской науки. – М., 2002, стр. 310-311].
***
Человек культурки – это человек предписания, указания, приказа, рецепта, инструкции etc. Это – ходячая (часто – перемещаемая в «членовозе») репродукция. Культурный кастрат.
***
Нео – (чего-бы ни было) – это, по справедливому замечанию К.А. Свасьяна, есть его, этого «чего-то» гербарий. В гербарии подобном, ессно, невозможен синтез, а, равно, и анализ. Но, лишь: микс и разьятие, – усохшего, усушенного, – прошлого. Контекст, – жизнеспособный, – не случается, если нет текста…
***
Нормальный человек никогда не делится без остатка на сумму его, – актуально сущих, – знаний, умений, компетенций, навыков, функций, отношений etc. Его воплощений. Вот этот-то остаток и есть: творчество. (Феномен «избыточной культуры»).
***
Влиятельный – значит калека (ментальный, душевный, практический). Ибо: действующий в режиме деформированного взаимодействия – воздействия. Сиречь: влияния. На другого, другую, другое, других.
***
Ну, это сродни: «аналитик». Не валидный человек. Иными словами – инвалид. Т.е., жертва чернобыльской катастрофы. Еще разъять что-либо (мысленно, либо в практиках) сможет; осуществить свое-иное-себя-анализа: операцию синтеза, сборки, восстановления целостности, восхождения на уровень конкретного тождества – ноль. Стоп. Не в состоянии. Неспособен…
***
«Когда тратят много времени на путешествия, делаются в конце концов чужими в своей стране» [Р. Декарт].
***
Нищий (духом, душой, телом) – это сводня. Он не живет, но сводит концы с концами. Не ведая о наличии, – и необходимости, – начал. У уж тем более: не будучи в состоянии их, – концы и начала; начала и концы, – свести в диалектическое, – осуществляющееся, – противоречие.
***
«Земля есть и в землю отыдеши» [Блез Паскаль]. Ну, в том смысле, что не бывает гробов с багажниками…
***
«Нет иного греха, кроме греха против сознания» [Пьер Абеляр].
***
Чем культура отличается от культурки?
Культура предполагает людей этики, культурка – людей этикета.
***
Авторитарность – превращенная форма авторитетности.
***
Снобизм – превращенная форма новаторства.
***
Что общего между философией и «философиями», коим, в полном соответствии с принципом концептуального плюрализма и правилом парадигмальности, несть числа? Первая (и единственная) ищет истинные ответы и решения в споре; вторые и остальные – размножаются спорами неспонтанного мифотворчества. А у глупоты, тем более намеренной (злонамеренной) пределов нету.
***
Разбор и оценку «основательности» и «убедительности» сартровской критики диалектического разума в одноименной работе можно ограничить уже самим этим названием.
Не бывает разума недиалектического Разум, как мышление взаимоопосредуемыми противоположностями, как адекватно объекту мыслимое осуществляющееся диалектическое противоречие; разум как уровень, а, вернее сказать, качество мышления, непосредственно вырастающее из рассудка, снимающее ограниченности последнего. Помните гегелевское: «разум без рассудка – ничто, рассудок без разума – нечто»? Так вот, разум, вырастающий непосредственно из рассудка, а опосредованно рассудком – из обыденного сознания – все. Все, которое делает мышление человека валидным, полноценным, – завершенным, – в части способности адекватно мыслить всеобщее. Т.е. – мыслить философски.
***
Метафизика как философия, как мышление всеобщего есть функция от единичного, опосредованного общим (физикой).
***
Любопытно, что «девичья фамилия» ученой степени «доктор физико-математических наук» в зап. Европе Нового времени: «доктор физико-метафизических наук».
***
Практика есть воплощение чувств, опосредованное духом.
***
Истинное (познание и знание) извлекается, смыслы и ценности привносятся.
***
Философия игнорирующая, либо и вовсе обрывающая связь с единичным, опосредованную общим, превращается в догматику всеобщего. Единичное и общее, обрывающие связь со всеобщим, уподобляются «Слепым» П. Брейгеля.
Свидетельство о публикации №216041201961