Рождение российского бизнеса

     Угадайте, как называется главная улица в селе Кын. Центральная? Или Советская? Нет?! Тогда, может быть, Ленина? Да нет же! Кооперативная!

     На улице Кооперативной сохранился небольшой красивый дом середины XIX века, с мезонином и фигурными коваными водосточными трубами.  У въезда на мост через реку Кын в центре села стоит здание одной из первых, хозяйственных лавок Кыновского потребительского общества.

     Мало кто поверит, что первая коммерческая фирма в России появилась в далёком 1864 году, да не "в столицах", Москве или "Сам-Питербурхе". Это произошло в скромном заводском селе Кын, "где-то в перифериях" Пермского края, на Чусовой. Так вот, Кын – родина российского бизнеса!

     *** ВОЛНЫ СВОБОДЫ ***

     19 февраля 1861 года император Александр II в Михайловском манеже лично зачитал подписанный Манифест "О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей".
    У простых людей кружилась голова от счастья. И весной 1862 года уже свободные заводчане не стали следить за графскими плотинами. Свобода же! Волны Кына разом смели все четыре плотины вместе с цехами...

     Наводнение вынуждало Сергея Григорьевича Строганова вновь отстраивать плотины и завод. Военные и казённые заказы уже не обеспечивали прибыль, а рудники начали истощаться. Требовались не только деньги (и немалые!), а главное – нужна была Идея, как избежать закрытия завода и сделать его прибыльным предприятием. Граф Строганов устроил "мозговой штурм".
     Идея пришла… от бывшего крепостного и от учителя!

     *** ЛИЧНЫЙ ПОЧЁТНЫЙ ГРАЖДАНИН, ЛЕСОВОД, ЛИНГВИСТ, ЭТНОГРАФ ***

     Управляющий округом Строгановых тогда был Николай Абрамович Рогов. Лесовод, выдающийся уральский лингвист и этнограф, он родился в 1825 году в семье крепостных села Средне-Ёгвинского Соликамского уезда Пермской губернии.

     В 1846 году Рогов окончил Санкт-Петербургскую школу сельского хозяйства и горнозаводских наук, основанную графиней С. В. Строгановой. В 1859 годах был лесничим Кыновского округа. Николай Абрамович проявил себя и как деловой организатор и как народный просветитель. При его участии в Кыновском округе были открыты мужская и женская начальные школы, библиотека, действовал любительский Театр.

     Строгановы ценили "самородков" из народа. В 1860 году Рогов становится "личным почётным гражданином" и управляющим Кыновским округом Строгановых. Впоследствии Н.А. Рогов являлся членом Главного управления Пермского нераздельного имения Строгановых в селе Ильинском.

     Рогов изучал этнографию коми-пермяков, дал описание их труда и быта, правового и материального положения, уровня благосостояния. Он опубликовал свыше 50 работ, посвященных вопросам развития Пермского края. В 1860 году в Петербурге были изданы букварь и грамматика пермяцкого языка. Николай Абрамович оставил нам свой главный научный труд – уникальный "Пермяцко-русский и русско-пермяцкий словарь", который насчитывает около 13 тысяч слов, собранных автором в течение 1849 - 1868 годов. Словарь получил премию Императорской Академии наук. Скончался выдающийся сын России 5 августа 1905 года в Перми.

     Итак, Рогов вместе с братом Александром предлагает Строганову ориентировать завод на выпуск и продажу дефицитных товаров народного потребления. Для развития торговли решено было создать Потребительское общество и вложить паи в общее дело.
     Так, в ноябре 1864 года в Кыну был создан первый в России кооператив.

     Начали с того, что первым пайщикам продавали продукцию завода по значительно меньшим ценам, чем у частных торговцев. Неспроста в заводе в том же году осваивают художественное чугунное литьё. С точки зрения торговли проку от железных и чугунных чушек мало – нужны формы для выпечки и пепельницы,  ажурные вазы и кубки!

     Отрабатывалась технология проката, получения кровельного железа. Где ж ещё мужику купить железо на кровлю, подковы лошадям, новый топор, пилу, косу и прочий "струмент" с гвоздями – как не у себя в заводе!
     А бабе своей - не забыть купить новый утюг и вазу! А заодно и фирменный чай из Китая, бакалея, посуда там всякая (стеклянная тож!), да хоть всамделишный фотографический аппарат захоти – всё в лучшем виде обеспечим!
     Частные торговцы цены заламывают – а мы тебе в кооперативе гораздо дешевле продадим!

