Время и философия

   
             Интересно с возрастом работает память. Начинаешь забывать, что было вчера, зато вспоминаются очень далёкие и совсем незначительные события детства. Теперь понимаешь, почему с возрастом тянет на мемуары и пофилософствовать, опять же свободное время есть.

               Дело было в далеком уже 1985 году, я слушатель прославленной военной Академии. Начался очередной учебный год, а  с ним появился новый предмет Марксистско – ленинская философия.

                Семинары вёл вновь пришедший откуда-то гражданский доцент, еврейской наружности, в возрасте около пятидесяти лет. Замечательный во всех отношениях человек и преподаватель с большой буквы. Укладывал эту непростую науку в наши военные головы не только основательно и прочно, но и добился от нас через понимание учебного материала  уважения к своему предмету.      

                Учебная группа у нас была всего  восемь человек. Нам поначалу казалось, что это плохо,  потому что никто не мог избежать проверки знаний,  способностей и умений и если недоучил, приходилось краснеть.  Позже пришло понимание того, что это на самом деле всё очень правильно и хорошо  -  мы все получили  в Академии уникальную и высочайшую по качеству подготовку, причём это касалось абсолютно всех учебных предметов и практик. 
 
              Со временем мы настолько втянулись в эту самую философию, что, не поверите – очередного семинара ждали с нетерпением, потому что они проходили не формально и не строго в рамках учебного плана. Обсуждались самые разнообразные темы, включая и «за жизнь».  Иногда доцент нам рассказывал последние московские новости из политических коридоров  власти, поскольку он ещё работал в каком-то институте при ЦК КПСС.

               Еще наш доцент писал докторскую диссертацию и с  этой работой у него получилось всё очень плохо.   Моя учеба в Академии пришлась на период 1982…1986 годов, когда Генсеки сменялись каждый год.

                В 1982 году ушёл из жизни Л.И.Брежнев, а у нашего  доцента защита на носу и диссертация докторская по социально экономической дисциплине, где без соответствующих цитат  по тексту и соответственно ссылок в списке литературы на классиков и современников никак нельзя. Защиту пришлось отложить, диссертацию править, насыщая её мудрыми по форме и глубокими по содержанию  мыслями  Ю.В.Андропова.

                А мы, слушатели первого курса прославленной Академии в день смерти Леонида Ильича,  домой были отпущены из  родных стен  лишь в девять вечера, кто знал, что могло произойти тогда в столице, а выдать пять тысяч автоматов Калашникова, слушателям военной Академии – вовсе не проблема.  Идя ноябрьским вечером от Солянки к Китайскому проезду, мы  видели стоящие у тротуаров пожарные машины с забранными стальной сеткой ветровыми и боковыми стёклами.  Со зданий соседних министерств и Госплана свисали и колыхались холодным ноябрьским ветром длинные красные полотнища с муаровыми чёрными лентами. Москва готовилась к траурным торжествам.

                Назавтра нам целый день пришлось стоять вместе с милицией в оцеплении. К нашей цепочке подъехал Уазик с мигалками.  Вышедший  из машины капитан МВД по шеренгам раздал пяток бумажек своим милиционерам и уехал. Нам тоже досталось почитать.  Это была бледная, отпечатанная телетайпным шрифтом ориентировка на какого-то гр. Байрамова, уроженца не помню чего, который готовился к самосожжению на Красной площади.
 
           Прошёл почти год. Дело с правками и перепечатыванием  на печатной машинке почти всей работы, в отсутствии нынешних  компьютерных возможностей,  у доцента двигалось долго, однако, как говорится «упорство и труд всё перетрут»!  Все необходимые бумаги собраны,  экземпляры авторефератов разосланы, рецензии, нужные подписи и одобрение Ученого совета получены, словом, все ступени пройдены – и, что немаловажно  время защиты назначено. Но самое главное это то, что  шампанское, коньяки и   дорогие закуски уже закуплены. Наконец-то!    Однако Судьба соискателя докторской диссертации распорядилась иначе. 

           Неожиданно, мы, слушатели Академии,  получаем, через старшего класса  кортики,  пришиваем на  парадные шинели золотые погоны и аксельбанты и готовимся  завтра  потренироваться   составом двух наших парадных  офицерских коробок 20 на 20 , что бы  пройти торжественным маршем послезавтра, но  уже в составе войск Московского гарнизона за траурным лафетом по Красной площади и, таким образом проводить, в последний путь Ю.В.Андропова.

