Есть ли жизнь на Марсе... I

По моему мнению, отличие народов друг от друга весьма заметно по трем традициям. Первая - разные народы по-разному пекут хлеб (разная форма хлеба). Вторая - разные народы по-разному строят свои жилища. Третье - разные народы по-разному хоронят своих усопших. Вот, исходя из этих трех традиций, отношения к ним, в них и формируется исключительно вся культура данных народов.

Вместо предисловия

О первых двух традициях разговор у нас уже происходил.
Не скажу, что состоялся, но то, что я затрагивал эти темы уж точно. Пришло время обратиться, как это не прискорбно звучит, к «миру мертвых». Кстати удивительная вещь, как, только, глубже проникаешь в так называемый «мир мертвых», то понимаешь, что данный мир весь от начала и до конца придуман живыми и проявляет он себя «живее всех живых».

Одним словом загробный мир есть прямое отражение мира Яви с одной лишь разницей, что данный мир рассматривается нами как бы отстраненно, со стороны, отчего в нем очень много Навного, то есть по сути скрывающего подоплеку явной жизни. Думаю, что с «разбегу» все это будет, не очень понятно, но надеюсь по ходу повествования многое «встанет на свои места». Прежде всего, необходимо отметить, что способов захоронений останков превеликое множество и они, таким образом, могут быть классифицированы по четырем типам захоронений.
 
1.Предание останков воздействию воздуха. Это заключается в том, что тело оставляется или в определенном месте или же произвольно, для того, чтобы его выветрило воздухом (чаще съедают насекомые и разные звери). Характерно для захоронений народов вступивших в жизнь в родовом общинном строе. Как правило, подобные захоронения встречаются нынче все реже и реже у индейцев Аляски, алеутов, аборигенов Австралии и племен Вьетнама, т.е. тех, кто занимается рыбным и охотничьим промыслом.

Археологами утверждают что народ, с древнейших времён живший на севере Маньчжурии, предки чжурчжэней и, соответственно, маньчжуров -мохэ, практиковал обряд воздушного погребения в зависимости от времён года. Из записок Арканджело Ламберти – путешественника побывавшего в 1660 году у абазов или абкассов (абхазцев) мы узнаем, что последние «не погребают, ни жгут тела покойника, а кладут труп в выдолбленный ствол дерева, который и служит гробом». А затем привязывают его высоко над землей к дереву. «Воздушное погребение» практиковалось в Японии, но было вытеснено обрядами буддизма. В своем исследовании «О происхождении древнего киргизского погребального обряда» Г.Ю. Ситнянский упоминает, что так называемый «воздушный погребальный обряд» существовал почти до 20 века у таких народов как (монглоидных) шивэйцев, шорцев, алтайцев, телеутов, барабинских татар, хантов, мансов, ненцев, нганасанцев,северных селькупов, энцев, кетов, удегейцев, нивхиейцев, орочинцев, якутов, ительменов, хакасов( каргинцы, кагары, бельтыры), сагайцев, бурятов, тувинцев, эвенков, ирокезов, атапасков и наконец басков.

2.Предание тела огню. Кремация или сожжение останков характерно для арийских, т.е. тех народов у коих, главенствующим образом деятельности, обеспечивающим выживание рода, является земледелие.
В Новом Южном Уэльсе аборигены поджаривают умерших на медленном огне, пока мясо как следует, не прокоптится. На острове Бали мертвых сжигают в специальных башнях, сопровождая процедуру сложной и шумной церемонией. В других частях света тело сжигают в огромных цилиндрах в доме усопшего или в специальных крематориях. На берегах Ганга высятся каменные платформы, на которых индусы, омыв безжизненные тела в реке и умастив их маслом, разводят погребальные костры.
 
3. Предание тела земле - захоронение в земле. Чаще всего относят к так называемой авраамической религиозной традиции (иудаизм, ислам, христианство), как отголосок захоронений в гробах (пещерах), но при ближайшем рассмотрении является, по сути, традицией кочевых скотоводческих народов. Даже разные варианты материала используемого для захоронений будь то склеп (от польск, sklep — свод, подвал) - внутреннее, обычно заглубленное в землю помещение гробницы, предназначенное для захоронения умершего.

