В. Белов и Православие

                Василий Иванович Белов:
                «Каждый день молюсь...»

                «Православная жизнь» - октябрь 2012 года

23 октября исполняется 80 лет со дня рождения В.И.Белова – крупного российского писателя и публициста, одного из ярчайших представителей так называемой «деревенской» прозы, призведения которого неоднократно переводились на иностранные языки.
Василий Иванович Белов родился в деревне Тимониха Вологодской области. Его отец, Иван Федорович, погиб на войне, и матери будущего писателя, Анфисе Ивановне, пришлось растить детей в одиночку. Этот сложный период своей жизни писатель воссоздаст в воспоминаниях «Невозвратные годы». После окончания школы Белов освоил рабочие специальности слесаря, электромонтера, моториста... Писательством В.И.Белов увлекся во время службы в армии, после которой он поступил в Литературный институт имени А.М.Горького. Впоследствии Белов вспоминал: «Писателем я стал не из удовольствия, а по необходимости, слишком накипело на сердце, молчать стало невтерпеж, горечь душила». С 1964 года писатель постоянно живет в Вологде, сохраняя тесные связи со своей малой родиной – деревней Тимониха.
В.И.Белова уже с самого начала творчества волновала трудная и нередко беспросветная судьба русской деревни. Писательская известность пришла к Василию Белову после издания повести «Привычное дело» (1966), герой которой крестьянин Иван Африканович Дрынов воспринимается как пример терпения и выживания: «Делать было нечего, надо было жить». Несколько лет спустя появились «Плотницкие рассказы» (1968), в которых много лиризма в описании крестьянской жизни. Например, процитирую небольшой фрагмент: «Утром я хожу по дому и слушаю, как шумит ветер в громадных стропилах. Родной дом словно жалуется на старость и просит ремонта. Но я  знаю, что ремонт был бы гибелью для дома: нельзя тормошить старые, задубелые кости. Все здесь скипелось и срослось в одно целое. Лучше не трогать этих сроднившихся бревен, не испытывать их испытанную временем верность друг другу».
            Большую роль в беловском творчестве сыграла книга «Лад. Очерки о народной эстетике» (1982), ставшая примером глубокого осмысления традиционного крестьянского быта Севера России. Созвучна стилистике «Лада» и близка ей по тематике  «Повседневная жизнь русского Севера» (2000). В 1970-1990-ые годы Белов увлекается крупными литературными формами, создав историческую дилогию («Кануны», «Год великого перелома») о судьбах России в период  безжалостной коллективизации. Таковы важнейшие беловские тексты.
Кроме этого, В.И.Белов является автором достаточно большого количества публицистических статей. Писатель активно стал заниматься публицистикой в 1990-ые годы. В 1998 году, внося дополнения в автобиографию, писатель написал: «За восемь лет реформ деревня Тимониха практически вся вымерла, что и обусловило мое активное участие в публицистике».  И сегодня писатель пытается достучаться до душ своих современников  публицистикой. Например, его очень волнуют проблемы сохранения русского языка и засилья в нем «иностранщины». Образцы русского литературного языка, по Белову, имеются не только в русской классической литературе, но и в трудах деятелей Православия. Так, В.И.Белов пишет в своей статье «Спасем язык – спасем и Россию» (2011): «Нельзя делить культуру на культуру Пушкина и культуру Игнатия Брянчанинова. Конечно, они и сами в своем роде хороши. Но у них  один источник. Этот источник – русский народ и Православие. И когда я читаю сейчас аскетические опыты святителя Игнатия – я восхищаюсь чистейшим русским языком. (...) Язык Игнатия-святителя – это превосходный язык, в него ничего не привнесено грязного и нечистого, я бы сказал, иностранного. Мысли выражены четко».
