Дети войны - беспокойные старики

Репортаж

В последний день марта я прибыл в здание администрации местного муниципального округа, где вручали членские билеты общества детей войны. Небольшая очередь, человек 8-10, состояла из пожилых женщин. Мужчин того же возраста было всего два человека, считая меня. Я пристроился в конце очереди. Впереди стоящие дамы рассуждали о питерской погоде:
– В этом году повезло, – говорила одна из них, – снега выпало мало – работы дворникам не так уж много. А зимой прошлого года как мы мучились из-за соли, которую посыпали для удаления снега. Некоторые люди недовольны, что соль разрушает автомобильные шины и обувь. Но главное, я думаю, в другом – трудно подобрать нужную обувь. Представляешь, на улице мороз, а на асфальте слякоть, в которую соль превращает снег. Приходится обуваться в демисезонную герметичную обувь, которая не пропускает влагу, но ноги в мороз в этой обуви сильно мёрзнут. А зимняя утеплённая обувь пропитывается насквозь водой – ноги промокают в мороз. В обоих случаях человек простужается и серьёзно заболевает.
– Надо убирать снег, а не посыпать его различными вредными реагентами. – Молвила её соседка по очереди. – Дворники совсем обленились. Выходят на работу одновременно с основным потоком людей спешащих на службу, препятствуя их прохождению. Наверное, помнишь, в прошлые годы, когда мы были молодыми, в четыре часа утра уже слышишь как они начинают своими мётлами и лопатами чистить улицы и к шести часам порядок наведён полностью и пешеходы в час пик свободно следуют куда им надо.
В подтверждение слов этой женщины я вспомнил цитату из романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок»: «Был тот промежуток между пятью и шестью часами, когда дворники, вдоволь намахавшись колючими мётлами, уже разошлись по своим шатрам, в городе светло, чисто и тихо, как в государственном банке».
– Вот ты, подруга, правильно заметила об отвратительном влиянии на здоровье при обработке хим реагентами асфальта зимой. – Продолжала разговор женщина. – А вот химизация водопроводной воды, как общеизвестно, ещё более наносит вред здоровью. Поэтому до недавнего времени для приготовления пищи и питья я покупала воду в специальном торговом пункте, в который, якобы, завозят родниковую воду без всяких вредных примесей из Карелии. Но однажды, когда я пришла за водой раньше обычного времени и увидела, как работник этого заведения заливает в ту ёмкость, откуда выдаёт потребителям эту родниковую воду, посредством шланга из водопроводного крана рукомойника над раковиной, то так была потрясена обманом служаками этой торговой точки, что лишилась речи, повернулась и ушла восвояси. Больше я туда не обращалась.
– С питьём и пищей больше всего в организм поступает заразы. – Согласилась собеседница. – С нею бороться очень трудно. Например, моют посуду губкой. Даже после тщательной дезинфекции губки после подобной процедуры на ней остаётся масса вредных микробов видных под микроскопом, об этом предупреждают соответствующие службы. Следовательно, необходимо перед каждым мытьём посуды использовать новую губку или другое средство очистки, а ранее использованную выбрасывать.
– Я вынуждена с тобой согласиться, – произнесла соседка, – но всё же более всего питерцы страдают из-за изменчивой погоды.
– Ты, конечно, права, подруга, – согласилась первая дама, – но, всё-таки, заболеваний в Питере не избежишь, такой уж у нас вредный климат. Ещё в позапрошлом веке Николай Лесков это утверждал, не помню, в каком-то своём произведении. Поэтому часто приходится обращаться к медицине.
Позднее я вспомнил это произведение, вернее очерк знаменитого писателя «Воительница». Вот цитата из этого очерка: «В течении этих пяти лет я уезжал из Петербурга и снова в него возвращался, чтобы услышать его неумолчный грохот, смотреть бледные, озабоченные и задавленные лица, дышать смрадом его испарений и хандрить под угнетающим впечатлением его чахоточных белых ночей».
