М. Лермонтов и Православие-2
«Православная жизнь» - октябрь 2014 года
В октябре 2014 года исполняется 200 лет со дня рождения классика русской поэзии М.Ю. Лермонтова, и невозможно пройти мимо этого юбилея, который будет широко отмечаться в России.
В свое время я написал статью «М.Ю.Лермонтов: «Из пламя и света рожденное слово...»», опубликованную в июньском номере «Православной жизни» за 2011 год. Там, в частности, говорилось: о важности для становления Лермонтова патриархально-православного уклада дома его бабушки Е.А.Арсеньевой в Тарханах; об ощущении поэтом волнующей связи с Архангелом Михаилом, т.к. поэт был назван в Его честь; об использовании Лермонтовым маски безбожника, несмотря на собственную глубинную веру; о молитвенной лирике Лермонтова; о совмещениии в его лирике глубоких христианских переживаний с демонической, сатанинской тематикой, во многом заимствованной Лермонтовым от классика мировой поэзии - английского поэта Байрона.
Лермонтов разнообразен. По мнению М.М.Дунаева, «Творчество Лермонтова – все резко контрастно. Без игры светотени. В его созданиях не ад и небо, но «ад иль небо». Он весь из крайностей, он любит крайности – и в поэзии, и в себе самом, в своей индивидуальности». Кто-то из исследователей обращал большее внимание на демоническую тематику лермонтовского творчества. Так, легендарный русский критик Белинский признался в письме к В.П.Боткину от 17 марта 1842 года, что ценит в произведениях Лермонтова «демонский полет - с небом гордую вражду». Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» высказался несколько иначе: «Признавши над собой власть какого-то обольстительного демона, поэт покушался не раз изобразить его образ, как бы желая стихами от него отделаться». А историк В.О.Ключевский в статье «Грусть (Памяти М.Ю. Лермонтова»)», посвященной 50-летию со дня лермонтовской гибели, наоборот, писал: «Поэзия Лермонтова на последней ступени своего развития близко подошла к национально-религиозному настроению, и его грусть становилась художественным выражением того стиха-молитвы, который служит формулой русского религиозного настроения: да будет воля Твоя». В какой-то степени с мнением Ключевского созвучен и взгляд исследователя конца 19 века Н.А.Котляревского: «Поэт и в прежние годы обращался иногда к религиозным темам. Но уловить какое-нибудь положительное религиозное признание в его ранних стихах было невозможно... Последний отзвук прежнего непокорного отношения к Богу мы встречаем в стихотворении «Благодарность», но эту дерзкую речь поэт искупил другими – молитвенными речами».
Любимой книгой Лермонтова было «Откровение Иоанна Богослова». Эта книга давала ему надежду при ощущениях неутихающей борьбы ангела и демона, терзающей его душу. Но следует признать, что в целом ветхозаветные книги и пророчества представляют для Лермонтова, как и для многих представителей поэзии романтизма. наибольший интерес, и численно они преобладают над использованными в его творчестве новозаветными мотивами.
Лермонтов с детских лет был глубокой личностью, интересовавшейся духовным пространством. Уже в 15-16-летнем возрасте он написал шедевры духовной лирики: «Отрывок» («Хранится пламень неземной со дня младенчества во мне») и «1831 июня 11 дня» («Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала..»).Последнее названное стихотворение заслуживает особого внимания. Мать Лермонтова ушла из жизни очень рано, в возрасте 22 лет. Поэт вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать». Получается, что стихотворение навеяно овоспоминаниями о колыбельной песне, которую ребенок в раннем детстве слышал от матери, Марии Михайловны. Зыбкое воспоминание об ушедшей маме порождало в душе подростка ассоциацию с ангелами. В тексте лермонтовского стихотворения содержится представление, что души людей существуют во внеземном мире до рождения человека и приносятся на землю ангелами, а после смерти уносятся ими обратно. Мама поэта была музыкальна и свой дар передала сыну. Поэт верил, что звуки музыки содержат какие-то отголоски прекрасной музыки небесных сфер. Первоначальное название текста было другим («Песня ангела»), и известный литературовед И.Н.Розанов считал именно его более точным, чем заглавие, пришедшее ему на смену.
Многие тексты Лермонтова вызывают определенные христианские или православные ассоциации. Так, в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» представлен образ идеальной православной семьи. Многие лермонтовские стихотворения по тональности и вложенному содержанию близки православным молитвам, но, конечно же, заменить их не могут ни в коем случае. Здесь, например, возникает образ Богородицы как «Теплой Заступницы». («Я, Матерь Божия, ныне с молитвой...», 1837). Известны поэтические шедевры Лермонтова, созданные в святых местах. Например, за лето 1830 года М.Ю.Лермонтов создал около десяти прекрасных стихотворений во время путешествия из Москвы в Троице-Сергиеву лавру. («Нищий», «Оставленная пустынь предо мною», «Благодарю» и др.)
В современной России и в ближнем Зарубежье нередко проходят конференции, посвященные взаимоотношениям замечательного русского поэта с Православием. Например, такие конференции иногда организовывает Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского, расположенная в Сергиевом Посаде. Так, одна из таких конференций прошла в феврале 2010 года. В вестибюле гимназии гости могли ознакомиться с экспозицией книг о поэте, подготовленной совместными усилиями работников гимназической и городской библиотеки. В храме гимназии была размещена выставка портретов М.Ю.Лермонтова и рисунков, иллюстрирующих его произведения, созданных учащимися гимназии. Конференции предшествовала литературно-музыкальная композиция, подготовленная учащимися старших классов гимназии и высоко оцененная зрителями. Затем прошла презентация научно-творческих работ о связи творчества Лермонтова с Православной традицией, подготовленных учащимися различных подмосковных школ, лицеев, гимназий. Кроме того, в рамках конференции прошла также педагогическая мастерская, где учителя Подмосковья смогли представить свой собственный опыт организации уроков тематики взаимоотношений Лермонтова с Православием. Конечно, такие мероприятия очень важны для духовно-нравственного становления учащихся, и организация таких конференций свидетельствует и о том, что в современной России уделяется достаточное внимание воспитанию подрастающего поколения – будущего великой страны.
Можно долго спорить о противоречивых сторонах лирики Лермонтова, но все-таки хочется согласиться с мнением дореволюционного исследователя лермонтовского творчества С.Н.Дурылина, писавшего, что «Верующие видят в Лермонтове духовного поэта и выделяют в его многогранном творчестве такие религиозно-духовные вершины, как «По небу полуночи ангел летел,,,» и две «Молитвы» (1837 и 1839 годов), другие поэтические шедевры, свидетельствующие о высокой и светлой вере Лермонтова».
Свидетельство о публикации №216041200932
С уважением, Виктор.
Виктор Петроченко 15.04.2017 12:15 Заявить о нарушении
Марков Геннадий 15.04.2017 13:10 Заявить о нарушении