Справка: гробница - архитектурное сооружение, саркофаг, вмещающее тело умершего (в отличие от надгробия, возводимого над могилами). Монументальные погребальные сооружения такого рода носят название мавзолей. (БСЭ);  или как указано - мавзолей - м. греч. великолепный надгробный памятник, голубец, намогильник (Даль), все это по форме одно и тоже так как тело укладывается без изменений. Есть мавзолеи которые относят к христианам - самые важные мавзолеи в византийском мире были пристроены к церкви Св. Апостолов в Константинополе: Мавзолей или «героон» Константина Великого — куполообразная ротонда; северный и южный мавзолеи начала V века и крестообразный мавзолей Юстиниана.

4. Предание тела воде. Ситуативный способ, не являющийся проявлением мировоззренческой парадигмы, а обусловлен лишь условиями длительного ситуативного проживания (Индия тут находится на особом месте). Там опускать полусожженый труп в воду стали лишь в период английской колонизации. Ну не нравилось англичанам лежащие по границам городов бесхозные тела. В Восточном Тибете, где тело вместе с грузом бросают в реку, или как в древней Скандинавии, где знатных мертвецов пускали в легкой лодке вниз по реке.
Не думаю, что у Вас дорогие читатели вызовет интерес описания всевозможных «процедур» с останками в виде изготовления мумий, чучел или того, что труп адмирала Нельсона просто засолили. Или как то делали в Средневековой Испании и Франции: плоть отдели от костей, последние промывали, складывали в «ковчег» и выдавали на руки родственникам.

Так кстати хранятся все мощи в католических церквах. В некоторых местах предпочитают съедать своих мертвецов, думая, что покоиться в желудке друга лучше, чем в холодной земле. Иногда останки делят на части, как, например, на Самосире в Тихом океане, где тело помещают в подземный склеп, а череп - в урну на поверхности. Меня так это «заинтересовало» лишь по ходу моих ознакомлений с материалом. Как бы там ни было, но все исследователи сходятся в одном, что формы захоронений являются отражением мировоззрения народов в их взаимодействии с окружающим миром и входят в состав культуры этносов живущих на определенных территориях. Если по ходу исследований появляются изменения в обрядово-похоронной культуре указанных народов, то хронологически они или претворяют или следуют за ранее обнаруженными и являются отражением происшедших изменений в социальном, политическом, мировоззренческом и даже экономическом аспектах жизни данных народов и этносов.

Отчего нельзя сказать, что на одной и той же территории появились и функционировали разные формы захоронений человеческих останков.  Так Ю.Г. Рычков (антрополог, генетик) пишет, что «в далеком прошлом предки современных палеоазиатских народов и многих индейских племен Северной Америки представляли собой единую американо - сибирскую этническую общность. Соответственно и способы захоронений у них были идентичными. Его выводы претворял известный лингвист и этнограф, исследователь языков коренных народов Сибири Дульзон А.П., который и установил сходство кетского языка с языками индейцев Америки, а так же с буришским, кавказскими (черкесскими языками) и баскским (1968г). Но еще в 1947 году лингвист кавказовед Н.Ф. Яковлев установил, что с кавказскими (черкесскими) языками имеет большое сходство и чукотский язык, и язык индейцев кечуа. Имеется достаточно убедительная связь между палеоазиатскими, проживающими в Северной, Восточной и Южной Сибири и тихоокеанскими народностями, проживающими в Северной Америке.

Отчего затронутый однажды в комментариях термин «Даурия» весьма распространен именно в этих народах и является производным от термина «даур» обозначающий «пахарь», но не просто пахарь, а тот, кто пашет раз за разом каждый год, т.е. по кругу. Круговой пахарь, а отсюда и некоторые близкие понятия как участник круга, т.е. способа управления общиной - решение вопросов общим кругом, или веком (век- круг жизни человека, он же вече, он же вечер, вече- ра, т.е. завершенный круг света).

Хотя археологи обычно и уделяют большое внимание погребальному обряду, но из всех многочисленных способов обращения с телом умершего они имеют дело, как правило, лишь с двумя: "трупосожжением" и "трупоположением" (т.е. зарыванием в землю), - правда, с вариациями в пределах каждого из этих основных способов. В нашем повествовании именно они имеют для нас значение, отчего их мы и будем рассматривать в соответствии с заявленной темой: «Традиции захоронений»
                I
Раздумывая над тем, что ставить во «главу угла», кремацию или уложение тела в землю, вроде того, что же все таки было в начале, я в своих логических рассуждениях пошел от того, что в период собирательства, охоты и рыбной ловли человечество, находящееся на стадии племенно - групповой формы социализации мало предавало значение возрасту и опыту.