Я обратил внимание женщин, включаясь в их разговор, на последние слова одной из них, приведя слова Гиппократа:
– «Медицина часто утешает, иногда облегчает, редко исцеляет». А вообще, уважаемые дамы, климат по сравнению с тем, в котором жил Лесков, значительно улучшился в северной столице – стал намного суше. Исчезло множество болот и мелких речушек.
– Я с Вами согласна, – поддержала меня одна из дам, – но что касается медицины, то на неё надейся, а сам не плошай. Не знаешь, откуда ждать неприятностей твоему здоровью. Например, некоторые учёные и специалисты утверждают, что растения, в том числе деревья, создают всё положительное, а животные, в том числе человек, – всё отрицательное. Растительность очищает воздух, выделяя из себя кислород и поглощая углекислый газ, порождает цветы и плоды, испаряет благоухание. А животный мир загрязняет атмосферу, смердит, выделяет прочую различную нечисть.
– Не следует в нашей сложной жизни винить во всём природу в широком смысле этого слова, – продолжил я своё суждение, – сам человек осложняет свою жизнь своим поведением, отношением к этой же природе, друг другу, а также различными неблаговидными поступками. Полтора столетия назад великий учёный и экспериментатор Никола Тесла утверждал: «Трение, возникающее от невежества и намного возрастающее по причине существования многочисленных языков и народов, можно уменьшить лишь путём распространения знаний и унификации разнородных элементов человечества». То есть необходимо добиваться равного и достойного положения в нашем людском обществе для каждого его члена.
– В частности, от руководства городом и многочисленных его чиновников тоже много зависит как мы живём. – Заявила одна из дам. – К сожалению, в настоящее время в Питере существуют такие бюрократические препоны, через которые пробиться практически невозможно. При губернаторе В.И.Матвиенко можно было с ней общаться даже лично в прямом телевизионном эфире, в телеконтактах, которые устраивались периодически. Кстати, губернатор Ленинградской области подобный принцип общения с жителями региона продолжает до сих пор. Сильная характером была губернатор Питера – смелая женщина, чего нельзя утверждать о настоящем губернаторе – мужчине.
Дама иронически взглянула на меня и продолжила:
– Приходится удивляться способностям чиновников превращать мелочный вопрос в какую-то грандиозную, трудновыполнимую проблему. Не правда ли, уважаемый товарищ?! Например, достроить небольшой тротуарчик в нашем микрорайоне, который по чьей-то ошибке отсутствует. Ведь работа, как говорится, выеденного яйца не стоит и может быть выполнена за полдня двумя рабочими. Отсутствие части общего тротуара вынуждает пешеходов, особенно с детскими колясками, ведь во дворе находится детский сад, перемещаться по проезжей части, подвергаясь риску столкнуться с движущимся автотранспортом. В какие только инстанции с этой просьбой не обращались и всё напрасно. Администрация Фрунзенского района отписывается – вот когда мол будем верстать план на следующие годы, то ещё посмотрим, будем ли в его список включать этот тротуарчик. А районная прокуратура, не утруждая себя, переписала резюме районной администрации.
– Такое пренебрежение чиновников к нуждам и пожеланиям простых горожан существует до поры – до времени, пока не произойдет серьёзное происшествие. – Продолжила речь подруга дамы. – Вот тогда проблема мгновенно решается. К примеру, на Невском проспекте на голову прохожего упал солидный кусок облицовки здания, едва не погубив человека. Прямо как по Аркадию Райкину: «На голову упал кирпич. Смешно это или не смешно. Рассмеялся только один. К нему прибыл ревизор!». Так вот – в тот же день этот дом на Невском проспекте стал объектом ускоренных работ.
В это время подошла наша очередь получать документы. Завершив процедуру мы направились к выходу. Одна из женщин продолжила разговор о непосредственном облике города:
– Часто сносят весьма добротные здания. Например, в нашем районе бывший кинотеатр «Балканы», а на их месте строят ничуть не лучше прежних.