           Доценту плохо, прединфарктное состояние  и очень нехорошие раздрайные мысли в голове, а что взять со штатского? Однако,  одна трезвая мысль доцента-соискателя посетила.  Он сел в свои старенькие «Жигули», уехал с полным багажником выпивки и деликатесов к себе на доставшуюся от родителей дачу в престижном, по тем временам, дачном посёлке.  Безвылазно пил неделю, поминая всех бывших и будущих Генеральных секретарей всякими словами. Но время лечит.

            Прошло  немного времени  и  на  высокий пост заступил К.У.Черненко.  В голове доцента навязчиво забилась неизвестно зачем вспомнившаяся фраза - король умер, да здравствует король! Потом её сменил весёленький  куплетик из песни  про весёлый ветер, а его подпирала колючая мысль о том, что надо что-то делать, не сидеть сложа руки, необходимо бороться, двигаться дальше и не останавливаться.    Доцент, будучи человеком целеустремлённым,  привел  себя и нервы в порядок, собрал волю в кулак и с новым рвением  взялся за правку своей  научной работы.

             Однако  всё оказалось существенно сложнее, чем мыслилось на даче,  где старый сервант на веранде уже не ломился от бутылок с коньяком, свёртков с копчеными балыками, сырами и банок  с икрой.   Движение вперёд затруднялось тем обстоятельством, что теоретическое  наследие вновь пришедшего продолжателя дела Ленина, хоть и было идеологически выверено, но оказалось  невелико, философски не явно и это его наследие приходилось просеивать через очень мелкое сито,  а то, что оставалось в «сухом остатке»  по крупицам разглядывать в микроскоп. При этом,  оценивая,  как и в какую главу,  эти крупицы поместить, и смогут ли они существенно дополнить диссертацию, или напротив надо частично переделывать работу с тем, что бы она сама могла  бы, пусть не дополнить эти крупицы,  но хотя бы смыслом и логически с ними согласовываться. На эти корректировки наш герой потратил почти год времени, однако проявив мудрость, с коньяками и закусками не торопился.

          Недоброе доцент почувствовал после одного вечернего просмотра передачи Время, где показали Константина Устиновича, голосующего  за кандидатов в депутаты Верховного совета СССР от блока  коммунистов и беспартийных. Последний был настолько слаб, что его поддерживали под руки, он задыхался и почти не мог говорить и дрожащим в слабеющей руке избирательным бюллетенем, едва попал в щель урны для голосования.

             Но вот парадокс - как-то вдруг и сразу на душе у доцента стало спокойно, а в душе  музыка, но не Шопен. Что-то волнующее и оптимистично - позитивное. Специалисту - философу, прекрасно владеющему методологией познания,  открылся в сознании некий новый фундаментальный философский закон развития природы и общества. Такой же, как например, закон отрицания отрицания или перехода количества в качество, а может и круче – единства и борьбы противоположностей. И что работает этот закон на все сто процентов! И даже время  срабатывания стабильно – примерно год.

         Чьи далее цитаты использовать – и так уже ясно, даже в родной институт при ЦК КПСС,  звонить не надо. И как в воду глядел доцент.

          Мы снова получаем кортики, пришиваем на шинели золотые погоны и аксельбанты, начищаем до блеска хромовые сапоги. Опять в парадном строю,
тем же составом за  траурным  лафетом к новому времени  и  к новой философии жизни. А что делать, господа – диалектика природы…

            Очередной семинар по философии.  Благостная атмосфера в аудитории.  Доцент спокоен и интересно рассказывает нам о том, что в экономике страны наметилась тенденция к снижению темпов роста показателей  развития  народного хозяйства.  То есть на самом деле,  снизились не  сами показатели экономического развития, а лишь темпы их роста -  в математике это производная, а в физике – ускорение.

            Во всех  областях  общественной  жизни и отраслях народного хозяйства, а   так же в центре и на местах требуется  новое   мЫшление.

             Водки скоро не будет совсем и вина тоже, а вместе с ними и  курева,   и  продуктов.

           Требуется срочно перестраиваться и ускоряться и каждый советский человек должен  нАчать это ускорение и перестройку с себя.

           Очередной Генсек, носитель нового мЫшления, сравнительно  молод,  новое мЫшление и цитаты из его головы льются, как из дырявого ведра.

            Наш доцент доволен,  потому что недостатка в современных материалах  для докторской  диссертации нет, даже избыток и работа уже совсем на выходе.
   