Это сейчас называется:
А) Конверсия производства;
Б) Найти канал сбыта, нишу для бизнеса:
В) Конкурировать в цене за счёт меньшей себестоимости и оптовых закупочных цен.
     Всего-то.

     Другие служащие завода поддержали идею Роговых. Члены общества избрали комиссионера, доверенное лицо. Он отвечал за сохранность товара при заключении сделок своим личным имуществом. То же соглашение обязывало его торговать ежедневно. Товары закупались в Перми, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Москве, Тюмени, Кунгуре…

     На первых порах помещений как таковых не было, товары продавали членам кооператива в заводских цехах и прямо в заводской конторе. Но для расширения торговли до "общественной" (розничной) требовался серьёзный расчёт, тут без экономиста было не обойтись.

     *** ЭКОНОМИСТ, ЖУРНАЛИСТ, КРАЕВЕД ***

     В 1867 году в Кыновский завод приезжает молодой учитель - Воеводин Леонтий Евдокимович. Будущий уральский краевед, экономист и журналист родился в 1845 году в Билимбаевском заводе Строгановых Пермской губернии. Леонтий Воеводин до 1862 года учился в Пермском уездном училище и до 1874 года в Кыновском 2-х классном училище учил детей.

     Он был знаком и с тонкостями бухгалтерской науки, работал бухгалтером. В 1890 году Л.Е. Воеводин поселяется в Перми, преподаёт бухгалтерию в Торговой школе. Он становится активным участником общественной и культурной жизни Прикамья. По его инициативе в Перми открыт политехникум. С 1899 года Леонтий Евдокимович участвует в пермской комиссии УОЛЕ – легендарного Уральского Общества Любителей Естествознания, много лет он отдаёт работе в Пермской Учёной Архивной комиссии, в том числе занимается описанием памятников, сбором песен и легенд Пермской губернии. В Свердловском областном краеведческом музее хранится личный фонд Л. Е. Воеводина.

     Итак, молодой учитель Леонтий Воеводин, к тому же – бухгалтер заводской конторы, вместе с братьями Роговыми сделали расчёты для открытия "общественной" торговли. Для закупа товаров потребовались денежные средства, которые кооператив попросил в кредит у графа Строганова. Сергей Григорьевич велел выдать шесть тысяч рублей (!).

     При этом в Уставе Общества записали, что председателем правления может быть только представитель заводской администрации ("контрольный пакет акций"). На первых порах размер пая составлял 10 рублей, позже – 25 рублей, тогда это были приличные деньги!

     В кооператив вместе с графом Строгановым вступили двадцать два человека из рабочих и служащих Кыновского завода и вот - в 1867 году в селе Кын была открыта первая кооперативная "общественная" лавка.

     Торговый оборот за первый операционный год  (1867/1868 гг.) составил 11 тысяч рублей. Успех Общества привлёк в его ряды новых пайщиков, включая простых рабочих завода.
     Вглядываюсь в старинные фотографии первых акционеров, участников Общества. Лица молодых сосредоточенных людей, собравшихся плечом к плесу. Будто перед отплытием в кругосветку.

     *** ТО ВЗЛЁТ, ТО ПОСАДКА… ***

     11 сентября 1870 года зарегистрирован в окончательном виде Устав Кыновского потребительского общества. Торговлю решили разделить по видам: в первой лавке оставили торговлю мануфактурой, отдельно открыли бакалейную лавку.
По российской традиции хороший доход приносили питейные заведения. В 1873 году и такое заведение открывается в Потребительском обществе.

     В 1877 году кооператив оказался под угрозой - сгорела центральная лавка со значительным количеством товара. Убыток составил 13 тысяч рублей! Кыновским торговцам кооператив мешал получать выгоду от торговли по высоким ценам, как бельмо в глазу был.

     Поджогами (ещё одна деревенская "традиция") дело не ограничилось. Кыновские купцы написали "куда надо" навет на Л.Е. Воеводина, которым он "сделал конкуренцию". Пайщикам пришлось вносить дополнительные взносы, кооператив выстоял!

