Разговор с поэтом о поэзии

О сегодняшнем дне ярославской поэзии мы беседуем с поэтом, членом Союза российских писателей, руководителем литературного объединения «Третья пятница» Любовью Новиковой

– Любовь Николаевна, если вспомнить имена Ивана Сурикова, Леонида Трефолева, Николая Некрасова, Марии Петровых, то ярославские поэты оставили достойный след в русской литературе. Кто из поэтов советского периода, на ваш взгляд, продолжил бы этот список?

– Приведенные имена столь высоки, что мне трудно поставить с ними в один ряд кого-то из поэтов советского периода. Увы, всероссийское звучание получили разве что Лев Ошанин, Алексей Сурков, да и то как поэты-песенники. Но имена Николая Якушева, Павла Голосова, Евгения Савинова, на мой взгляд, земли Ярославской не посрамили.

– Может быть, кто-то из ярославских поэтов сегодня незаслуженно забыт?

– Судьбы многих русских поэтов отличаются тем, что они приходили к читателю и открывались в полной своей глубине спустя многие годы. Достаточно вспомнить Тютчева, который находился среди поэтов второго ряда около ста лет. Лишь в последние десятилетия его имя стали упоминать рядом с именем Пушкина. Поэтому то, что сейчас кажется нам забытым, возможно, просто ждет своего времени. Задача наша заключается в том, чтобы издать стихи тех поэтов, которые имели звучание и при их жизни. А потомки разберутся кто есть кто. В этой связи стоит вспомнить Артура Вороненко, у которого при жизни вышло, кажется, всего две книжечки. Но при нынешней издательской политике издание книг – вопрос не праздный, а весьма затратный.

– А что можно сказать о новых поэтических именах на нашем поэтическом небосклоне? Сергей Баталов, Анастасия Орлова, Иван Коновалов, Тимур Бикбулатов…

– На мой взгляд, это пока не имена, а лишь фамилии. Увы, ярких звездочек на ярославском поэтическом небосклоне я нынче не вижу. Анастасия Орлова как детский поэт в какой-то степени состоялась, но она больше известна в столице, нежели в Ярославле. Последняя подборка стихов Ивана Коновалова в журнале «Юность» (N7, 2015) заслуживает внимания. Но, по словам самого автора, там представлены его ранние стихи, от которых он сегодня ушел. Куда он ушел и что там найдет – покажет время. Сергей Баталов начинал интересно, но прошло время, а в поэтическом росте он не прибавил. О Тимуре Бикбулатове, как молодом и начинающем, говорить, я думаю, не имеет смысла. Человек достиг уже того возраста, когда надо либо что-то значить, либо довольствоваться тем, что есть. Пишущих стихи в Ярославле нынче более чем достаточно, но я пока не вижу среди них поэта. Буду очень рада ошибиться.

– Восемнадцать лет вы являетесь руководителем литературного объединения «Третья пятница». Расскажите о нем подробнее.

– «Третья пятница» появилась на поэтическом горизонте в тот период времени, когда в Ярославле о литературных объединениях было забыто. Волна демократических реформ смыла их как не приносящих никакого материального дохода государству. Костяк «Третьей пятницы» сформировался уже в первый год существования и дал рост только благодаря тому, что газеты «Золотое кольцо» и «Городские новости» гостеприимно предоставили нам свои страницы для публикации стихов. Ведь для роста, особенно на начальном этапе, момент звучания является основополагающим.
Работу ЛитО я построила по типу творческой мастерской, школу которой я усвоила в Литературном институте. Школа жесткая, школа безжалостных разборов едва ли не каждой стихотворной строки. Школу эту выдерживали не все, а лишь те, кто пришел в поэзию не за дешевой славой, а за тем, чтобы попытаться проникнуть в тайну мастерства, кто не довольствовался тем, что он может, а стремился к самосовершенствованию.
За годы своего существования «Третья пятница» выпустила 8 коллективных сборников, последний из которых «Осенние пределы», вышедший в конце минувшего года, получил диплом литературной премии для молодых писателей Ярославской области «Ярославская строка» в номинации «Сборник». Конечно, сборников могло быть и больше, но издавать их приходится за собственный счет. Литература нынче держится в основном на энтузиазме подвижников.
Поскольку, как известно, гении косяками не ходят, то два профессиональных поэта и один прозаик – не плохие показатели работы «Третьей пятницы». Сейчас готовим в профессионалы еще одного поэта. Думаю, не ошибусь, если скажу, что в «Третьей пятнице» долго ли, коротко ли, но побывала вся числящая себя нынче в поэтах молодежь.

