О памятнике нерукотворном и Пушкине как символе Ру

Вы попадали, когда-нибудь в смерч? Я - да! Как-то в приднестровской степи, возле синего моря, пришлось мне с семьёй спасаться в утлой палатке от разбушевавшейся бури. Ураганный ветер, дождь, град… Всё прошло мимо – в метре от нашего утлого жилища. Видимо, так угодно было Богу, дать нам шанс - жить дальше, а не стереть наши следы грозным дуновением Борея. Тогда подумалось, как коротка жизнь и мала возможность для человека запомниться делами своими.

Действительно, история складывается из жизней миллиардов землян, а в исторической памяти из них остаются лишь единицы. Да и среди них оказываются те, которых потомки стремятся поскорее забыть. Не всегда это происходит заслуженно. Суд истории порой, тесно увязывается с политической конъюнктурой. На многострадальной Украине выкорчёвывают память о Ленине, советском прошлом, а заодно обо всём, что может помешать «свидомому» правительству изменять сознание майданного поколения. Жутко гулять сейчас по улицам моего города: разрушенные памятники, проклинающие надписи на стенах зданий… Сколько зла и ненависти кругом!


Вот и до Александра Сергеевича добрались – краской измазали пьедестал. А он смотрит поверх наших голов, словно не замечая этого безобразия. Потому что ему, Пушкину, эти расшалившиеся вандалы ни по чём. Он – вечен! Помните?: «Я памятник  себе воздвиг нерукотворный…» Мне прежде не удавалось настолько глубоко прочувствовать эту мысль гения. А вот пришло время, и я увидел разницу между навязанными и духовно обретёнными героями. Первых снесли, не задумываясь и не испугавшись возмездия со стороны наследников «строителей коммунизма». А вторых толпы разъярённых манкуртов обошли стороной. Да измазали, оплевали, но не посмели свергнуть.  Испугались? Но ведь у них в руках- всё: закон и ими провозглашённый порядок. Может  в этих символах прошлого есть нечто такое, что не позволяет хамам бессовестно менять настоящее?

Эти памятники по сути своей нерукотворны. Сначала они воплотились в сознании людей, а затем заняли места на пьедесталах. В них, в памятниках, заключён дух народа, печать его генетического кода. Пушкин, Гоголь, Толстой, герои отечественных войн – все они, сегодня, находятся на передовой в борьбе за русское сознание. И не дай Бог, никому разрушить эти монументы! Возмездие будет неотвратимым для потомков Герострата.

Интересно, что история памятника Пушкину в Екатеринославе- Днепропетровске является яркой иллюстрацией сделанного мной вывода.

Идея памятника возникла не случайно. В дни 100 летия поэта граждане Екатеринослава решили увековечить память  его пребывания в городе.

В наших краях Александр Сергеевич оказался по совокупности грехов своих. Написал немало вольнодумных стихов, проигрался в карты, отметился на дуэлях и поехал изгнанником в канцелярию генерала И.Н.Инзова, которая ведала делами обустройства Новороссии.

Интересно! Существует мнение, что Иван Никитич Инзов был незаконным сыном Екатерины II. К князю Ю. Н. Трубецкому, жившему в своём имении в Пензенской губернии, приехал  его старый друг — граф Я. А. Брюс и привёз с собой маленького мальчика. Граф горячо и настойчиво просил князя оставить ребёнка у себя и дать ему самое лучшее образование и воспитание, не беспокоясь о затратах. Дальнейшая участь мальчика князя не должна волновать, так как она заранее обеспечена. Я. А. Брюс не рассказал, кто этот ребёнок, объяснив, что сможет раскрыть тайну только перед смертью. Граф вскоре скончался, князь Трубецкой так и не узнал ничего о происхождении мальчика, которого, выполняя просьбу старого друга, он воспитывал вместе со своими детьми. Дальнейшая судьба воспитанника Ю.Н. Трубецкого не оставила сомнений в том, что у него были высокие покровители. Он сделал прекрасную военную карьеру и был утверждён руководителем Попечительского совета по колонизации Юга России.

И.Н.Инзов ласково принял опального молодого чиновника, по-отечески велел отдыхать и осваиваться. Радушный приём со стороны начальника не мог сгладить тягостного настроения поэта от окружавшей жизни.


Екатеринослав, хотя и числился губернским центром, был городок захудалый и
грязный. Один из современников писал о Екатеринославском окружении Пушкина: «Общество в Екатеринославе, за исключением 2-3 человек, было очень невежественное… способ их жизни гультипацкий: карты, обжорство, пьянство, праздный треп и сплетни занимали все их свободное время… все они были никудышные люди».


Для аристократа Пушкина общение с местным бомондом стало невыносимым, и он поселился в предместье Екатеринослава- Мандрыковке. Правда, его и там иногда доставали местные повесы.


Как-то, кляня овраги, грязь и неудобья, к поэту пожаловали учитель городской духовной семинарии Понятовский и помещик Клевцов. Войдя в убогое жилище отшельника, они сбивчиво поведали о радости «видеть великого поэта». Избалованный столичным вниманием Пушкин не особо хотел общаться с провинциальными простаками. Поэтому и встретил Пушкин посетителей холодно и неприветливо: «Увидели? А теперь чешите отсюда!», — отрезал поэт. Обиженные молодые люди ещё долго рассказывали байки о том, как их обматерил «светила русской поэзии». Было им невдомёк, что в этот момент мысли гения витали в облаках Парнаса.

