Сухум 80-х. Туристический

Несколько лет после учёбы в Питере мне довелось поработать в Сухумском бюро путешествий и экскурсий. В память впечатались незабываемые эпизоды этого периода моей трудовой биографии.

... Вечереет. Колонна экскурсионных автобусов выстроилась у Сухумского железнодорожного вокзала. Ожидаем прибытия туристического поезда.  Так называемый маршрут выходного дня. Два - три дня пути. Города. Станции. Достопримечательности.
Поезд задерживается. Почти на день - тот самый, который отведён для знакомства с Сухумом: Обезьяний питомник, Ботанический сад, панорама города с Сухумской горы...
Поезда всё нет. И вот, когда на город опустилась чёрная, как чернила, тёплая южная ночь, поезд, наконец, прибывает. Утомлённые туристы подтягиваются из вагонов к автобусам. Мы в некоторой растерянности. Вроде и на работе, и путёвки у нас на руках... но куда ехать-то в кромешной тьме?
Наш замдиректора берёт на себя роль миротворца и увещевателя, доверительно поясняя возмущённому народу: - Понимаете, обезьяны уже спят, ночь...
Народ не отступается. Тогда замдиректора для пущей убедительности пытается изобразить спящее животное: прикладывает руки к щеке, слегка пригибается, изо всех сил стараясь соответствовать образу. Но туристы не унимаются. И их, конечно, можно понять. Мы беззвучно смеёмся (благо, в темноте не видно), глядя на отчаянные попытки замдиректора объяснить путешественникам всю тщетность их  попыток пополнить свой запас путевых впечатлений посещением хотя бы одного объекта - Обезьянего питомника...

***
... Всю ночь не стихал ливень. Дороги размыло. Как в песне - вода, вода, кругом вода. Но экскурсионные автобусы и экскурсоводы - чуть ли не вплавь- добираются до места сбора туристов. Доходят разговоры, что подмыло трассу Сухум- Новый Афон, есть аварии. Но мы все на боевом посту. Мы готовы. Не готовы отдыхающие. И тут пускает в ход своё красноречие один из групповодов (которые отправляют туристов на экскурсию): Товарищи, - надрывно взывает он, - по дороге в Новый Афон размыло трассу!  Есть аварии! Тяжёлые случаи! Но вы же ленинградцы!!!
Народ безмолвствует. Пропадают билеты в Новоафонскую пещеру. Но жизнь-то дороже. Несколько автобусов всё же  наполнились и отправились в путь. Всё прошло благополучно. Но не забыть мне этот отчаянный призыв к потрясённым туристам:-Товарищи! Вы же ленинградцы!!!

***
... Водители знали все туристические маршруты как свои пять пальцев. И на Рицу, и в Новый Афон, и на Сухумскую гору, откуда открывалась незабываемая панорама города. Я не помню в своё время ни одного случая хоть сколько-нибудь тяжёлой аварии с экскурсионным автобусом и с туристами. Но любили некоторые водители спецэффекты.  Например, встать во время движения автобуса с водительского места, отпустить руль и не спеша закрыть (или открыть) верхний люк в автобусе. Можно только догадываться о чувствах отдыхающих в такие моменты.
Однажды мы уже спускались с Сухумской горы, когда водитель, сидевший рядом с моим экскурсионным креслом, лихо вывернул руль до отказа, а потом картинно отпустил его. Видимо, по его замыслу, руль должен был самостоятельно пойти в обратную сторону, но... руль заклинило. И мы на полном ходу врезались в склон горы. Дальше от столкновения автобус должно было бы отбросить в обрыв на противоположной от склона горы  стороне. Но автобус буквально приклеился к скале. Только металлический держатель зеркал заднего вида погнулся ровно посередине. Не помню даже, успела я испугаться или нет...

***
Тем, кто жил в наших краях, было хорошо знакомо слово  "гонщик" , "гонит"-  аналог русского "крышу снесло".
Сажусь в экскурсионный автобус. Экскурсия в Новый Афон, в пещеру. Водитель незнакомый. Групповод предупреждает: Он гонщик. Я не успеваю оценить ситуацию, как автобус буквально срывается с места. Чувствую себя стюардессой во внештатной ситуации. Ровным, надёжным голосом, стараясь держать лицо, приветствую туристов и начинаю экскурсию. Текст вымерян по минутам и секундам, чтобы информация о достопримечательностях совпадала с тем, что видят туристы за окном. Но автобус набирает такую скорость, что я не успеваю вообще ничего показывать. Благоразумно замолкаю. Как бы это так и задумано: летим на бешеной скорости,   пейзажи за окном сливаются в одну нескончаемо красивую линию... Непередаваемые  ощущения.
Боюсь сейчас ошибиться во времени, но, по-моему мы доехали до Нового Афона меньше чем за 20 минут. Выходим. У меня трясутся руки и ноги, но нужно ещё проводить отдыхающих в  Новоафонскую пещеру. А там свои экскурсоводы. То есть, у меня минут 45, чтобы прийти в себя.
Обычно мы с коллегами коротали время ожидания за чашкой кофе на открытой террасе Новоафонской пещеры, на втором этаже, откуда открывался великолепный вид на Новоафонский монастырь, на склоны горы с оливковыми деревьями. На террасу я и направилась. Что это с тобой? - встревожились коллеги. Я объяснила. -Так он же гонщик! -Да. Меня предупредили. - Ты не поняла. Он профессиональный гонщик! Машины испытывает! Он не умеет ездить медленно!
Потом больше всего в своей работе я боялась оказаться в паре с этим гонщиком. Но он проработал очень недолго. То ли замещал кого-то, то ли начальство решило не испытывать нервы туристов.

Туристов- или, как их чаще называли, отдыхающих - ценили. Экскурсоводы были  в основном  с высшим образованием. Методический отдел неустанно  трудился над текстами. Я и сама узнала много нового для себя об удивительно красивой уникальной Абхазии. Побывать в Абхазии  - значит побывать  "среди красот земного рая". Так отзывался об Абхазии Анри Барбюс. И был прав, конечно.
 


Рецензии