Позитивные герои ранних текстов писателя живут по законам совести, пытаясь сохранить «тепло добра» и «радость к миру» в собственной душе, но пребывают вне веры, а редкие упоминания религиозных категорий являются  лишь бытовым нюансом. Например, герой «Плотницких рассказов» Олеша Смолин утверждает: «Уж ежели каяться, так перед самим собой надо каяться». Но тема духовности и религии играет важную роль в беловских исторических хрониках «Кануны» (1972-1984) и «Год великого перелома» (1989-1991). Здесь авторская позиция близка взглядам персонажа - священника о. Иринея, который считает, что в утрате духовности и религиозной веры во многом была виновна русская интеллигенция, пытавшаяся жить «по совести», но вне веры, а вне Бога жизнь не имеет смысла. О.Ириней говорит дворянину Прозорову, сделавшему именно такой выбор: «Вы атеист, вы не верите в Бога. (...) Вы сомневаетесь уже и в смысле жизни, в этом великом благе, данном нам свыше... Вы попираете свою душу жестоким и гордым рассудком. Грех, великий грех перед Богом... Вы искусили себя... (...) А много ли может наш слабый рассудок? (...) Рассудок, попирающий душу, руководимую свыше. Предоставленный сам себе, он обречен на бесплодие и приходит к отрицанию самого себя. Сказано: «Рече безумен в сердце своем – несть Бог... Растлеша и омерзеша в беззакониях, несть творяй благое». А в гордых поисках истины вы уходите все дальше». Революция в вышеупомянутых исторических хрониках трактуется писателем как антихристианство, разгул адских сил: «Бесы все больше и больше входили в раж», да и гипотеза классовой борьбы кажется Белову идеологической выдумкой, скрывающей иные цели. Например, доктор Преображенский (персонаж «Года великого перелома») утверждает: «Эта борьба отнюдь не классовая. Скорее, национальная, а может, и религиозная. Нас разделяют и властвуют...»
В.И.Белов обращается к Православию не только в своем творчестве. Без Православия писатель уже не мыслит свою жизнь. В свое время В.И.Белов на свои средства восстановил заброшенную и разрушившуюся церковь Николая Угодника в родном селе. Белов неоднократно посещал Валаам, Святой Афон. В 2002 году Российская Православная Церковь наградила Василия Белова орденом прп. Сергия Радонежского III степени, а в 2007 – II степени. При получении первой из наград В.И. Белов, в частности, сказал: «Слава Богу, что я, грешный человек, каждый день молюсь. Утром и вечером. Меня спасают слова молитвы православной, особенно молитвы Святому Духу-Утешителю».
В своих интервью Василий Белов говорит: «Я очень уж долгое время был атеистом. Причем воинственным атеистом. Мне и сейчас, конечно, далеко до полноты христианского понимания и всепрощения, но стремлюсь к православной вере. (...) Вера – это серьезное дело... И ее никакими знаниями не обретешь. Может, даже наоборот. О ней и говорить много нельзя. Но только придя к ней, начинаешь многого стыдиться в своем прошлом. Стыдиться иных поступков и даже собственных произведений, пусть даже их и прочитали миллионы людей. То ли я написал, что надо человеку? Что надо народу? Вот это меня и мучает. А пока наш народ не обретет Бога в душе своей, до тех пор не вернется и наш русский лад. А как трудно пробуждаться после атеистического холода, как тянет многих в фальшь сектантства или еще куда...(...) Сколько нам отпущено жить – никто не знает... Но жить все равно придется, и жить по-человечески. Вернее, по-божески...»


Рецензии
Стыдно, блин, досадно, блин, но, не читал Василия Белова... Мне тоже очень не нравится теперешнее засилье американизмов в русском языке, особенно среди журналистов ТВ. Им, наверное, кажется, что они так умнее выглядят, а мне матом хочется ругаться... Роберт.

Роман Рассветов   30.07.2017 23:57     Заявить о нарушении
Благодарю, Роберт, за отзыв! Василий Белов - один из самых значительных писателей-"деревенщиков". Думаю, что Вам может понравиться его книга "Лад" (Очерки о народной эстетике). Вот ссылка для онлайн-чтения. Если у Вас будет желание, можете посмотреть или ознакомиться...
http://www.rulit.me/books/lad-read-291514-1.html
А насчёт засилья "американизмов" в русском языке я, конечно, согласен...
С уважением, Геннадий.

Марков Геннадий   31.07.2017 17:42   Заявить о нарушении
Спасибо, Дорогой, доберусь, почитаю... Р.

Роман Рассветов   03.08.2017 16:38   Заявить о нарушении