По этой причине «заботиться» о стариках и соответственно, о покойниках не очень то и стремилось. Отчего как первые - старые, больные и немощные, так и вторые - умершие просто оставлялись на пути следования племени, как ненужная помеха. В дальнейшем значение силы стало уступать значению опыта или просто ума. Ведь в условиях сложной жизни сохранить силу, которая всегда находилась на «острие атаки» было проблематично «вжик - и не мужик», а вот сохранить опыт и ум можно было, прикрыв его силой. Отчего, умный и опытный по оценкам родовичей - соплеменников, рано или поздно становился более полезным. На основании этого и воздавались ему почести еще при жизни и соответственно после того как он «освобождался от бренности» этой самой жизни.

Изменялись социальные отношения среди людей, изменялось и отношение к усопшим. Теперь в памяти потомков оставались славные деяния предков, которые силой своего авторитета поднимали дух ныне живущих на соответствующие подвиги (будь то ратные или жизненные).

По этому случаю тела стали не просто, абы где «оставлять», а «припрятывать», чтобы в случае необходимости можно было к ним так сказать «обратиться». На основании вышесказанного я делаю вывод, что захоронения в земле (на дереве, в пещере) было первичным, но лишь до той поры пока человек не стал обрабатывать землю. У земледельцев появилось особое отношение к земле, что в свою очередь повлияло и на отношение к захоронению в нее.

Отношение к земле изменило не только отношение к захоронению, но и изменило социальную основу Родовой общины. На первое место вышли уже те, кто был способен наблюдать окружающий мир, но более делать из этих наблюдений определенные весьма меркантильные для Рода выводы. Разнообразие манипуляций с землей и условий сопутствующих этим манипуляциям стало основой разнообразия социальных отношений, а также зеркально отражалось на представление окружающего мира природы. Появилась социальная структурированность, идентифицирующаяся с разноплановостью взаимоотношения с землей.

Сегодня нам очень сложно понять данную «слоистость» отношений, так как для нас многое как бы само собой разумеется, что в корне отличает нас от наших предков в детализации своей социальной жизни. Писать об этом можно долго, но это не сегодняшняя тема. Правда справедливости ради, необходимо отметить, что мы как-то задались вопросом, а с чего вообще все началось, т.е. когда «заварилась та каша, которую мы расхлебываем и по ныне».

Предложения были разные, но больше всего опирающиеся на политико-мировоззренческую основу. И лишь теперь через год мне стало понятно, что «точкой не возврата» стало то время, когда человечество разделилось по образу жизни на скотоводов и земледельцев. Ведь, по сути, всё мировоззрение и соответственно социализация, и политические предпочтения опираются на образ жизни. Так, что господа как тут не крути «Бытие формирует сознание».
 
Предание тела усопшего земле настолько многообразно насколько многообразны условия жизни на нашей планете. Археологам встречаются и погребения в пещерах, дольменах, кромлехах, в урнах (кувшинах), в каменных строениях, срубах и т.д. и т п. Но все это в той или иной степени есть лишь разница в местах, но не в форме. Форма одна - тело укладывается целиком, не нарушаясь и не уничтожаясь. К такому телу и прийти можно, если найдешь место захоронения. А чтобы знать куда приходить, над захоронением оставлялись всевозможные, а главное запоминающиеся, ориентиры.

Прежде чем продолжить необходимо сделать небольшое уточнение, в виде очередности появления форм захоронений, иначе в дальнейшем в головах читателя «мозги заплетутся» в тугой узел.
 
1. Захоронения - это абы где и абы как. Пока народ охотится и занимается рыбной ловлей. («извращения» в расчет не принимаем).
 
2. Захоронения - чтобы можно было найти, и прийти при необходимости. Пока еще охотники и рыболовы, но уже и скотоводы и чуть-чуть земледельцы.
 
3. Захоронение - а вот тут и происходит не только разделения на скотоводов и земледельцев (охотники и рыболовы никуда не деваются, но их много меньше) Земледельцы сжигают, а скотоводы продолжают закапывать.

