Память о погибших в Гражданской войне

     Гражданская война 1918 - 1923 годов оставила свой след на Урале. Тяжёлые бои были за Кыновский завод, село Кын. Что происходило там, на Чусовой, что пережили местные жители? Что мы вообще знаем о той войне, не считая забитых в голову со школьной скамьи штампов советской пропаганды и "революцьонных" песен?
Мы вообще что-то знаем?

     "Смелые" любители погорланить на митингах, желающие "поднять" тех – на этих, одну часть народа на другую, – хотели бы они сами оказаться на месте кыновлян холодной зимой 1918-ого? Сомневаюсь. Попробуем перенестись в те дни…

     *** БОИ ЗА СЕЛО КЫН ***

     Кын оказался крепким орешком для обеих сторон. Белые прозвали Кын "осиным гнездом" за сопротивление. И красным было взять и удержать Кын тяжело. Село Кын, как и станция, семь раз (!) было взято штурмом, переходя от красных к белым и обратно.

     Кыновляне были в ужасе от войны, которая свалилась им на голову и не были в большинстве своём ни за тех, ни за других, осуждая убийства людей. Охотники из местных вообще уходили в лес, не желая воевать ни за кого.

     Красные использовали колокольню Троицкого храма как пулемётную площадку (!). При изучении архивов оказалось, что это излюбленный приём, который часто применялся китайскими "интернационалистами" в Гражданскую войну от Волги до Дальнего Востока. Влезть на колокольню (высотную доминанту) и лупить оттуда из пулемётов по всем подряд. И по жителям, чтоб боялись выходить из домов, и по противнику заодно.

     Местные жители показали мне, где находились при штурме позиции белых. От метеостанции я пошёл в сторону Троицкой горы, искал следы коммуникаций в лесу и … нашёл. Окопы почти сровнялись с землёй, но очертания брустверов ещё достаточно чётко видны.

     Однако Троицкую церковь, откуда вели огонь красные, мне мешал увидеть частый лес, поэтому всё же появились сомнения. Эх ты, сказали мне, этот лес-то уже потом вырос! И правда.

     Я наяву видел боевые порядки Белой Гвардии и Чехо-Словаков! Как с колокольни что-то вопили на непонятном языке, раздавались немецкие команды и пули очередей из "Максимов" взрывали землю на бруствере. Как шли в бой совсем молодые юнкера Белой Гвардии под бело-сине-красным российским флагом (иные знамёна в своих частях Колчак строго запретил).

     Как наступали чехи и словаки с Георгиевскими крестами на груди, с бело-красным знаменем Чехии и бело-сине-красным знаменем Словакии, так похожим на российский флаг. Как внизу, под ураганом из пуль и снарядов, по берегам Кына в домах попрятались жители, молясь о спасении души…
     Ударили двадцатиградусные морозы, Кын завалило снегом.

     По рассказу А.Иванова, "… красные с колокольни и вершины Плакун-горы из пулемётов скосили батальон юнкеров и даже не разрешили захоронить трупы, приказав местным жителям оставить юнкеров лежащими на дороге.
     Последний свой штурм красные предприняли уже в декабре, пролежав под огнём в снегу целый день: "Либо в тёплую избу, либо в мёрзлую землю". В итоге зимой 1918 года Кын достался белым и красные отступили. Вновь Красная Армия заняла Кын только летом 1919 года.

     Понятно, что история пишется победителями. Героизм красных даже при отступлении (а иногда и позорном бегстве) да лютые зверства белых (о зверствах красных упоминать было как-то не принято).  Для более объективного взгляда советую прочесть воспоминания жителей села Кын о тех днях, бережно собранные краеведом С.А. Гринкевичем.

     *** ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ  ИГОРЯ ЛЕОНИДОВИЧА ЮГОВА ***

     "В гражданскую войну моей бабке было 15 лет, она 1903 года рождения. Она так говорила: "Не верь, когда белых ругают. Белые, если что у крестьян брали, то всегда платили". Когда белые стояли в Кыну в 1918 году, моя бабка жила на Долгом Лугу. Заболели у нее зубы, пошла к врачу. На окраине Кына – белая застава. Пропустили ее. Врач, офицер в погонах, зуб ей вылечил, а на  следующий день – и второй… А когда пришли красные, то пленных белых офицеров расстреляли на Мерзлой горе. Отвели их  к  полевой меже, что по дороге в Кошкину, и там расстреляли, там и зарыли. Было офицеров четверо…

   А в деревне Деменевой местный мужик навел ночью белых на красных солдат. Они ночевали в овине. Белые ночью пробрались и штыками покололи красных. 
У жены моей, Татьяны Александровны, дед в мировую войну воевал, вернулся с крестами на груди. Когда началась гражданская война, он не пошел ни к белым, ни к красным, в лес ушел, там всю войну и прятался, жил охотой".
 
     *** ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ  И.А. ПАРШАКОВОЙ ***

     И.А. Паршакова, ссылаясь на слова матери, рассказывала: "Простые жители села совсем не разбирались в происходящих событиях, их охватывал страх при любых военных действиях как белых, так и красных".

