И. Шмелев и Православие

                Православный писатель И.С.Шмелев

                «Православная жизнь»-октябрь 2013 года

В октябре исполняется 140 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Шмелева –  классика русской литературы, одного из любимейших писателей православного мира.
       И.С.Шмелев родился 3 октября (21 сентября) 1873 года в Москве, в глубоко православной, купеческой многодетной семье. Его отец умер, когда Ивану было семь лет. Впоследствии писатель с огромной любовью рассказывал об отце, а вот о матери старался говорить реже. Евлапмия Гавриловна не была для сына близким человеком в силу своей раздражительности, властности, стремления физически воздействовать на ребенка в случае малейшего неповиновения. Но в детстве в душу Шмелева была заложена любовь к Православию и русскому народу, давшая потом мощные творческие всходы. Большую роль в этом сыграл старый плотник Михаил Панкратович Горкин – воспитатель (дядька), приставленный к молодому Ивану, глубоко верующий человек. Его образ писатель неоднократно воссоздавал в своем творчестве. 
И.С.Шмелев начал писать во время учебы в гимназии, но его первая публикация относится ко времени пребывания на юридическом факультете Московского университета. В гимназические и студенческие годы Шмелев отошел от Церкви, увлекшись философией позитивизма, но этот период был недолгим. И.С.Шмелев познакомился с Ольгой Александровной Охтерлони, ставшей его женой и делившей с ним радости и горести  вплоть до своей смерти в 1936 году. Она была очень набожной, и Шмелев, благодаря супруге, осознанно вернулся к Православию. В августе 1895 года они поехали в свадебное путешествие на Валаам. Перед отъездом молодые супруги направились в Троице-Сергиеву Лавру – получить благословение старца Варнавы Гефсиманского. Преподобный Варнава благословил Шмелева не только на путешествие, но и на писательский труд. И.С. Шмелев вспоминал: «Кладет мне на голову руку, раздумчиво так говорит: «превознесешься своим талантом»».  Свои впечатления о путешествии Шмелев зафиксировал в серии очерков, отредактированных им уже в 1930-ые годы, и известных под названием «Старый Валаам». Общение с монахами очень сильно повлияло на писателя, и он, например, смог глубже осознать силу Иисусовой молитвы, о которой один из монахов рассказал автору так: «Великая от этой молитвы сила, но надо уметь, чтобы в сердце как ручеек журчал ... этого сподобляются только немногие подвижники. А мы, духовная простота, так, походя пока, в себя вбираем, навыкаем. Даже от единого звучанья и то может быть спасение».
         Первые литературные опыты Шмелева были прерваны на десять лет заботой о хлебе насущном, необходимостью содержать семью. В 1905-1906 гг. И.С.Шмелев публикует серию рассказов, но только повесть «Человек из ресторана» делает его писательское имя по-настоящему известным. Смысловым центром текста стала простая, но очень емкая мысль: «Без Господа не проживешь... Добрые-то люди имеют внутри себя силу от Господа!..»
Годы революции и гражданской войны были тяжелыми и трагичными для семьи Шмелевых. В январе 1921 года в Крыму, в числе 40 тысяч приговоренных,  чекистами был расстрелян сын писателя Сергей – белогвардейский офицер. Шмелевы достаточно долго не знали о его судьбе и надеялись на лучшее. В конце 1922 года они переехали в Берлин, а затем - в Париж. Эмигрантская жизнь была трудной и в моральном, и в финансовом плане. Большую помощь Шмелеву оказывал философ Иван Ильин, издававший православно-патриотический журнал «Русский колокол», в котором Иван Сергеевич нередко публиковался. Преодолеть жизненные трудности писателю помогала православная вера, и племянник писателя вспоминал: «Церковные праздники отмечались по всем правилам. Пост строго соблюдался. Мы ходили в церковь на улице Дарю, но особенно часто – в Сергиевское подворье». Шмелев старался посещать храм даже, когда тяжело болел: «Святая тишина обвеяла душу. Боли ушли. И вот стала наплывать-нарождаться  радость! Стойко, не чувствуя ни слабости, ни болей, в необычайной радости слушал Заутреню, исповедовались, обедню всю выстояли, приобщились, и такой чудесный внутренний свет засиял, такой покой, такую близость к несказанному, Божиему, почувствовал я, что не помню – когда так чувствовал!» Писатель считал чудесным и свое выздоровление в 1934 году. У Шмелева была тяжелая форма желудочного заболевания, и врачи опасались трагического исхода. Но после молитвы преп. Серафиму Саровскому писатель во сне увидел свои рентгеновские снимки с надписью «Св. Серафим» и вскоре чудесным образом выздоровел.
         По мнению Валентина Распутина, Шмелев – «писатель огромной духовной мощи, христианской чистоты и светлости души. Его «Лето Господне», «Богомолье», «Неупиваемая чаша» и другие творения – это даже не просто русская литературная классика, это, кажется, само помеченное и высветленное Божьим духом». Повесть «Лето Господне», воссоздавшая детские духовные впечатления автора, часто называют энциклопедией жизни православного человека. Можно только присоединиться к эмоциональному высказыванию выдающегося философа И.Ильина, заявившего: ««Лето Господне» - благоухает навек. Не забудется, пока Россия будет». А ведь этот текст создавался в тяжелые для писателя времена. Позднее И.С.Шмелев признался: «Если бы вы знали, как я страдал, как был близок к утрате себя, были дни, когда я чувствовал, что пропадаю, идет на меня тьма, ужас, потеря рассудка. (...) И вот, Господь сохранил. Я нашел себя. О, сколько усилий! Меня, может быть, «Богомолье» спасало, «Лето Господне»»».
          Практически все творчество Шмелева проникнуто православным духом, библейскими истинами. Это и трагическая эпопея  «Солнце мертвых», которую современники иногда сравнивали с плачем ветхозаветного прорка Иеремии о разрушенном Иерусалиме. Это и роман «Няня из Москвы», главная героиня которого семидесятипятилетняя Дарья Степановна Синицына – необразованная, но глубоко понимающая бытие, объясняет сумасбродства дореволюционной российской интеллигенции  и большевизм с православных позиций. Это и многочисленные шмелевские рассказы... 
И.С.Шмелев не успел закончить свой роман «Пути небесные», где в художественной форме излагалось святоотеческое учение и практика молитвы и покаяния, борьбы с искушениями. Он планировал в дальнейших частях романа описать жизнь Оптиной Пустыни, но мечтам не суждено было сбыться. 24 июня 1950 года писатель поехал в обитель Покрова Пресвятой Богородицы в Бюсси-ан-Отт ( в 140 км. от Парижа), чтобы проникнуться атмосферой монастырской жизни. В этот день сердечный приступ оборвал его  жизнь. Монахиня матушка Феодосия, присутствовавшая при кончине Ивана Сергеевича, впоследствии написала: «Мистика этой смерти поразила меня – человек приехал умереть у ног Царицы Небесной под ее покровом». Шмелев умер в день именин старца Варнавы, благословившего его «на путь».
         Писатель мечтал быть похороненным в России.  В мае 2001 года, с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, прах Шмелева и его жены был перенесен в Россию, в некрополь Донского монастыря в Москве, где сохранилось семейное захоронение Шмелевых.


Рецензии
Спасибо! Понравилось! Совпало с моими представлениями о Шмелёве...

Инкогнито Из Урюпинска   26.08.2016 06:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Инкогнито! Иван Шмелёв - один из моих любимых писателей...

Марков Геннадий   26.08.2016 12:14   Заявить о нарушении