4. Захоронения – когда сжигать и вообще «изгаляться» над телами перестают, ибо пришло обобщенное мировоззрение «монотеизм» (не важно какой), а так как победу в мировоззренческом противостоянии одержали скотоводы, то и преобладающей формой захоронений становится – предание целого тела земле. Мир «оседлали» христианство, ислам и иудаизм (буддисты и по сей день, кто во что горазд), а все это является мировоззренческой парадигмой скотоводческой традиции.
Заранее предупреждаю всех «скороспелых» на «выводы»: русские в своей истории прошли все указанные этапы и нынче мы не «едим», не «топим» и не «вешаем» по деревьям своих покойников, но сжигаем и предаем их целыми земле. И, тем не менее, отличие наше появилось лишь тогда когда тела стали сжигать и никак иначе в условиях земледельческой традиции. А вот отличие от чего или от кого это и есть тема моего повествования…

Вот перед нами статья В. Голованова в журнале «Вокруг Света» (один из пяти журналов, которые мне нравились в прошлые годы) «Закон неотвратимости» где мы находим следующие слова: «Первые достоверно известные захоронения человека принадлежат неандертальцам и относятся к раннему палеолиту. Почти во всех погребениях этого периода умершие похоронены в земляных ямах, на спине или на боку – в позе спящего человека, головой на Восток или на Запад».

Странным в этом «достоверном известии» конечно же, является ориентация в указанных захоронениях. То есть уже в палеолите ориентация захоронения имела определенное и если не сказать существенное значение. Поначалу я хотел разделить форму описание формы захоронения как отражение бытовое, то есть жизни людей и ориентированность в захоронениях, которые указывали на философию народа, то есть на его мировоззрение. Но при детальном рассмотрении убедился, что и форма и ориентация есть отражение мировоззрения, в котором просматривается не только отношение к природе, миру богов, но и к тем полученным знаниями, которые уже давали в применении свои ощутимые результаты.

Археологи уже, будучи нашими современниками, затрудняются объяснить наличие двух разнящихся обрядов в одном и тоже время и в одном и том же месте. Во-первых, скотоводы «уйдя» от земледельцев, по сути, остались жить с ними в непосредственной близости отчего разные  захоронения могли находиться в непосредственной близости друг от друга. При этом необходимо учесть, что в отсутствие специально проведенных границ существовали, тем не менее, своеобразные ареалы (как и у всех живых существ во Вселенной) где преобладала та или иная культура и границы этих ареалов могли и не совпадать с сегодняшним видением этих воображаемых границ. Но кто нынче с полной уверенностью скажет, где проходили эти ареалы. Пожалуй, лишь тот, кто занимается полиоботаникой, т.е. археологией с уклоном в ботанику, да и то с определенными предположениями.
Ну и последнее: датировка тех или иных археологических находок это весьма приближенная датировок, основанная чаще всего на косвенных деталях и умозаключениях самого исследователя, типа «пол - потолок», отчего любые категоричные утверждения на эту тему есть «превышение своих должностных полномочий» с вытекающими отсюда последствиями. К сожалению обыватель не имея ни желания ни умения к самостоятельному мышлению готов принимать (или также категорично отрицать) категоричные утверждения и в зависимости от предрасположенности вставать на сторону того или иного автора, но более рьяно затем вести «пропаганду» данной точки зрения, по сути всего личного мнения.
 
Так вот, повторюсь, все, что я пишу это мое личное мнение. Правда, сколько не повторяю, все равно находится тот, кто пытается оспаривать чужое мнение. (Ну, мир не без му… в смысле не без «добрых людей»). Но вот на чем исследователи акцентируют свое внимание так это на том, что предание целого тела земле характерно для южных и западных территорий Русской равнины, а в северных и восточных районах преобладает до 11 века н.э. кремация в том или ином виде.

Предполагается, что «возврат» к ингумации (предание тела земле) в южных районах лесостепной полосы (Черняховская культура) связан не только и не столько с соседством с сарматами, которые не знали кремации, а с какими-то внутренними процессами в самом славянском обществе. Здесь я впервые употреблю за исследователями словосочетание « славянское общество». Пока это лишь «берем на ум». Зарубинская культура, что обреталась в Среднем Поднепровье, на Каневщине характеризуется обрядом захоронения в землю как и по утверждению археологов «в скифское время». Уже в этих захоронениях обнаруживаются социальные признаки, как преимущество одних перед другими.

