В. Свенцицкий и Православие

            В.П.Свенцицкий – священник, богослов, писатель…

                «Православная жизнь» - июль/август 2015 года


          В этом году исполняется сто лет со дня издания известной книги Валентина Павловича Свенцицкого «Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор» (1915), посвященной описанию поездки автора по абхазскому пространству (Сухуми и его окрестности, Драндский монастырь и т.д.). А юбилей – прекрасный повод вспомнить о писателе и его произведении. В.П.Свенцицкий – известный священнослужитель Российской Православной Церкви, несколько лет являвшийся настоятелем московского храма святителя Николая Чудотворца на Ильинке, также известный как яркий проповедник, богослов, публицист, драматург и прозаик.
          Валентин Павлович Свенцицкий родился в Казани 30 ноября 1881 года. Он учился на историко-филологическом факультете Московского университета (1903-1907). Именно в эти годы сформировалось мировоззрение В.П.Свенцицкого, в котором важнейшую роль играли христианство, философские идеи Соловьева, Достоевского и Канта. Свенцицкий стал активно общаться со многими религиозными философами: Эрном, Ельчаниновым, Флоренским, Булгаковым, Е.Трубецким... Он принимал  активное участие в деятельности нескольких религиозно-философских обществ, был критиком социализма и ницшеанства, толстовства и неохристианства, мистицизма и сектанства. Как философ и богослов, В.П.Свенцицкий развивал идеи славянофилов. Есть мнение, что его религиозно-философские труды оказали влияние на философию Н.А.Бердяева и И.А.Ильина.  Свенцицкий является автором книги «Тайное поучение» - практического руководства по овладению практикой Иисусовой молитвы, но его главной книгой считаются «Диалоги»,  построенные как беседа духовника и вопрошающего его интеллигента. Также известен сборник проповедей и поучений В.П.Свенцицкого «Монастырь в миру». Это тексты, записанные духовными детьми священника (в том числе – матерью И.А.Ильина) и распространявшиеся в самиздате. В 1995-96 гг. этот сборник был издан в Москве в виде двухтомника. Сейчас в издательстве Новоспасского монастыря выходит собрание сочинений Свенцицкого.
         В.П.Свенцицкий активно  занимался художественным творчеством: создавал романы и рассказы, философские трагедии и бытовые драмы… В его текстах преобладает христианская тематика: борьба человека с искушениями, размышления о духовном смысле человеческой жизни… В книге «Второе распятие Христа (Фантазия)» Христос, явившийся в современную Москву, арестован и судим за пасхальную проповедь, а затем распят обезумевшей толпой. А роман-исповедь «Антихрист (Записки странного человека)» повествует о духовном падении человека эпохи Серебряного века. В.П.Свенцицкий нередко странствовал по России (от Выборга до Иркутска) и описывал свои впечатления в различных циклах газетных очерков.
         9 сентября 1917 года В.П.Свенцицкий, по благословению своего духовного отца Анатолия Оптинского, был рукоположен во священника епископом Нарвским Геннадием (Туберозовым). Вскоре он стал проповедником Добровольческой армии. С осени 1920 года В.П.Свенцицкий  служил и проповедовал в московских храмах, являлся сподвижником Патриарха Тихона, которого считал совестью Церкви.  Свенцицкого несколько раз арестовывали, выслали в Таджикистан, где он участвовал в хиротонии Луки Войно-Ясенецкого. После возвращения в Москву В.П.Свенцицкий продолжил свою деятельность: впереди его ожидали новый арест и ссылка. Свенцицкий совершил несколько жизненных ошибок, в которых впоследствии искренне каялся: в юности иногда увлекался идеями обновленчества, имел внебрачных дочерей, в советское время нарушил церковное единство, будучи против тесного сотрудничества Церкви с советской властью…
        В.П.Свенцицкий умер 20 октября 1931 года в г. Канске Восточно-Сибирского края. Родные получили разрешение перевезти его тело в Москву. 9 ноября, на отпевании при огромном стечении народа, оно было обнаружено нетленным. Могила В.П.Свенцицкого находится на московском Введенском (Немецком) кладбище.
       Представление о личности Свенцицкого отчасти можно составить через его книги. Например, через посредничество  книги «Граждане неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор».  Автор пишет: ««Пустынники» рисовались мне мрачными, замкнутыми, неприветливыми. Да, кроме того, было жутко как-то от мысли, что увидишь перед собой людей, если не святых, то во всяком случае вступивших на путь святости. И первое, что поразило — это их простота. (…) Почувствовалось, что и ты с ними можешь быть простым и искренним, как ни с кем». Один из героев книги, о.Иван, рассуждает:  «Мы монастырь не осуждаем, без монастыря, без послушания нельзя. С этого всякий пустынник начинать должен. Но у иных душа лежит к безмолвию, тем и надлежит уходить в пустынь. Особенно горы на душу хорошо действуют — возвышающе. Усматриваешь в них некое таинство… Мы на пустынь не так смотрим, что это выше монастыря, а так, что каждому свой путь: иному монастырь, иному мир, иному пустынножительство»…
         Другому персонажу книги, о.Никифору, принадлежат интересные рассуждения о посте: «Мы не можем слишком сильно поститься. Господь от человека требует не голода, а подвига. Подвиг — это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное по благодати. (…) Я пробовал сильно поститься. И вижу, что не могу. Истощаюсь — нет сил молиться, как надо. Однажды так ослаб от поста, встать правила прочесть не могу. Господи, думаю, пощади создание Свое. И слышу в сердце: не вставай — лежи, пока поправишься. Так Богу угодно»…
        Современная жизнь оценивается Свенцицким как греховная и требующая огромных духовных усилий для верующего. Например, один из героев книги (о.Исаакий) рассуждает: «В миру все ослабло, все в расстройстве, все души в упадке, ни веры, ни подвига — и монастырь в упадке. (…) Над миром можно подняться только на известную высоту. Если мир низок, то и подняться над ним люди высоко не могут. Монахи дети этого же мира, со всеми его слабостями и грехами…(…) Почему мы, например, не способны на такие подвиги, как древние пустынники? Несколько раз хотел я применить к своей жизни их устав: так же поститься, как они, так же молиться… Нет! Вижу, что для нас это совершенно невозможно». Но Господь не оставит искренне верующего человека: «Но в самую трудную минуту посылает Господь такую радость, что разом все она озарит в душе! И целая полоса жизни — и прошлая, и будущая — надолго вперед наполняется духом живым. Такая радость не от житейских удач бывает — ее Господь посылает по благодати».


Рецензии
Спасибо, любопытно! Интересная личность! О Свенцицком раньше ничего не слышал!

Инкогнито Из Урюпинска   16.08.2016 17:24     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Инкогнито! Сам удивляюсь, насколько много ярких, но малоизвестных личностей связаны с историей Православия.

Марков Геннадий   16.08.2016 17:45   Заявить о нарушении