– Сегодня в Ярославле можно насчитать несколько литературных объединений, студий, клубов («Третья пятница», «Волжане»,  «Жемчужина», «Бродячая @», «Парабола», «Свет», «Тысячелетие»), и начинающие авторы, не зная куда примкнуть, ходят по кругу. С чем это связано?

– Думаю, это связано с тем, что в основном пишущая молодежь ищет легких путей в поэзии, места, где гладят по шерсти. Я сама была, кажется, во всех вышеперечисленных культурных образованиях, потому могу уверенно сказать, что за исключением «Третьей пятницы» и «Параболы» – это не более чем клубы по интересам. Любому мастерству надо учиться у мастеров. А во главе этих клубов стоят люди, либо сами только пробующие писать, либо вообще ничего не смыслящие в поэзии. По поводу начинающих, которые ходят по кругу, можно сказать: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Если человек действительно хочет чему-то научиться, то он пойдет к мастерам и не побоится ходить в подмастерьях, чтобы овладеть тем или иным искусством.
Эту школу я прошла сама, занимаясь в свое время в двух литобъединениях. Чтобы не ходить кругами, надо определиться: зачем ты пришел в поэзию? Если помелькать, привлечь к себе сиюминутное внимание, тогда – в клуб по интересам. Если же тебе, говоря словами Пастернака, «во всем… хочется дойти до крайней сути», то – в мастерскую. Там не так весело, там тебе могут наговорить много нелицеприятного, там тебя могут заставить переделывать одну строку, и ты будешь переделывать ее и неделю, и две, копаясь в собственной душе в поисках единственно нужного слова. («Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды», – цитата из Маяковского.) И какой же радостью наполняется душа мастера, когда он видит, как его ученик раз от раза становится все требовательнее, все строже к себе. И в результате на полки книжных магазинов ляжет не малограмотный ширпотреб, портящий вкус читателя, а полноценная книга.

– А может, молодому ярославскому поэту вовсе не надо ходить ни по каким литературным объединениям, а просто читать Пушкина, Лермонтова, Есенина, Рубцова – и писать так, как получается?

– Надо! Хотя бы потому, что и Пушкин, прежде чем стать Пушкиным, посещал «Зеленую лампу». И Есенин, приехав в столицу, не побежал предлагать свои стихи в те или иные издания. Он пошел к Блоку с мыслью: «Как он скажет, так и будет».
Общение с себе подобными – вот главное условие роста любого творческого человека. «Как получается» – это не критерий оценки. Любого мастера делает мастером недовольство собой. Пока творческий человек будет недоволен собой, он будет стремиться к росту. А недовольство собой как раз и подогревается общением, где тебя не только похвалят, но и по загривку надают. Сам себе вряд ли надаешь по загривку.
Ко мне приходило немало ребят, которые читали и Пушкина, и Есенина, и Рубцова, однако стихи их оставляли желать лучшего. Увы, великие не могут научить, они могут только дать общий уровень культуры.

– Как вы относитесь к поэзии в Интернете?

– Никак. Я считаю, что начинающим поэтам Интернет сослужил плохую службу, а иных так просто погубил на корню. Интернет – это доска показателей, он не занимается учебным процессом. Молодежь кинулась туда именно за дешевой славой.
Многим оказалось вполне достаточно того, что на страничку, где размещены их стихи, заходит имярек и оставляет либо какой-то поощрительный возглас, либо просто отмечается «лайком». (Слово-то какое – «лайк»! На лай похоже.)
Вряд ли подобные реакции будут способствовать творческому росту. Когда интернет-страницы создают уже признанные поэты, то это дело их вкуса. Хорошо известный в мировой паутине ярославский поэт Александр Беляков не ограничивается лишь интернет-популярностью, он публикует свои стихи, как нынче говорят, и на бумажных носителях, т. е. издает стихотворные сборники.