Зарубинские период «плавно перетёк» в Черняховский, где ученые отмечают то, что могилы, в которых находится тело намного богаче, чем те, в которых находятся останки человека после кремации. (Черняховский могильник близ древнего Переяславля Русского). Как уже отмечал, преобладает укладывание тела в землю в эпоху раннего железного века в степях Евроазии. Погребённый, укладывается на спину, в вытянутом положении (иногда встречаются с подогнутыми ногами) как правило, головой в сторону запада. При этом в краеведческом журнале «Мой Алтай» Шипунова Т.М. отмечает, что « погребение усопших в скифскую эпоху (т.е. более древнее) в Горном Алтае совершалось уже по вполне устоявшемуся обычаю. Умерших клали преимущественно головой на Восток, ногам на Запад – туда, куда заходит солнце». Вытянутое положение тела на спине, одно из самых простых из встречаемых захоронений. "Большинство погребенных лежат на спине, в вытянутом положений, этот способ захоронения, преобладая, составляет 81,4% от всех захоронений. Положение рук погребенных различное у одних - согнутые в локте руки лежали на животе у других - руки вытянуты вдоль костяка или кистями на тазовой кости Нередко правая рука, согнутая в локте, лежала на груди или на животе, а левая - была вытянута или лежала кистью на тазовой кости. В нескольких могилах руки покойников располагались на груди, а иногда даже подтягивались к подбородку Ноги погребенных, как правило, вытянуты» (М.М.Трапш, абхазский археолог 1971, с 119-120).

В Гагрском могильнике по материалам археологов Бжания В.В., Бжания Д. С. (Бжания, 1991) тела расположены на спине в 16-ти захоронениях, кисти рук захороненных лежали на туловище (на тазе, на груди, у шеи), то левая, то правая а, то и обе вместе. Скорченное погребение, при котором большинство скелетов лежат на правом боку, руки согнуты в локте и подтянуты к подбородку, обнаружены в погребении Красный Маяк, в Тшинецко-Комаровской археологической культуре (от Днепра до Одера). Предполагается, что таким образом имитируется поза эмбриона и тем самым усопший был подготовлен ко второму рождению, т.е. к перевоплощению в живое существо. Скорченность тел в захоронениях сохраняется вплоть до рубежа бронзового и железного веков. Но уже со 2-4 века захоронения осуществляют в вытянутом положении на спине.

Согласно новой философии человек как бы «спит» оставаясь (спокойным - покойником) неизменным в своем виде и может быть в любой момент по «желанию» бога воскреснуть. Так вместо реинкарнации появляется мысль о воскрешении, лелеемая всем христианским миром и по сей день. И тем не менее я бы обратил внимание на Первое послание апостола Павла коринфянам (гл.15), где «разговор» заходит о воскресении, на что Павел говорит: «Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных. Но то скажу вам братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетление» ( Кор. 15:35-36, 40, 50). И это ли ни мнение «главного апостола», что тело земное тленно и ждать от него воскрешения бессмысленно. Или вот, что находим в Библии о состоянии мертвого тела: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают…

И любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл. 9:5-6). Сознательное мышление умершего прекращается: «Выходит дух его… в тот день исчезают все помышления его» (Псал. 145:4). Мертвое тело не может прославлять Бога: «Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу...» (Псал. 113:25).
 
Думается, комментарии бессмысленны, и все же почему христианство так «держится за воскрешение»? Вопрос конечно интересный и надо сказать весьма занятный, тем более что тот же Павел как-то недвусмысленно утверждает, что «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Я есмь воскресение и жизнь», назвал Себя сими словами сам Начальник жизни и Свершитель нашего спасения Господь Иисус Христос» (Иоан.11:25) «Блаженны мертви, умирающие в Господе» (Отк.14:13).
 
Нет тут противоречий, а есть «Великий обман», ибо посеянная надежда важна сама по себе в независимости от окончательного результата.
 
Возвращаясь к ориентации захоронения надо отметить, что еще в глубокой древности в погребениях учитывалась линия движения солнца. И это вполне естественно, ведь солнце, источник тепла и света, дает жизнь. Вследствие, чего оно обожествлялось, а направление его движения считалось не зыблемо - изначальным. По сути, данная традиция не исчерпала себя и в наши дни. И сегодня православных хоронят на спине, по линии восток-запад, головой на запад, и в деревянных гробах. При этом крест ставят на могиле в ногах покойника, дабы умерший как бы смотрел на лицевую сторону креста и одновременно на восток.