     К 1892 году в кооперативе с годовым оборотом 40 тысяч рублей состояло 112 пайщиков. К 1902 году, через 10 лет, пайщиков было уже 520, а годовой оборот был более 222 тысяч рублей. Многие рабочие стремились вступить в кооператив – ведь пайщики могли покупать товары в кредит в зависимости от размера пая, а по итогам операционного года получали дивиденды соответственно размеру паевых.

     Кроме того, пайщики по-прежнему могли покупать товары кооператива по значительно меньшей цене, чем у частных торговцев. С 1897-го по 1899-ый год были открыты ещё три лавки, а примеру кыновлян последовали жители Очера, Пожвы, Усолья, Кувы...

     Вот что значит, когда на предприятии есть не только "эффективный собственник", но и "могучая кучка" с  профессиональным управляющим, технологом и грамотным экономистом!
После знакомства с династией Строгановых понимаешь – успех был закономерным.

     *** КОНЕЦ КЫНОВСКОЙ КООПЕРАЦИИ ***

     Кыновское Общество потребителей просуществовало вплоть до конца Советского Союза, (до 90-х годов XX века в составе Чусовского сельпо). Остался только дом хозяйственной лавки Кыновского кооператива с небольшой мемориальной табличкой: "Здесь в ноябре 1864г. была организована первая кооперативная лавка в России Кыновского Потребительского Общества".

     По данным А.Иванова, раньше на здании висела табличка с надписью рельефными буквами: "Первому организатору кооперативного движения в России Кыновскому обществу потребителей в день 70-летнего юбилея (1864–1934 гг.). Горком ВКП(б). Президиум горсовета. Президиум горпрофсовета". Сняли, "не модно".

     Память о рождении первой российской коммерческой фирмы в Кыну бережно хранит Кыновский музей, представляя искусную экспозицию лавки Кыновского общества потребителей.
     Представлена "продукция для народа" Кыновского чугунолитейного и железоделательного завода. Интересно посмотреть и на "диковинные" покупные товары – керосиновую лампу, патефон, фотографический аппарат, стеклянную посуду, красивую жестяную коробку с халвой.

     Рядом - фирменная коробка с чаем, на которой выпукло изображён караван верблюдов на Шёлковом пути. Надпись от пермского чайного короля М.И. Грибушина гласит:
"Собственнаго приобретения в Китае
Ароматичный отборный чай
Главная контора в Кунгуре".
     Правда, злободневно?

     *** ПОСЛЕСЛОВИЕ ***

     История Кыновского завода и Потребительского общества - вот какой рецепт оставили Отечеству Строгановы на тему "Как нам обустроить Россию"!
Бывшие крепостные не смирились с закрытием завода и сообща с графом Строгановым превратили убыточный завод "моногородка" в преуспевающий кооператив, и сами превратились в акционеров, хозяев своей судьбы. А ведь после отмены крепостного права прошло всего-то несколько лет…

     Возродится ли когда-либо ещё в Кыну кооперация?
Михаил Красных в газете "Грамота" №6 (11) от 25 июня 2008 года пишет:
     "По мнению руководства Пермского крайпотребсоюза возрождать по инициативе сверху потребительскую кооперацию там, где она приказала долго жить, вряд ли имеет смысл.
     Но что мешает самим жителям этих районов организоваться в потребительские общества? Как это в далёком XIX столетии сделали их предки, недовольные ценовым засильем местных и заезжих купцов. И тогда, быть может, в старом здании Кыновского сельпо откроется уже не кооперативная лавка, а музей.
Музей потребительской кооперации России!"
На этом и закончу рассказ.

©Михаил Латышев

Источники для написания статьи:
- Материалы Кыновского музея
- Кын-Завод. Автор: Ирина Пашнина //"Уральский следопыт", № 10, 2006 г.
- Книга "Мessage: Чусовая" А.В.Иванов, 2007 г.
- Источник: Пермский край. Энциклопедия:
О Воеводине. Автор: Шумилов Е.Н.//enc.permculture.ru
О Рогове. Автор: Черных А. В., Голева Т. Г. //enc.permculture.ru


Рецензии
Нельзя, а может быть можно но трудно, дважды войти в одну реку. Слишком разные времена.

Артем Кресин   16.08.2021 15:29     Заявить о нарушении