– А иногда даже хуже! – Добавила её подруга.
– Да, но продолжаю. Естественно, можно бы сэкономить, переоборудовав старое здание таким образом, каким хотелось бы новым их владельцам.
– Возможно, – сказал я, – прежние владельцы в этом случае требуют за покупку старого здания денег значительно больше, чем за новый построенный в будущем дом.
– Тогда вообще непонятно, – возразила дама, – ведь прежние владельцы не получат ничего за снесённый дом кроме стоимости участка. Где же выгода сделки?
– А может новый хозяин участка принципиально не желает использовать старую постройку. Не нравится она ему. – Вновь вступил я в рассуждения. – Он хочет воплотить в жизнь свою задумку. Как говорится, хозяин-барин.
– Или может быть у него денег слишком много. – Добавила вторая женщина. – Строил бы тогда гостиницы, на которые в будущем будет большой спрос в связи с предстоящим чемпионатом мира по футболу. Этому вопросу были посвящены дебаты в субботней дневной авторской программе на «Радио России – Санкт-Петербург» в середине марта, в которой обсуждалась проблема также и создания частных гостиниц. В полемике одни её участники утверждали, что в жилых многоквартирных домах устраивать гостиницы необходимо запретить, так как их жильцы жалуются, что гости не дают людям нормально жить, не только создавая своим поведением, особенно шумом, напряжённые условия существования. Жильцы также боятся за безопасность своих детей и престарелых родителей. Постояльцы гостиниц выводят из строя домофоны и другое бытовое оборудование. Поэтому необходимо создавать гостиницы в отдельных от многоквартирных домов зданиях. Другие участники тех дебатов были противоположного мнения и явно «давили» на психику своих противников: «Где же ваша гражданская сознательность, не желаете проявлять гостеприимность в отношении иностранных друзей?».
– А куда же подевалась сознательность у более обеспеченных людей, в том числе у руководителей нашего города? – Нервно засмеялась другая женщина. – Они отгородились от других жителей в закрытых охраняемых территориях, куда никто не может проникнуть. А простым горожанам следует «отдуваться», обеспечивая временное проживание совершенно незнакомых людей в их домах.
Прощаясь с женщинами, мне вспомнилась другая недавняя встреча, произошедшая 24 февраля во время празднования Дня защитника Отечества в здании районной администрации, куда я был приглашён на концерт, посвящённый этому событию. Концерт полностью состоял из произведений Исаака Осиповича Дунаевского, которые исполнял незнакомый мне оркестр. После исполнения каждого произведения дирижёр давал на них комментарии, обращая особое внимание на соответствующий этап жизненного пути композитора. Зал, в котором происходил концерт, явно был не приспособлен для проведения такого мероприятия. Колебания звука с неприятной силой воздействовали на ушные перепонки. Соседка по креслу удивлённо посмотрела на меня, видимо желая удостовериться – ощущаю ли я подобное явление:
– Придётся потерпеть! – Улыбнувшись промолвил я.
Дама успокоилась, но прикрыла уши руками. Возраст её был довольно солидный – около девяноста лет. Когда концерт закончился, мы с ней непринуждённо разговорились. Действительно, недавно она отметила девяностолетний юбилей, блокаду пережила в Ленинграде, но невзгоды в отношении её семьи начались ещё до войны, вскоре после убийства С.М.Кирова. По случаю этой трагедии в Ленинград из Москвы нагрянула многочисленная команда следователей «наводить порядок» и начались поголовные аресты, которых не избежали родители моей собеседницы. В то время ей было почти десять лет, и она хорошо помнит тот период массовых репрессий.