Предполагается, что при этом умерший, лежа на спине, как бы смотрит в сторону Востока. И смотрит на него «через крест». Так любой православный, входя в церковь, смотрит через алтарь на Восток. Крест в алтаре, как и на кладбище, повернут лицевой стороной к входу («взгляду» усопшего).
Интересной деталью является нижняя косая перекладина православного креста. Не могу удержаться, чтобы не порассуждать на эту тему. Перекладина, если взгляд направлен на «лицевую сторону» креста расположена ниспадающей (сверху - вниз) слева на право. Теперь вспомним, как на Руси бросал в землю зерно сеятель. Правильно: правая рука шла от левого плеча вниз к правому бедру. Как совершали поклон уважения при встрече? Правильно: правая рука шла от левого плеча вниз к правому бедру или еще ниже к самой земле. А теперь подумаем, как нужно было (откуда и куда) двигаться по полю, чтобы засеять его, выполняя вышеописанное движение?

Правильно: не туда и обратно по полю, а по кругу по часовой стрелке, тогда поле засеивалось равномерно, а сеятель в последней фазе оказывался в середине своего поля, т.е. в том месте, откуда он мог сразу (поворачиваясь) обозреть все свои владения. А при поклоне человек должен был пропустить встречного с правой стороны, так как тело при движении закручивается вправо и в последней фазе движения поклоняющийся совершает «жест доброй воли» открывая беспрепятственное движение встречному при этом открывается сам. Одним словом подобный поклон есть жест доверия. В отличие от европейского реверанса, при котором поклоняющийся закрывается выставленной вперед ногой, а при левостороннем «разъезде» прикрывается щитом, оставляя закрытой правую руку для возможного нападения. Это жест недоверия. Ну да шут с ним с Западом вернемся к кресту.

Православный крест выполнен так, чтобы с лицевой стороны смотрящий «идя» взглядом по перекладине снизу в верх устремлял свой взор в небо, и чтобы при этом наблюдатель не думал о «хлебе насущном» а думал о высшем. К сожалению, эта философия настолько укрепилась в нашем податливом сознании, что мы до сих пор с упоением думаем о «духовном»,  а по сути, ни о чем, и с безысходностью о «насущном», т.е. о том, что нам необходимо в повседневной жизни. Отчего мы готовы часами рассуждать о том, как бы мы зажили хорошо если бы… (нет, не… парни всей земли…) если бы все были бы «духовно богатыми», вместо того, что бы приложить усилия и изменить мир вокруг себя.

Как бы там ни было до того момента, когда арии разделились на славян и русов (представьте себе так оно однажды случилось) при захоронениях на Руси также использовали как опознавательный знак крест. Именно восьмиконечный крест. Хоронили умерших, головой на Восток, считая смерть «закатом жизни» отчего и «взглядом на закат солнца». Вот подтверждение из книги С. Герберштейна «Записки о Московии», в главе под названием: «Следуют вопросы некоего Кирилла к епископу новгородскому Нифонту», находим: «Следует ли погребать после заката солнца? Ответ. «Когда солнце уже закатилось, погребать никого нельзя, ибо это венец мертвых – видеть солнце перед погребением» (с. 97.) Крест при этом ставили в голове (покойный не мог он его «видеть» да и не к чему), а подходили к могиле усопшего не с Запада для того, чтобы одновременно смотреть в «лицо» усопшему, на восток (типа живые должны видеть восход) и на лицевую сторону креста, а с Востока. Ибо с Востока приходит солнце, с Востока же приходят родичи видит, что он некогда живший «почил в землю» (слева, сверху из жизни на право, вниз, в смерть, в землю).

Данное обозначение крестом определялось, что в этом месте захоронен человек и все. На такие  выводы наводит то, что на Руси очень часто ставились кресты в местах, где не было захоронений (перекрестки дорог, места происшедших событий, горные возвышенности и т.д.) и чаще всего эти кресты были без нижних перекладин. Таковым является католический крест (подходи с любой стороны). Это сейчас какие-то «муромои» стали ставить православный восьмиконечный крест где угодно.
Все вышесказанное говорит о том, что захоронения головой и установка креста «лицевой» стороной на Запад это не русская традиция, а пришла (измененная вернулась) с христианством, т.е. со славянами. Еще в 16-17 веках на Руси умершего, укладывали головой на Восток, современный же обряд захоронения - головой на запад стал применяться с 17 века и благодаря усиленному лоббированию Романовыми идеи славянской принадлежности русских. Сегодня и иудеи, и мусульмане, и католики и даже православные за пределами России укладывают свои покойников головой на запад, и делают это в обязательном неизменном порядке, а вот в самой России православные до сих пор «сомневаются» куда укладывать головой усопшего (можно посмотреть даже в инете на форумах).

