Никто не должен быть одинок

Его холм был живым, поэтому, он звал его «мой друг Холм». Хорошо иметь друга – преданного, внимательного, понимающего, умеющего молчать и слушать ночи напролет. А больше у него никого и не было. Нет, конечно, у него была жена-дитя, вечно недовольная и капризная, были приятели по работе, слишком занятые собой. Но вот для души…

Холм был живым. У него был чудный характер, изысканный вкус и перспективное будущее. Впрочем, он ничем особенным не выделялся, этот холм. Ну, может, чуть больше солнечных лучей доставалось его склонам, да злая стихия обходила стороной его обитателей.
Но, однажды, у его подножия появился человек. Сломленный и израненный он тихо опустился на шелковистую траву холма. Полежал немного и, когда показалось, что он заснул, его тело вдруг изогнулось дугой и небо зазвенело от страшного, отчаянного крика. Крик сломался, превратился в срывающиеся, скрежещущие рыдания и рвал, и кромсал пространство высоко вверх, глубоко вниз и во все мыслимые стороны. Словно кроме этого крика больше уже ничто не существует и больше уже ничему никогда не быть.
Холм мелко задрожал в ответ на рыдания человека, но справился со своим испугом и тихо-тихо начал качать окаменевшее тело, обнимать его тонкими стебельками-травинками и шептать опавшей листвой, пытаясь излечить истерзанную душу. Тело обмякло, все звуки затихли – человек спал.
Много раз приходил человек на холм: сидел, лежал, ходил, спал, читал, пел. Может, ждал он чего-то, может – искал. Но холм – это только холм.

И, как-то, человек заговорил с ним, с холмом. Он называл его «мой друг Холм». Он приходил к нему каждый раз,  когда появлялась такая возможность.
Он плелся:
- О, Холм, от меня уходит жена…
Он брел:
- Мой Холм, у меня отнимают работу.
Он несся, как ураган:
- Дружище, моя семья снова любит меня!
Он бежал:
- Друг Холм, у меня родилась дочь!
И холм отдавал ему лучшие свои цветы – удивить жену, подносил самые спелые ягоды – побаловать дочь, сплетал навесы из ветвей деревьев, пряча от дождя, стелил ароматные травы для отдыха, просил смолкнуть птиц, если человек устал и нуждался во сне. Холм дарил ему все тепло, накопленное за столетия своего одиночества. Холм полюбил своего человека.

А человек окреп, повеселел, обретенная уверенность в себе вернула ему работу, успех подарил ему новых друзей. После очередной долгой зимы, когда жадное весеннее солнце согнало с холма весь снег, разбудило нежные подснежники и разбросало бархатные листья мать-и-мачехи, человек появился не один. Много машин и много людей привел за собой человек. Машины кружили, срывая влажный дерн в поисках удобного места, люди выбегали из них, радуясь солнцу, воздуху и тому восторженному чувству, которое дарил всем друзьям своего человека растерянный холм.
- До чего же чудное местечко скрывал ты от нас!
Люди веселились, жарили шашлыки, пили вино, фотографировались, бегали, как дети, за первыми бабочками. Человек был счастлив.
К вечеру люди устали – расселись по машинам и уехали.
Потом человек снова приходил один, но ботинки его цеплялись за затянутые травой бугры,  ветер срывал и нес в лицо обрывки бумаг, скрытые зеленью угли пачкали дорогие брюки, а осколок стекла обрезал босую ногу. Неуютный стал холм, неряшливый и тоскливый какой-то. Стали появляться чужие люди, а человек исчез.
- Может некогда ему, может, случилось что? – не переставал ждать холм.
Время шло. Много времени. Холм и не узнать теперь – от самого снега и до самого снега вытоптанная трава, яркие палатки да дым костров. Обычный холм в черте пригорода.
Живой ли он? Холм, да и только.

Дряхлый старик, опираясь на палку, бредет через снежное поле к холму. Что-то странно знакомое в его сморщенном  лице. Мелко дрожит вытянутая рука, кривится открытый рот:
- Холм, старина… Помнишь ли ты меня еще? А если и забыл – нет никого у меня больше. Только ты и остался. Прости, дружище – предал я тебя. И меня все предали, оставили. Хоть ты прими меня, страшно быть одному.
Слышит холм родной голос и снег проседает у ног старика.
Человек вернулся!
А старик так неловко осел в снег, уронил палку, склеились слезой ресницы, разгладилось лицо, и пар перестал подниматься от улыбающихся губ.
Закружил снег, запела вьюга. Прячет холм своего человека.
Не должны расставаться друзья. Никто не должен быть одинок.

Холм был живым. В нем жила его память.


2001


Рецензии
Утром, когда я зааравляю трактор, Гянуш уже катит громогласную тачку по булыжникам хуторской улицы.

- Порев! - кричу я ей - Галя, оставь мне банку молока с вечерней, зайду как с поля приеду.

Люблю придти к ней, когда уже солнце село. Захватив бутылку своего вина. Вечером, бывает, что она закончила дела и уже включила телевизор. Его она легко бросает. И тогда можно поговорить.

- А, это ты, Алексей, - ваглядывает она из-за всегда открытой двери на лай собаки - заткнись, Арчи. Заходи, кофе будешь?

- Давай просто посидим - говорю я и ставлю на стол бутылку. Она добавляет стаканчики, вытаскивает из холодильника тарелку с сыром и конфеты.

- Сегодня в город ездила, детям купила.

Потом подливаю потихоньку и слушаю, слушаю.

Она рассказывает о конфликтах с "дачниками". Хутор в горах у реки среди лесов. Местные армяне уезжают туда, где заработки полегче, а те у кого лёгких денег уже много, покупают участки и строят хоромы, чтобы больше не работать. Неместные. Их так и зовут Валера ростовский, Саша московский, Андрей питерский.

- Гребёт с реки камень камазами, продаёт. Ну, куда тебе эти деньги! Хватает же всего. Три дома уже тут построил. Одна дочь. Зятя выгнал. Кому это нужно
будет? С собой утянешь?
Я ему говорю: вы сюда приехали, и уедете - вперёд ногами. А мы тут и ляжем. В своей земле, рядом с родителями. Вон на том холме.
Так, перестала его жена ко мне за молоком ходить. Творог тоже раньше всё время брала.

Навеяло вашим Холмом. Многозначная получилась притча, раз 40 человек не смогли не отозваться. Что-то своё нашли в ней.

О необходимости человеку опереться на большое, настоящее, неизменное, всепрощающее, вечное?

Знаете, а, ведь, это о Боге.

Алексей Земляков   09.07.2021 08:11     Заявить о нарушении
На это произведение написано 40 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.