– Что же рассуждать о тех довоенных годах, когда в настоящее время происходит подобное! – Вдруг подала голос женщина лет семидесяти, сопровождавшая эту более пожилую даму. –Тысячную армию сподвижников направил лидер коммунистов в прошлом году в сибирский город, чтобы тоже «навести порядок» и «протолкнуть» своего кандидата на пост руководителя региона. Был грубо нарушен главнейший избирательный принцип – равенство наблюдателей. В данной ситуации приезжие посланники преобладали во множестве как внутри, так и вне избирательных участков, навевая страх не только на членов избирательной комиссии, но и на самих избирателей. Попробуйте-ка они проголосовать не за их выдвиженца. Какие же это честные выборы, когда таким методом выбивают нужные кому-то результаты, в результате чего происходит насильственный захват власти под сильнейшим психологическим давлением.
– Кстати, – продолжила высказывание женщины её старшая подруга, – нынешний лидер коммунистов, как известно из его же слов, обожает Сталина как личность и одобряет методы его руководства, которые он перенял и воплотил в том сибирском городе, совершив психологически-репрессивный перелом в избирательном процессе. Взять верх над соперником нахрапом, наскоком остаётся излюбленным стилем борьбы за власть у сталинистов во все времена, что стало достойным примером для украинских националистов в захвате власти. Но почему же Центризбирком России не вмешался в ситуацию, произошедшую в сибирском городе, хотя это является его прямой обязанностью, и оставил без помощи членов городского Избиркома. Вероятно, в столице его руководители сами испугались неожиданного поворота событий.
– Вообще получается какой-то парадокс! – Вскликнула опекунша. – Чем «прозрачнее», то есть более открытыми, доступными для наблюдателей становятся выборы, тем недовольнее становятся те, кто их проигрывает, ссылаясь на якобы массовые нарушения изъявлений избирателей. Пользуясь таким утверждением, они засылают на участки неограниченное количество своих представителей, которые наводят там свои порядки, несомненно, напоминающие те, которые происходили в мрачные тридцатые годы.
В то время, когда мы медленно продвигались к гардеробу для получения верхней одежды, стараясь подстроиться под неспешную походку пожилой женщины и ограничивая скорость движения теснотой создавшейся толпы, с нами поравнялась другая пенсионерка, и, увидев сопровождаемую нами даму, вскликнула в приветствии, назвав её по имени-отчеству:
– Я поздравляла вас с днём рождения по питерскому радио в заявках для радиослушателей, но до конца песню не смогли исполнить – наступило время рекламы. Прошу извинить за это недоразумение, произошедшее по вине радиостанции.
– Не следует беспокоиться, дорогая моя! – Откликнулась престарелая дама. – Благодарю за такое большое внимание к моей скромной персоне! Что же касается упомянутого вами происшествия, то бывают и более неприятные случаи. Совсем недавно по заявкам радиослушателей объявили поздравительную песню и сразу же после этого объявления вместо песни началась передача последних известий. Вот такой казус бывает на питерском радио, на котором реклама вытесняет основной материал из эфира.
– Мой племянник любит слушать на питерском радио авторскую программу «Скорая кулинарная помощь», – продолжила тему сопровождающая дама, – разгадывая предлагаемые в ней музыкальные викторины. Практически ему всегда это удаётся, но дозванивается до студии очень редко – всё короткие гудки, а ведущий программы почему-то утверждает, что звонков нет. При этом время ответа на вопросы весьма ограничено – всего пара минут после исполнения фрагмента последней песни. По мобильнику при этом общаться нельзя – только по квартирному телефону. Приходится удивляться – как какой-то радиослушатель, по голосу чувствуется молодой человек, очень часто добивается этого, постоянно расточая благодарности ведущим.
– Уж очень нередко в последнее время эта программа передаётся в записи. – Продолжила разговор новая попутчица. – Какая же она «скорая помощь»? Поменять название тогда следовало бы или приглашали бы ещё других специалистов – профессионалов. В кулинарном искусстве недостатка их у нас не ощущается. Получается же – «застолбили» место за одним человеком.
