П. Флоренский и Православие

                Русский Леонардо да Винчи

                «Православная жизнь»-январь 2012 года

9 января исполняется 130 лет со дня рождения Павла Александровича Флоренского – гениального человека с трагической судьбой. Современники за многогранность таланта нередко называли его «русским Леонардо да Винчи». Флоренский был выдающимся философом, богословом, искусствоведом, лингвистом, прозаиком, математиком, инженером...
«Русский Леонардо» родился недалеко от местечка Евлах Елизаветпольской губернии (ныне – Азербайджан) в семье инженера-путейца, строившего Закавказскую железную дорогу. Его мать происходила из древнего армянского рода Сапаровых. Еще в гимназии Флоренский обнаружил блестящие математические способности и впоследствии окончил физико-математический факультет Московского университета. Там он увлекся философией и богословием. В результате П.Флоренский отказался от предложения преподавать математические дисциплины в университете и поступил в Московскую Духовную Академию. На его решение повлияло знакомство с епископом-старцем Антонием (Флоренсовым), жившим в Донском монастыре. Именно Антоний не благословил Флоренского принимать монашество, к которому тот стремился, а направил учиться в Академию. (Впоследствии Антоний станет духовником П.Флоренского.) В эти годы Павел Флоренский часто общался и со старцем Гефсиманского скита иеромонахом Исидором. После смерти иеромонаха Флоренский напишет книгу «Соль земли, т. е. сказание о жизни старца Гефсиманского скита иеромонаха аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским».  В 1911 году Флоренский принял священство. Окончив Московскую Духовную Академию, он стал преподавать там философию.
В 1914 году Павел Флоренский защитил диссертацию, вышедшую под названием «Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в 12-ти письмах.» Диссертация была издана как книга, и она имела огромный успех не только среди богословов и философов. Сегодня этот труд по праву считается классикой русской религиозной философии. Книга привлекла внимание не только вдохновенным содержанием, но и внешним видом: стилизованным шрифтом, эстетичными виньетками, множеством примечаний, лирическими и патетическими отступлениями, сочетающимися со строгим философским анализом... Во введении к книге П.Флоренский писал: «Довольно философствовали над религией и о религии; надо философствовать в религии, окунувшись в ее среду.» Сам Флоренский в своей книге окунулся в православно-церковное пространство. Это впечатление усиливается за счет многочисленных ссылок на писания Отцов Церкви, на житийную литературу, на иконографию... П.Флоренский считал, что любая философская мысль может привести человека к «скептическому аду» и разрушению разума, если она лишена христианского Откровения. Только «подвиг веры» может вывести философскую мысль из тупика абсолютного сомнения, и тогда «сквозь зияющие трещины рассудка засияет лазурь Вечности».
После революции Флоренский остался в России. Известный философ Сергий Булгаков (друг и соратник Флоренского) вспоминал: «В то время, когда вся страна бредила революцией (...), о.Павел оставался этому чужд – по равнодушию ли своему вообще к земному устроению, или же потому, что голос вечности вообще звучал для него сильнее зовов временности... Поэтому он не был потрясен и тем изменением отношения Церкви и государства, которое наступило после революции. Он оставался внутренне свободным от государства, от которого ни до, ни после революции он ничего не искал, одинаково чуждый всякого раболепства, как перед начальством сверху, так и снизу. Можно сказать, не боясь парадокса, что о.Павел прошел через нашу катастрофическую эпоху, духовно как бы ее не заметив, словно не обратив внимания на внешнюю ее революционность». П. Флоренский писал в «Автобиографии»: «Я всегда чуждался политики и считал, кроме того, вредным для организации общества, когда люди науки, призванные быть беспристрастными экспертами, вмешиваются в политическую борьбу. Никогда в жизни я не состоял ни в одной политической партии».
        Да, политической борьбы Флоренский не вел. Тем не менее все его творчество в какой-то степени было протестом против насилия над Россией, учиненного большевиками. Так, в 1919 году П.Флоренский написал статью «Троице-Сергиева Лавра и Россия», в которой заявил, что именно в Лавре Россия ощущается как целое. В 1922 году он пишет знаменитую работу «Иконостас», посвященную русской иконописи. Конечно, эти труды были идейно чуждыми новой власти, тиражировавшей атеизм. Флоренский же верил в лучшее: «...В порядке историческом считаю для религии выгодным и даже необходимым пройти через трудную полосу истории, и не сомневаюсь, что эта полоса послужит религии лишь к укреплению и очищению».
К сожалению, в советское время Флоренскому пришлось больше заниматься теоретической физикой и математикой. Был издан его учебник по «диэлектрикам», считавшийся образцовым. Как специалист, Флоренский был просто незаменим. Где он только не работал: на заводе «Карболит», в Главэлектро, в Государственном экспериментальном электротехническом институте, редактором «Технической энциклопедии»...
           В конце 1920-ых годов в судьбе Флоренского наступил перелом. П.Флоренский раздражал власть и как бывший профессор Московской Духовной Академии, и как человек, неизменно ходивший в рясе и отказавшийся отречься от священнического сана. Начались репрессии, многочисленные нападки в прессе. Так, в одной из статей писалось: «П.А.Флоренский – не просто рядовой поп, это ученейший поп черносотенного православия, махрового идеализма беспросветной мистики». Вначале Флоренского сослали в Нижний Новгород. Затем арестовали и отправили в Сибирь. Потом был Соловецкий лагерь. Судя по всему, именно там выдающийся философ и богослов был расстрелян 8 декабря 1937 года. Флоренский всегда сохранял могучую силу духа: даже в тяжелейших лагерных условиях он находил возможности заниматься научной работой.
           Как и многие невинно погибшие, Флоренский был посмертно реабилитирован. Полвека спустя после его убийства семье из архивов госбезопасности передали рукопись, написанную в тюрьме: «Предполагаемое государственное устройство в будущем». Флоренский уверенно предрекал возрождени веры: «Это будет (...) вопль изголодавшихся духом». Пророчество П.Флоренского сбылось.
            Павел Флоренский оказал огромное влияние на русскую религиозную мысль. Так, Сергий Булгаков завершил свою эволюцию «от марксизма к идеализму» под влиянием Флоренского. Именно по примеру своего друга и учителя Булгаков вернулся к Церкви и принял священнический сан. Классик русской философии Н.О.Лосский  признавался, что чтение «Столпа и утверждения Истины» способствовало его переходу от «абстрактной религиозности к конкретной церковности».
             Сегодня творчество Флоренского чрезвычайно востребовано, и в авторитетных научных изданиях Павла Флоренского все чаще называют одним из самых значительных представителей русской религиозной философии.


Рецензии