Н. Бердяев и Православие

            Николай Бердяев – «верующий вольнодумец».

                «Православная жизнь» -февраль/март 2014 года

          В марте исполняется 140 лет со дня рождения Николая Александровича Бердяева – классика русской религиозной философии, без которого трудно представить культуру Серебряного века.
          Н.А.Бердяев родился в Киеве 6 (18) марта 1874 года, в дворянской семье. Родители любили сына, но, как впоследствии признался Бердяев, у него «не было традиционного православного детства». Тем не менее, по словам философа, православие в его жизни всегда занимало особое место: «Я, по совести, не могу себя признать человеком ортодоксального типа, но православие мне было ближе    католичества и протестантизма, и я не терял связи с Православной Церковью, хотя конфессиональное самоутверждение и исключительность всегда мне были чужды (...)». В статье же «Истина Православия» Н.А.Бердяев заявил, что именно в Православии «наиболее раскрывается Дух Святой». Но философ всегда подчеркивал независимость своих  интеллектуальных воззрений: «Я никогда не претендовал на церковный характер моей религиозной мысли».
         Будущий философ обучался в Киевском кадетском корпусе: планировал, как и отец, стать офицером. Но планы изменились, и Бердяев поступил на естественный факультет Киевского университета. Первоначально, как и многие молодые люди того времени, Н.Бердяев увлекся марксистскими идеями: за участие в студенческих беспорядках был отчислен из университета и сослан в Вологду, часто публиковался в радикальных политических изданиях. Впоследствии Бердяев резюмировал события своей бурной жизни так: «Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании».
          В 1901 году бердяевские жизненные и философские взгляды меняются: он понимает опасность марксизма и переходит на идеалистические, христианские позиции. Следует признать, что Н.А.Бердяев, называвший себя «верующим вольнодумцем»,  нередко спорил с представителями Православной Церкви, но не избегал взаимообогащающего общения. Например, в начале 20 века, в Москве, Бердяев принимал активное участие в деятельности кружка М.А.Новоселова, о чем вспоминал так: «Вокруг М.Новоселова собирались люди истово православные, связанные с монастырями и пустынями, со старцами. Многие подчинили себя духовному руководству старцев, ездили в Зосимову пустынь, которая приобрела центральное духовное значение и заменила Оптину пустынь.(...) Сам М.Новоселов – бывший толстовец, обратившийся в Православие. Он издавал популярную православную библиотеку. По-своему М.Новоселов был замечательный человек (..), очень верующий, безгранично преданный своей идее, очень активный, даже хлопотливый, очень участливый к людям, всегда готовый помочь, особенно духовно». Именно в это время, по словам Бердяева, он «впервые почувствовал красоту старинных церквей и православного богослужения». На Н.А.Бердяева в приобщении к Православию очень сильно повлиял и его друг С.Булгаков – замечательный религиозный философ, впоследствии ставший священником. Вместе с С.Булгаковым и М.Новоселовым Бердяев совершил паломничество в Смоленскую Зосимову пустынь, беседовал со старцами Алексием и Германом.
Н.А.Бердяев активно участвовал в деятельности различных религиозно-философских обществ, публиковался в известных философских сборниках: «Проблемы идеализма», «Вехи», «Из глубины»... В этих сборниках подчеркивалась необходимость усиления религиозного начала в жизни интеллигенции, критиковалась революционная идеология. Философ не изменил своим взглядам и после победы Октябрьской революции. Так, 27 января 1918 года Бердяев участвовал в крестном ходе, организованном святителем Тихоном, на тот момент только что избранным в патриархи.  Философ писал: «Эта церковная демонстрация приняла грандиозный характер. Люди шли на нее, не уверенные, что останутся в живых». Не удивительно, что В.И.Ленин испытывал огромную антипатию к Н.А.Бердяеву и к его соратникам. Поэтому  их организационные начинания всячески пресекались. Религиозные философы неоднократно подвергались репрессиям и арестовывались, а в 1922 году были насильственно высланы из Советской России на так называемом «философском пароходе». Расставание с Родиной было нелегким, и перед тем, как ее покинуть, Николай Александрович испросил благословения у высоко чтимого им протоиерея Алексия Мечева – настоятеля храма Николая Чудотворца в Кленниках (на Маросейке).
Конечно, у Бердяева начала эмиграции уже была сложившаяся философская репутация: борец против материализма и позитивизма, автор замечательных книг «Смысл творчества», «Смысл истории», и это привлекло к нему внимание деятелей европейской культуры. Какое-то время Н.А.Бердяев жил в Берлине, где познакомился с такими известными немецкими философами, как Макс Шелер и Освальд Шпенглер. Когда в 1924 году Бердяев переехал в Париж, в круг его ближайших знакомых вошли значительные религиозные философы Габриэль Марсель и Карл Барт. Уже в ноябре 1924 года Бердяев открыл здесь Религиозно-философскую академию.  В эмиграции Бердяев редактировал известный журнал «Путь», принимал активное участие в деятельности Русского студенческого христианского движения (РСХД), писал книги. Например, «Новое средневековье» (1924), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Русская идея» (1946), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947)...  Бердяевская известность в этот период была очень велика и в Европе, и в США: большинство его книг было переведено на основные европейские языки, и по ним многие судили о русской душе и о русском народе.  Но Бердяев и сегодня является одним из самых читаемых русских философов в мире. 
           С огромным интересом читается бердяевская книга «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949), вышедшая посмертно и имеющая мало аналогов в истории философской мысли.  Здесь философ искренне описывает свои юношеские ошибки, щедро делится впечатлениями о пережитом, о встречах с важными для него личностями. Бердяев пытается сформулировать и свое религиозное кредо: «Мне чужд лик Божества всемогущего, властного и карающего и близок лик Божества страдающего, любящего и распятого. Я могу принять Бога только через Сына. Нельзя принять Бога, если Бог сам не принимает на себя страданий мира и людей, если Он не есть Бог жертвенный».
           Н.А.Бердяев скончался от инфаркта  в своем доме, находившемся неподалеку от Парижа, в Кламаре. Незадолго до смерти он писал: «Из испытаний, которые пришлось мне пережить, я вынес веру, что меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть».  Философ практически успел завершить книгу «Царство Духа и Царство Кесаря». Отпевал Бердяева о. Евграф Ковалевский. Свой дом в Кламаре Н.А.Бердяев завещал Русской Православной Церкви с тем, чтобы в нем устроили часовню Святому Духу.

 


Рецензии
По сути, я очень благодарен Бердяеву. Он разъяснил для меня многие моменты.

Короткий Геннадий   08.02.2020 03:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.