История побега двух заключённых из местного тюремного замка, их переправа вплавь через Днепр – вдохновила Пушкина на историю в духе Шиллера. Он пишет поэму "Братья-разбойники", но впоследствии сжигает её (мода на употребление шедевров для растопки каминов оказалась заразительной для русской литературы).

До нас дошли отдельные части поэмы, а в них - отголоски мыслей поэта. "Цепями общими гремим..." - говорит он, и его слова обретают пророчески-философский оттенок в преддверии событий 1825 года.

Еще до приезда в Екатеринослав, Пушкин договорился с генералом Николаем Николаевичем Раевским о том, что тот заедет за ним и они вместе отправятся путешествовать на Юг. Благодушие и либерализм генерала Инзова этим планам не угрожали. Но поэта чуть было не подвела юношеская горячность.

Катаясь на лодке по Днепру, Пушкин выкупался в холодной воде и слег с горячкой.
Когда через неделю за ним приехал Раевский с семьёй, то нашёл его в "жидовской хате, в бреду, без лекаря, за кружкою оледенелого лимонада". Впрочем, это была единственная туча в те дни на его небосклоне. Опека Раевских и помощь местного доктора помогли молодому человеку быстро оправиться от болезни и покинуть скучный городишко.

Эпизод из жизни Александра Сергеевича оставил неизгладимый след в хронике Екатеринослава. И пусть его краткое пребывание в городе не нашло отражения в ямбах и хореях творческого наследия - все равно это был момент соприкосновения с чудом, факт причастности местных жителей к мировому культурному наследию. Поэтому, когда вся страна в 1899 г. отмечала юбилей со дня рождения поэта, городская общественность собрала деньги на установку памятника.

14 октября 1901 года на Военной улице, в торжественной обстановке памятник А.С.Пушкину был открыт. На гранитном постаменте, сооруженном по проекту архитектора Г.И.Панафутина, был установлен чугунный бюст работы академика И.Я.Гинзбурга - ученика выдающегося скульптора М.М.Антокольского. На постаменте мы можем увидеть надпись: "Пушкину 1901" и строки из стихотворения: "И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал". Поскольку скульптор Илья Гинзбург был по национальности евреем, он добавил шестиконечную звезду Давида в оформление пьедестала.

Ни революция, ни гражданская война не смогли сместить Пушкина с пьедестала. Даже нигилистам - большевикам пришлось осознать, что Александр Сергеевич –это наше всё.

Угроза памятнику явилась вместе с фашистской оккупацией. Для немецких захватчиков Пушкин оказался врагом, поскольку всемирная слава поэта разрушала нацистские мифы о культурной отсталости славян. Гений Пушкина мешал порабощать местное население. Ненависть оккупантов воплотилась в диком поступке немецкого офицера, который вслед за Дантесом объявил Пушкину дуэль и дважды выстрелил в бюст из пистолета.

Интересно! По мнению некоторых очевидцев, причиной расстрела Пушкина стала юдофобия нациста. Якобы, под бюстом находился каменный полукруг, на котором скульптором- евреем была выбита шестиконечная звезда Давида. В своё время это не смутило царских чиновников, но для не толерантных европейцев стало неприемлемым. Немецкий офицер, стреляя в бюст русского аристократа думал, что убивает еврея.

Вскоре, вслед за громким инцидентом, бронзовый памятник европейские варвары попытались отправить на переплавку (доходы от сдачи металлолома и тогда интересовали фашистов), однако рабочие трамвайного депо спрятали Пушкина в надежное место.

Долгое время памятник Пушкину в Днепропетровске носил следы вражеских пуль. Было в этом нечто символическое и назидательное. Застреленный европейцами поэт и в 1837 и в 1941 году стал символом пренебрежительного и даже враждебного отношения Запада к русской цивилизации.

После развала СССР и создания независимой Украины существование вещественных доказательств военных преступлений Германии стало неудобным. «Прорусский» президент Кучма распорядился реставрировать памятник и уничтожить следы фашистского расстрела. Вот тогда бы возмутиться российскому послу, ноту заявить... Ведь во всём мире такие вещи не прощают. Я как-то смотрел репортаж первого канала, снятый в одном из южных штатов США. Там музей создали в память о военных преступлениях северян в период Гражданской войны. Здание музея - ветхий дом со следами пуль от дробовиков и берегут эти следы как зеницу ока и рассказывают детям о страданиях дедов. Мы же соглашаемся, что война давно была и память о ней нужно адаптировать к сегодняшней толерантности. Пропил, тогда российский посол нашу память, интересы страны и свою совесть. С Кучмой пропил...

Ходили слухи, что памятник могут демонтировать, но лёгкое недовольство, всколыхнувшее русский город заставило националистов забыть об этих мечтах.

Пушкина вернули на место, где он до сих пор свысока взирает на горожан и как бы говорит: «покуда я здесь – вы русские!»

Стоят наши Александр Сергеевичи на постаментах и в других украинских городах, как солдаты на посту. И покуда они там находятся- живет в этих краях русский дух и русский мир.


Рецензии