            Однако, самым важным во всей этой эпопее оказалось то обстоятельство, что вновь открытый доцентом философский закон перестал правильно работать, поскольку на самом деле в то, текущее  время  отрицал объективную реальность времени - прошло два года, а Генсек-то жив! Значит это не закон, а субъективизм, рожденный в голове, принявшего от Судьбы страдания, доцента. И не к ночи будет сказано - примитивный идеализм по типу Махизма - как нам потом поведал доктор из инквизиторов спецотдела  ЦК- легко лечится. У нашего Доцента и гора с плеч. Всего-то навсего психушка, так я на неё шесть лет в университете, три в аспирантуре учился  и вообще всю свою сознательную жизнь именно по этой философской специальности.

             А пока, после короткого перекура между парами занятий,  доцент нам рассказал смешной случай, произошедший в его дачном кооперативе. Один его сосед,  академик,  привёз себе на дачу добытые с огромнейшим трудом через Академснаб для какого-то исследовательского объекта доски, а другой сосед- дипломат эти доски  у академика украл.

              И далее, товарищи слушатели: « … естественно-научные понятия о времени изменяются и развиваются с развитием естествознания, но при этом изменения физических представлений о времени не опровергают его объективной реальности, поскольку являются результатом всё более и более полного отражения объективного времени в сознании человечества…»

Подмосковье, 2016г.
               


Рецензии
!!!)))) Преотличнейшая зарисовка!! Столько замечательного юмора! Начиная с названия:))) Я-то думала... а тут-то оказалось...))))

"...Учебная группа у нас была всего восемь человек. Нам поначалу казалось, что это плохо, потому что никто не мог избежать проверки знаний, способностей и умений и если недоучил, приходилось краснеть..." - школьное мышление)) куда от него деваться даже слушателям военной Академии))

"...Укладывал эту непростую науку в наши военные головы.." - )) Вы всегда с такой тонкой самоиронией проходитесь по этой грани "военный-штатский"))

"...период 1982…1986 годов, когда Генсеки сменялись каждый год..." - !! да уж... Мне запомнилось состоянием стыда перед мировой общественностью))

"...и очень нехорошие раздрайные мысли в голове, а что взять со штатского?.." - :)))

"...Однако, одна трезвая мысль доцента-соискателя посетила. Он сел в свои старенькие «Жигули», уехал с полным багажником выпивки и деликатесов к себе на доставшуюся от родителей дачу в престижном, по тем временам, дачном посёлке. Безвылазно пил неделю, поминая всех бывших и будущих Генеральных секретарей всякими словами. Но время лечит..." - :)))

"...и с новым рвением взялся за правку своей научной работы..." - !! а вот напрасно! Там же сразу было всё очевидно!

"...частично переделывать работу с тем, чтобы она сама могла бы, пусть не дополнить эти крупицы, но хотя бы смыслом и логически с ними согласовываться..." - :))))

"...однако проявив мудрость, с коньяками и закусками не торопился..." - :)))

"...а в душе музыка, но не Шопен..." - :))))

"...открылся в сознании некий новый фундаментальный философский закон развития природы и общества. Такой же, как например, закон отрицания отрицания или перехода количества в качество, а может и круче – единства и борьбы противоположностей. И что работает этот закон на все сто процентов! И даже время срабатывания стабильно – примерно год..." - !!:))))))

"...Мы снова получаем кортики, пришиваем на шинели золотые погоны, начищаем до блеска хромовые сапоги. Опять в парадном строю,
тем же составом за траурным лафетом к новому времени и к новой философии жизни. А что делать, господа – диалектика природы…" - :))))))

"...интересно рассказывает нам о том, что в экономике страны наметилась тенденция к снижению темпов роста показателей развития народного хозяйства..." - :))) ну если об этом ещё и рассказывать скучно, то совсем неинтересно станет))

"...вновь открытый доцентом философский закон перестал правильно работать, поскольку на самом деле в то, текущее время отрицал объективную реальность времени - прошло два года, а Генсек-то жив! Значит это не закон, а субъективизм, рожденный в голове, принявшего от Судьбы страдания, доцента. И не к ночи будет сказано - примитивный идеализм по типу Махизма - как нам потом поведал доктор из инквизиторов спецотдела ЦК- легко лечится..." - :))))

Дмитрий, спасибо!! Отлично!!

Нила Кинд   09.02.2021 07:41     Заявить о нарушении
Доброе утро!
Опять Вы захвалили развернуто, с цитатами. Вместе с тем,
рад, что вам понравилось чтиво. Если бы я что-нибудь выдумал, вряд-ли миниатюра удалась, а так -пережил лично и не с чужих слов.
Гражданских и военных на касты не разделяю - так сложилась судьба, что я оказался в армии, а это другой уклад жизни.
Продолжаю с удовольствием читать Вашу "Химию...".
Спасибо за отзыв, успехов Вам и удачи, с уважением, Дмитрий.

Дмитрий Ансеров   09.02.2021 08:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.