И то и другое - слова Б-га живого

 Это мой пересказ известной многим истории, без претензий на полноту истины, исходя из моего ограниченного знания и понимания .
 История отношений Виленского Гаона и основателя хасидута Хабад Альтер Ребе - двух светил еврейской мудрости , да защитят нас их заслуги, полна противоречий , а последователи  Виленского Гаона довели её до крайности - они послали ложный донос русским властям , где приписали Альтер Ребе  шпионаж против России , за что он получил срок в тюрьме. Когда спорят мудрецы , мы должны относиться к их словам как к словам Б-га , считая и то и другое истиной . Но как может быть что вещи противоречивые , взаимоисключаемые могут оказаться истинными ? Да и клевета на оппонента Виленского Гаона разве допустима ? Еврейские мудрецы отличаются прежде всего нравственностью , их шаги всегда под прицелом всеобщего внимания .НЕт праведника без морали . А тут вдруг ложный донос властям ?!
 Попробуем разобраться .
 Сначала притча. У одного царя заболел единственный сын . Он сошел с ума и никакие средства не помогали . Были вызваны все лучшие врачи , приписаны лучшие лекарства, но больной считал себя здоровым , лекарства выплевывал и поведением своим  причинял страдания всему окружению и позор отцу. Что делать ?  ВСе лекари уже расписались в бессилии , как вдруг царский визирь вспомнил при последнего лекаря в королевстве . Вызвали и его . ПОсле осмотра лекарь сказал . " Есть одно средство . НО Царь не согласится на него ".
Царь удивился " НЕ соглашусь? Как это может быть ? Нет для меня ничего дороже сына .Что стоит Моя корона , если её некому наследовать ? Говори , Я готов исполнить твой совет !"
 - Есть одно сильное и опасное лекарство . Гарантий его успеха нет ,больной не захочет принимать лекарство ,  но небольшая вероятность -есть . Для него надо вынуть из короны Вашего Величества самый драгоценный камень, истолочь его в пыль , высыпать в ведро воды и вылить на голову принцу ! И есть вероятность что он случайно проглотит несколько капель и будет исцелен , но Вашей короне будет нанесен непоправимый ущерб .
 -Я согласен !- вскричал Король. Так и сделали  . Лечение прошло успешно. Принц поправился а Король с тех пор являлся перед народом в короне без главной драгоценности.
  Это притча. Вернемся к спору мудрецов . Суть его была в том , открывать ли простому народу тайны Торы - Каббалу ? Долгое время она была уделом единиц , для её изучения нужны были условия - к ней допускался знаток  Устной и Письменной ТОры , естественно строго соблюдающий алаху  практически , после 40 лет ,женатый ,под руководством учителя , который открывает её тайны ученику ,если видит что тот понял сам - то есть подтверждает , если понимание правильное .Цель её - работа над преодолением власти дурного начала - эгоизма и гордыни , выработка необходимых качеств характера у еврея для служения Творцу .Каббала сердце Торы , её внутренний смысл , раскрывающий замысел Творца , Святого благословен Он, ЕГо тайны . Каббала обладает огромной взрывоопасной энергией , и у человека не готового  способна вызвать страшные последствия - психоз ,деградацию и т.д. а так же тяжело повлиять на мир .НО преимущества изучения Каббалы в том , что она дает еврею силы преодолеть дурное начало ,  возможность усовершенствовать влияние еврея на мир ,исполнять заповеди со смыслом , дает  инструменты для совершенствования характера ,возможность  упорядочить внутренний мир - исправить желания и мысли ,слова и поступки , пробудиться духовно, сделать себя человеком  . Дает уникальную связь с Творцом .  Спор мудрецов был о том  открывать ли эти глубины широкой публике или пусть довольствуются простой верой , ведь именно люди простой веры в прошлом оказывались более стойкими в испытаниях? Виленский Гаон был против , ведь что опасность негативных последствий слишком велика , а Альтер Ребе , заложивший основы хасидута - а суть всякого хасидута в Каббале - был за , потому что иначе не спасти еврейский народ и мир от хаоса .Учениками Виленского Гаона  несомненно руководили добрые намерения , потому что "лекарство действительно опасное " , и они хотели избежать негативных последствий., и сделали ложный донос , наверно потому что считали опасность от хасидута большей , чем от нарушения ими моральных норм и алахи , подобно убийству в самозащите . 
 
 На сегодня хасидут все больше распространяется , КАббала изучается  в серьезных ешивах и в многочисленных группах , из всех видов хасидута Хаббад самый сильный и влияние его особенно велико - такой разветвленной сети общин как в Хаббаде нет нигде . На многих уроках Торы цитируют Зоар - главный труд по Каббале . Есть и множество негативных последствий - и жертвы самостийного изучения Каббалы и профанаторы ,объявляющие Каббалу наукой , не связанной с Торой , кто-то считает её магией ,  есть и  изучение Каббалы людьми неготовыми и т.д. Есть и много положительного - чему и я была свидетельницей . Слушала уроки , зачастую ничего не понимая , а только воспринимая её святое влияние.  По сей день я продолжаю жить этой силой , дающей мне вкус заповедей и сияние Торы . Я пользуюсь её инструментами для работы над качествами , для обретения веры , для духовного пробуждения . Спасибо всем кто был причастен к моей учебе , моим друзьям и учителям.


Рецензии