Если же опираться на Священное Писание то мы обнаружим в нем косвенные запреты на посещения могил : «Кто прикоснется к мертвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней...» (Числ. 19:11). Иисус Христос сравнил лицемерных людей к гробам, полными всяких нечистот: «Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты...» (Матф. 23:27). Кто-то скажет, что это характерно для иудаизма и ошибется. При этом устройство особых отдельных мест захоронений (кладбищ) присутствует как в иудаизме (Быт.23:4) так и в христианстве, настоящем и в исламе. В то же время лишь у иудеев было очень сильно развито желание погребения родственников с покойным. А в так называемых «арабских свидетельствах» мы обнаруживаем такие обряды у русов. Как к этому относиться?

Особенно если он был главой семьи « Позволь, рабу твоему, отвечал Верзеллий Давиду на его предложение остаться с ним в Иерусалиме, возвратиться, чтобы умереть в своем городе, около гроба отца моего и матери моей» (2Цар.19:37). В дальнейшем это стало как бы нормой и хоронили с усопшим именно невольников.
Но вот что удивительно описания есть, а захоронений коллективных захоронений русских нет. Вот отчего в захоронениях на Руси никогда не находили останки ни рабов, ни животных, если там был похоронен рус. К гробницам (на нагробном камне) иногда прикреплялись дощечки с соответствующими надписями.
 
Созидать гробницу для человека служило выражением особенной любви и почтения к нему (Мат.23:29). Далее камни заменили специальные памятники, т.е. поминальники по усопшему. Так в Маккавейской (Мак.13:27) мы читаем, что Симон воздвиг памятник над могилою своего отца, матери и братьев в отечественном своем городе Модине. Большая часть захоронений обнаруженных нынче на территории Сибири (9-7 в.д.н.э.) и включающих в себя трупоположение относят к савроматским (долина р. Уюк в отрогах Саян), там покойный лежит на спине головой на север.

А ведь савроматы это, по сути, скифы, а думаю мало кто будет спорить о том, что скифы это всего лишь кочевые русы, ставшие в дальнейшем скотоводами. Погребальные ямы у них накрывались каменными плитами. Эти могилы и их содержимое сохранилось до наших дней благодаря образованию под насыпью вечной мерзлоты. В южной части ямы сооружался сруб имеющий бревенчатый и потолок и пол который накрывали пропаренной берестой. Вот в этом срубе и находился гроб-колода с усопшим. Реже встречают захоронения так называемой Тагарской культуры. По размерам они меньше савроматских, но в них так, же присутствует сруб и тела также ориентированы на север.
 
Я не стану рассуждать тут «почему лучше спать головой на север или восток», как двигались народы в соответствии с меридианами земли, все это имеет значение, но не в нашем случае. Пралельно савроматским захоронениям археологами обнаружены и скифские ( Южное Приуралье, Северный Кавказ, Прикубанье, Ставропольский край) захоронения датируемые тем же 7 веком до .н.э. Ямы захоронений скифов перекрывались преимущественно деревом или камышом ( ну что у кого было под рукой).Курганная насыпь иной раз обрамлялась каменной стеной или рвом (Келермесские курганы), в котором находили следы жертвоприношений. Чаще в захоронениях обнаруживали останки человека реже останки после кремации (северное Причерноморье). И когда мне начинают «рассказывать», что Русь была до Урала мне так и хочется послать этого рассказчика… за Урал. Это лишь благодаря Романовым наша территория ограничилась Русской равниной (и то не всей). Это при их непосредственном управлении европейцы усиленно плодили «исторические свидетельства» нахождения русов на острове, т.е. на ограниченной территории. Я уже об этом писал.

Ориентировано тело в захоронениях, как правило, на запад. Как тут не вспомнить слова автора «Повести временных лет»: «По мнозех же временех сели суть словени по Дунаеви, где есть ньше Угорьска земля и Болгарьска. От тех словен разидо-шася по земле и прозвашася имены своими, где седоше на котором месте». И уж если вспомнили Нестора то стоит привести и еще пару его «высказываний» в указанной «Повести» где мы наталкиваемся на слова, которые весьма лестно характеризуют полян, де Поляне "бяху мужи мудры и смыслены", они строят города, придерживаются хороших обычаев своих отцов. У них правильные семейные взаимоотношения, "стыденье" к женской половине семьи, нормальный патрилокальный брак с приданным. При этом они "бяху же поганее: жрущее озером, и кладязем и рощением, якоже прочии погани". То есть ловили рыбу, как и все земледельцы (погани). Мы уже достаточно «начитаны» и знаем, что поляне это славяне и проживали они непосредственно в областях, которые относятся к Черняховской и Зарубинской культурам, где было развито помимо скотоводства и высокого уровня земледелие. При этом вблизи богатых и обширных сел находились и весьма обширные кладбища, то есть присутствовало укладывание тел в землю.