– Казалось бы, по большому счету ярославским поэтам грех обижаться на отсутствие внимания. В регионе проводится ежегодный Всероссийский праздник Некрасовской поэзии в музее-усадьбе «Карабиха», стали традиционными Всероссийский поэтический конкурс памяти Константина Васильева, областной детский литературный конкурс «Вдохновение». Помимо отделений Союза российских писателей и Союза писателей России появился Российский союз писателей, Ярославский центр регионального литературоведения, Союз поэтов Ярославля, проходят встречи с читателями, поэтические марафоны, поэтические дуэли, но чего-то все же не хватает. Чего?

– Я бы поправила: не «чего», а «кого». Поэтов не хватает. Как-то в разговоре главный редактор журнала «Юность» Валерий Дударев на мой вопрос, велика ли нынче поэтическая почта журнала, ответил: «Очень велика. А печатать нечего». То есть пишущих много, а поэтов – нет, нет личностей, которые бы притягивали к себе, создавали поэтическую ауру.
В Ярославле удивительно разрозненная поэтическая тусовка. В пору моей молодости в городе было всего два литературных объединения – «Старт» при ДК Ярославского моторного завода и «Ярус» при газете «Юность», а поэтическая атмосфера была концентрированнее. Сейчас в Ярославле нет поэтической среды, каждый норовит жить и творить наособицу.

– Наш разговор хотелось бы продолжить новостью из Интернета. С 17 по 29 августа по инициативе Приволжской книжной палаты в крупных городах, расположенных на Волге, пройдет акция «Литературный теплоход – Волжская волна 2016». Начнется литературный круиз в Москве, откуда отправится двухпалубный теплоход, рассчитанный на 150 человек. Лайнер побывает в Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Казани, Ульяновске и Самаре, где будет совершать остановки для проведения однодневных мероприятий и ярмарок. А теперь вопрос. Если на фестиваль пригласят ярославских поэтов, кто бы, на ваш взгляд, Любовь Николаевна, мог достойно представить ярославскую поэзию?

– Ой, заинтриговали! Сама хочу! С собой прихватила бы Леонида Советникова и Владимира Перцева. Уж не знаю, насколько достойно представили бы они ярославскую поэзию, но они работают серьезно.

– Еще хотелось бы узнать, как реализуется поручение руководителя правления СРП Светланы Василенко по составлению ярославского «вагончика» для очередного выпуска альманаха «Паровозъ»?

– Вагончик отправлен по назначению в конце лета прошлого года и благополучно доехал до Москвы, получив одобрение Светланы  Владимировны. Конкретные сроки, в которые ярославский вагончик будет прицеплен к «Паровозу» и отправится в путь, не уточнялись. Будем надеяться, что сие произойдет в этом году.

– И последний вопрос. Почему современная поэзия теряет читателей или это совсем не так?

– Современная, возможно, и теряет. И теряет именно потому, что и современный читатель нынче тоже где-то потерялся. Ведь хороший читатель – явление не менее редкое, чем хороший поэт. Поэзия – это область подсознания, область чувств. Проникнуться ею – это тоже труд, труд души.
Современная же поэзия нынче дала крен в сторону прагматизма, то бишь становится пищей для ума, а не для души. А за судьбу поэзии вообще я спокойна. Хорошие стихи по-прежнему востребованы, и не только в соцсетях, где нынче в большой чести Пушкин, Тютчев, Блок, Цветаева, Ахматова, Мандельштам, но и в библиотеках.

Беседовал Олег ГОНОЗОВ


Рецензии
Хорошо поговорили!
:)

Антосыч   14.04.2016 10:04     Заявить о нарушении