Подойдя к гардеробу наша компания разделилась. Мне нужно было встать в очередь к другой обслуживающей работнице. Впереди стоящий мужчина обернулся ко мне и промолвил:
– Извините, я невольно подслушал Ваш разговор, когда шёл рядом. Ваши попутчицы несколько критически охарактеризовали работу питерского радио. Я не спорю, но недостатков в работе любой деятельности трудно избежать. Как говорится, ошибки не совершает тот, кто ничего не делает. Но обратили ли вы внимание на работу старших собратьев по эфиру – московского «Радио России», в частности на своеобразное ведение авторской программы, которая транслируется в прямом эфире в середине будних дней? Ведущая этой программы часто любит повторять, что она, якобы, стремится настроить слушателей на оптимизм в их нелёгкой жизни. Однако, это звучит весьма цинично, так как она приглашает в студию пессимически настроенных людей и оппозиционеров, в том числе людей, партия, в которой они состоят, десятилетия назад довела страну до крайней нищеты. Кстати, вероятно поэтому московское «Радио России» называют «рупором оппозиции». Да и у других приглашённых ведущая стремится получить худшие предположения в будущей жизни соотечественников. Она глаголит – не следует мол вспоминать те времена, когда ещё хуже жилось. Ну как же не обращать внимание на прошлое? Это значит забыть ошибки бывших руководителей и оправдать их, чтобы они или их последователи вновь встали у руля власти и совершали подобные ошибки. Откровенная насмешка над людьми, совершаемая в этой передаче, навевающей уныние даже на оптимистов.
Я прервал речь мужчины:
– Безусловно, всем средствам массовой информации, не только радио, необходимо быть более добросовестными, независимыми и компетентными в подаче или разглашении любого материала, касающегося как внутри, так и внешнеполитического и экономического положения в стране. Не секрет – в год избирательной компании наибольшей критике подвергается деятельность правящей партии. Основной поток оскорблений и угроз обрушивается именно на их лидеров. А слабая попытка защититься от нападок противников вызывает ещё более жестокую атаку. Мол зажимают демократию , осуществляют цензуру и тому подобное.
– Вот именно так и происходит. – Продолжил разговор попутчик. – Неужели они забыли как в советское время свирепствовала цензура, когда преследовали за любые не понравившиеся тогдашней политической элите высказывания. Отсылали в наказание за это на так называемый 101-й километр. Вспомнила бы гонения на Солженицына, Сахарова, Бродского и других известных людей. А ведущая упомянутой программы часто призывает слушателей повысить жизненную активность, то есть ещё более проявлять недовольство, выходя на улицы со своими требованиями – прямое подстрекательство к неповиновению, используя служебное положение. А две недели назад – 10 февраля, заканчивая свою программу, эта дама как бы между прочим призвала проявлять слушателей политическую активность. Обратите внимание – политическую. Неужели она желает, чтобы произошла «оранжевая революция» подобно украинской, с возобладанием хаоса и беспредела. Наоборот, во всём цивилизованном мире идёт борьба за установление политической стабильности, к спокойствию и порядку.
Выйдя на улицу, мы расстались с собеседником, завершив тем самым мои праздничные февральские встречи местных ветеранов. Но в середине марта я вспомнил последнюю из них – разговор с мужчиной - при трансляции той же авторской радиопрограммы, когда её ведущая в беседе с лидером независимых профсоюзов откровенно сожалела, что так давно он не выводит на улицу людей проявлять массовое недовольство.
Возвращаясь по времени в последний день марта, покидая здание местной администрации муниципального округа, я тем не менее был вполне уверен, что мы преодолеем все трудности, препятствующие нашей благополучной жизни, без возникновения серьёзных внутригражданских конфликтов, благодаря таким людям – неравнодушным, небезразличным к событиям, происходящим в мире, в стране, в их микрорайоне, ко всему окружающему. Неуспокоенность таких здравомыслящих соотечественников тому гарантия.

Апрель 2016 года


Рецензии