При этом я не могу пропустить иное отношение к Родимичам и вятичам того же Нестора, который по их поводу высказал следующее: "А Радимич и Вятичи и Север один обычай имеяху – живяху в лесе, якоже вьсякый зверь… И аще къто умьряше, - творяху тризну над нимь. И посемь сътворяху краду велику и възложаху на краду мьртвьца и съжьжаху и, Посемь, събравъше кости, въложаху в судину малу и поставляху на стълпе на путьх, еже творять Вятичи и ныне. Сиже творяху обычая и Кривичи и прочии погании, не ведущее закона божия, нъ творящее сами себе закон". Надеюсь и тут мы «грамотные» понимаем, что речь идет о славянах, т.е. не русских, о родимичах сидящих между реками Днепр и Десна (большая часть в нынешней Белорусии), вятичах сидящих в бассейне реки Оби и Северах сидящих по левому берегу Днепра (Пеньковская, а затем и Сохновская культура).

Но настолько близких руссам и родным, что развести их, ни исторически, ни по принципу мировосприятия просто невозможно. Не буду вдаваться в рассуждения подобной градации в отношениях «древнего летописца», думайте сами.Я же обращаюсь к результатам исследований к Зарубинской культуре (Среднее Приднепровье), где так же преобладает укладывание тел в землю. Так вот на данных захоронениях находят многоголовые (поликефалические) фигуры (Л.Нидерле) в отличие от «каменных баб» тюрских народностей, когда как на русских захоронениях никогда ни «баб» ни прочих фигур обнаружено не было. В своей всемирно известной книге о похоронных церемониях Хабенштейн пишет: "Нет ни одной группы, какой бы примитивной или цивилизованной она ни была, которая бросила бы тела усопших на произвол судьбы, не совершив над ними никакого обряда. «...Доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19); «И возвратится прах в землю, чем он и был...» (Еккл. 12:7). Получается, что кремация – грех?

Иудаизм категорически запрещает кремацию, считая этот обычай оскорбительным. Сжигать тело умершего, недопустимо также в исламе. Это, по сути, из области подтасовок, так как в любом варианте обращения с трупом он рано или поздно оказывается в земле. Идея кремации, разумеется, тоже связана с определенными представлениями о жизненной силе, о ее неистребимости и вечности, но теперь ей находят новое местожительство – небо, куда души умерших, попадают вместе с дымом погребального костра. Так объясняют традицию кремации современные историки.
 
Мне же кажется, что вопрос стоит несколько шире и связан он с таким мировоззрением, которое говорит о наличии души, которая дается одному человеку один раз и навсегда. Она не реинкарнируется, не ждет перерождения в гниющем теле, а отходит «в чертоги богов» как принадлежность одному человеку, но связанного с другими родственными ему по крови и мировоззрению душами создавая тем самым так называемый родовой эгрегор и охранительную силу рода. В заключение хочу привести слова Андрея Кураева, диакона Русской православной церкви, относительно кремации, с которыми вполне можно согласиться: «Господь волен воскресить любое тело и из любой стихии. Он способен вернуть его к жизни. Другое дело, что погребение в земле более человечно, более насыщенно библейской символикой и вообще более назидательно и утешительно для близких». Вот и всё! Что ни делают живые, они это делают для себя.

Церковь рекомендует уклоняться от кремации тел не из-за опасения, будто кремация скажется на участи усопшего, а из-за того, что она оставляет шрамы в душе тех, кто провожает человека в его последнюю земную обитель...» Вот оно оправдание запрета на кремацию в философии, в том понимании, что Бог вернет уже когда-то жившее тело к жизни лишь при правильном к нему отношению.
Одним словом уложение тела в землю есть главная мысль христианства, мысль о Воскрешении. Нас ждет продолжение разговора о той традиции, которая родилась среди русов ( не всегда русских), которая, по сути, и сделал их отличными от прочих, вышедших когда-то из одной прародины.
 
Продолжение следует


Рецензии