Антуан Компаньон Бодлер старьевщик Парижа

(конспект лекции)

Об Антуане Компаньоне

Историк французской литературы профессор Антуан Компаньон (род. в 1950) – одна из самых заметных фигур на современном литературном пейзаже Франции. Блестяще закончив Политехническую школу и получив диплом инженера мостов и дорог, он избрал литературное поприще и в начале пути встретил Ролан Барта, с которым был очень дружен и который оказал большое влияние на его подход к словесности.
Доктор филологических наук, Антуан Компаньон преподавал французскую литературу в Университете Париж-Сорбонна (Париж IV) и в Колумбийском университете в Нью-Йорке, а также как приглашенный профессор читал курсы во многих других учебных заведениях. С 2006 г. он возглавляет кафедру «Французская литература Нового и Новейшего времени: история, критика, теория» в престижном Коллеже де Франс.
Компаньон опубликовал около двадцати литературоведческих работ, посвященных широкому кругу авторов: Монтеню, своему главному персонажу – Прусту, а также Бодлеру и Ролану Барту. В списке его недавних книг – «Непримиримый Бодлер» (Flammarion, 2014) и «Великая война писателей» (Gallimard, 2014). Его размышления также посвящены статусу автора, понятию Нового времени, роли интернета в современной культуре и функциям литературы в современном мире. Компаньон также является романистом, эссеистом и хроникёром на радио, что отражает разнообразие его талантов.


 

Поэтическая деятельность Бодлера совпала по времени с золотым веком парижских старьевщиков, пришедшимся на годы Июльской монархии и Второй империи. В те

времена они собирали и перерабатывали все, что только было возможно, и любой, даже крошечный, кусочек ткани отправлялся в новое странствие. Подобно актеру и акробату, старьевщик в «Цветах зла», если воспользоваться выражением Жана Старобинского, предстает как «аллегорический двойник поэта». Меж тем, в текстах Бодлера ремесло старьевщика (или сбор старья как ремесло) не принималось всерьез. Однако никто до сих пор не исследовал «дескриптивную систему» (Майкл Риффатер) старья и тряпья в «Цветах зла», т.е. то, как связанная с ними лексика, появляющаяся во многих фрагментах поэмы, превращается в настоящую парадигму.


критической подход к стран ту вл ст теории

о модернимтах

1997 Спб

доллар пост лекции есть он лайн

в поэзии есть стихотворение «Ветер старьевщиков»
гол назад начал исследования

важная тема для курсов по ен мнение важные чем императора и Гюго

 сиарьевщие важный персонаж 19 века
 Парте Помин о Бодлере.
влияние нп исследования в германии и нп англ языке
 1830-70- новые образы парижа
 физиология парижских персонажей: бакалейщик, стсрьевщиу и т.п. как в Лондоне , др.бол.городов в европе не было.
столица 19 века

политические мнения

интерес ры ао ч идеями социализма Прудона , баррикады 1840 ул.рюс необходимо расстрелять генерала Пика.

реакционер после переворота, после обьявления об империи. Католик.
"нос.переворот деподитизирует"

много текстов о прогресса 1869 всемирная выставка поогреса- много самых скандальных предложений." Ед.прогресс в его глазах в уменьшении следов первой одного. Греха. Главное декаданс моральный" валетр Вениамин гор ов рм л о нем как р консператианом революционнере.

один мз сущ аргументов - солидарность с пр ле иа риа томом.не стол революционкрос после 1855, но идентификация стаоьевщмков.
 первые выбора прешедента республики - избрали диктатора. Горечь среди артист о крути ми.

левый реврлбционер + эта идея сомнителтна
 вторая причины - книга Бениамина - несогласии с др.авторами- франческо Орландо забытые предметы западной лит.
роль стиха - поэзия связаны с мелахолией. Лектор не согласен.
не было заброшенных предметов в 19 в- их можно было ещё использовать.

были бы институты , кпнцшме в бездну.
 сегодня все устарело благодаря технике.

этимология из латыем- сделать своим- 19 веке кто то мог сделать своим любой предмет.
поэт выбпосмо стихи на улицу, а уто-то подобрал.

1822-83 - центральная роль старьевщика. промышленная революция. Люди старой читать больше.  Две кр.ежедневные газеты с большим форматом м тирадаси- изоьретны реклама и закон о всеобщем начальном оьразовпнии- дифицит бумаги. Потому нужна макулвтурв- апофеоз старьевщмка.

элемент фильтрации в деятельности старбевщика - важен с точки зрения экономики тз за дефицита- прототип ИП. Защита со стороны режима. Реставрация - опасный класс бывшие солдаты.

много иллюстраций мелких парижских ремесел.

а т.с. ассинизаторы. Старьевщик- первый из мелкиз пемеслениеов с 1820
модель индустриального развития рбщестап- з арабы ты ал в двое больше рабочего.

знает город и занимается оптовой торговлей.

1932 воссиание старьевщиков после эптдими холеры. Площадь Шарле. Пубе префект (в пер.урна)- заниматься старьевщиками.

потом изобрели бумагу из дерева и профессия постепенно стала ненужной.

 грязь в городе в 19 в. - агенты по чистоте.

также продпвалась как удоьрение.

лит.миф 19 в.о старьевщиуаз Готье, Бодлер

бальзак не интересуется.
 июль 1889 комитет обществ значкния- гпионская соужба- нвзывался "старьевщик".
Людовик 16- июль 1891 комитета не стало, но его боялись.

треть старьевщиков-  женщины.

многие были лсведомители- из оверни- трудовые династии и другие. Бывшие проститутки

"дайте дорогу старьевшице будущего" + кричит гаврош о куртищанке переезда ю шеи на улицу Муфтар.


статья Пьера Ларуса "Старьевщик"

сходство с Диагеном.

волосы, фосфор из спичек.

всё что можно было перепродать.

персонификация фортуны от короля до старьевщика.


Лекция очень понравилась. Хотелось бы провести параллель с русской советской литературой – в нашей литературе тоже есть образ старьёвщика – парижского мусорщика Шамета – в повести К.Г.Паустовского «Золотая роза». Писатель также как и поэт пытается узреть, что литературный труд есть не что иное как собирание золотой пыли, из которой каждый художник выковывает свою золотую розу.


Рецензии