Театроведение. Театр древней Греции

Театр Греции был тесно связан с жизнью полиса, будучи по существу вторым народным собранием, где обсуждались самые животрепещущие вопросы.

 Греческий театр, изначально возникший из религиозного культа бога природы Диониса, развивался очень быстро. Финансирование и организация театрального представления были одной из обязанностей (литургий) наиболее богатых граждан (так называемая хорегия): театр был государственным институтом.

История сохранила пьесы четырех великих драматургов древности, в числе которых Эсхил, Софокл,  Еврипид и Аристофан.

Наука и литература Древней Греции создавались свободными людьми, одаренными поэтически-мифологическим восприятием мира. Во всем, что постигал грек, он, открывая гармонию, будь мироздание или человеческая личность.

 В своем мифологическом восприятии грек одухотворял все, чего касалось его сознание. Гармоничность и одухотворенность— вот,  что определяет органичность и целостность греческой культуры и в первую очередь — искусство.


В отличие от современного театра, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу.

Первоначально играли, пели и танцевали сами граждане, для каждой постановки готовились костюмы, маски и очень простые декорации.

 В Афинах эпохи Перикла обычно не повторяли старых трагедий и комедий.

Этим объясняется и огромное число произведений, созданных древнегреческими драматургами.

 По подсчетам современников Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана на каждого приходилось более 90 произведений.

Театральные представления, обычно продолжавшиеся во время общенародных государственных праздников три дня и длившиеся от восхода до заката солнца, носили характер соревнований.
 
К состязаниям допускались три трагических поэта и три комических, причем каждый трагик должен был представить три трагедии и одну так называемую сатировскую драму.

 Каждое утро, захватив с собой еду и подушку для сидения, в театр собирались все, чтобы своей реакцией вдохновлять исполнителей и сопереживать им, тогда как победителей определяли специальные судьи.

Театральные представления по обычаю проходили в праздник Великих Дионисий. На круглой площадке — «орхестре» («площадка для пляски») размещался хор.

Тут же играли актеры.
 Чтобы выделиться из хора, актер надевал обувь на высоких подставках — котурнах.

Вначале все роли в пьесе исполнял один актер.
 Эсхил ввел второе действующее лицо, сделав действие динамичным; ввел декорации, маски, котурны, летательные и громоносные машины.

Софокл ввел третье действующее лицо. Но и трем актерам приходилось играть много ролей, перевоплощаться в разных лиц.

 Позади орхестры находилось небольшое деревянное строение — «скена» («палатка»), где актеры готовились к выступлению в новой роли.

Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины.

Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска.

Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый.

 Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой — мрачное.

Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера.

Обычно театральные представления начинались утром, а заканчивались с заходом солнца.

 В один день ставили и трагедию, и драму, и комедию.

Театральные зрелища были особенно любимы эллинами.

 Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема высокого гражданского самосознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.

Основное представление о мире у греков сводилось к тому, что мир — это театральная сцена, а живущие в нём люди — актеры, которые появляются на этой сцене, играют свою роль и уходят.

Приходят с неба уходят туда же, там растворяются.

 Земля — лишь сцена, где они исполняют свою предназначенную роль.

Поэтому древнегреческий театр так органичен: в нем проявляется возвышенный, героический, высокий и торжественный космологизм.


Рецензии