     *** ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ  МАРГАРИТЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ НОВИКОВОЙ ***

     "Мой свекор Алексей Иванович Новиков (1895 - 1966), житель деревни Грязнуха, рассказывал о расстреле молодого красивого белого офицера  красноармейцами на лесной дороге в месте, называемом жителями деревни "Елашка". После ухода красных жители не посмели даже насыпать холмик на месте гибели белогвардейца. Почти все жалели, что он погиб таким молодым…
     Алексей Иванович помнил также о гибели трех моряков, повешенных  белогвардейцами у пакгауза на станции Кын".

     *** ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ СТЕПАНИДЫ ЛАЗАРЕВНЫ ЕЛОХОВОЙ ***

     "… красные повесили отца на станции. Был он знатным охотником и рыбаком. Все лесные тропки знал… Мама рассказывала: "Сидим мы за столом, обедаем, а тут солдаты явились, как потом оказалось, белые: "Веди нас прямой дорогой". А попробуй откажись, расстреляют на месте. Он их провел. Круговой дорогой 27 километров было, а напрямую - 15. Потом красные его встретили и повесили в 1918 году…".
     Помнили кыновляне и случаи, когда красные забирали  у людей продукты питания и лошадей.

     *** ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ НИНЫ НИКОЛАЕВНЫ ЖЕЛОНКО ***
 
"Мой дед, Иван Дылдин, а с ним и Шостин, были расстреляны белыми в 1918 году..."

     *** ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ТАМАРЫ ИВАНОВНЫ КЛЯЧИНОЙ (ЛЕЖНЕВОЙ) ***
 
     "Фамилия наша Лёжневы, по преданию, французского происхождения. Был такой пленный француз ле Жен. Он попал  в Россию во время какой-то войны, женился на нашей девушке, отсюда и пошли Лежневы. В революцию и гражданскую войну мой дед  был за красных. Работал он в то время на Лысьвенском заводе.

     Отправили его большевики в Кын создавать большевистскую ячейку – в Кыну ведь много было рабочих с бывшего Строгановского завода. Летом 1918 года пришли колчаковцы, и дед ушел в лес, но по ночам иногда в дом наведывался.
    
     На Долгом Лугу жил кержак Авдейка Арапов, хозяйство у него было большое, богатое. Он, говорят, и донес на деда. Тут деда и арестовали, увезли на станцию Кын и расстреляли у железнодорожного полотна, где сейчас памятник. Там не только венгров расстреляли, но и наших, кто был за красных".

     *** ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ  ВЛАДИМИРА ВАСИЛЬЕВИЧА РАЧЕВА (1900 - 1933) И АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ РАЧЕВОЙ (1902 - 1973) ***

     "… Среди жителей были люди, помогавшие красным. Однажды белогвардейцы согнали на площадь весь народ и велели выдать  женщину Екатерину Афанасьевну Петрову, которая прятала раненых красноармейцев. Но люди молчали,  и тогда белые приказали расстреливать каждого пятого человека. Мать Александры Федоровны оказалась, к счастью, третьей, бабушка – четвертой".

     Белые выстроили жителей Кына и предъявили ультиматум: либо сельчане "сдают" своих, кто был в партизанском отряде красных либо каждого пятого расстреляют. Люди выбрали молча второй вариант…
    Белые расстреляли одиннадцать заложников под камнем Гребешки на берегу Чусовой.

     Получается, и при тех, и при других был террор! Нельзя одобрять убийства простых мирных людей, во имя чего они бы ни совершались.

     С одной стороны, кыновляне сочувствовали морякам, повешенным белогвардейцами у пакгауза на станции Кын, оплакивали своих из числа заложников, расстрелянных белыми у Гребешков.

     С другой стороны, местные жители жалели молодого и красивого белого офицера, расстрелянного красными в Елашках, и тех белых офицеров, расстрелянных на Мёрзлой Горе, и молодых юнкеров, и своих односельчан, погибших от рук красных.

     Однако А. Иванов замечает: "Разница заключалась в том, что красный террор был официальной политикой, а белый террор – "инициативой с мест", которую верховная власть всё же не одобряла".

     Кыновляне помнят, как наказывали тех белогвардейцев, которые пробовали открывать в селе огонь без приказа, как белый офицер вступился за сельчанина, обвиняемого в пособничестве красным, и его казнь была отменена.

     Белые увели заложников из села под Гребешки и расстреляли, это факт. А один из местных жителей поведал мне о рассказах старожилов, когда село заняли уже "интернационалисты" и казнили пленных белых и тех, кто им помогал.

     Судя по этим рассказам, красные сделали казнь публичной и более жестокой. Перед всем селом приговорённых вывели на уступ Плакун-горы. Затем их кололи штыками и ещё живых сбрасывали со скалы в реку Кын, которая обагрилась кровью.

     Многие документы (если вообще составлялись) и достоверные свидетельства тех событий (а не рассказы!) не сохранились, проверить истинность крайне сложно. Но если этот рассказ - правда, то тогда замечание А.Иванова ещё раз подтверждается.

     Красные оставили в живых некоторых служителей Троицкого храма – за то, что отпевали погибших красноармейцев. Прямо в ограде Троицкой церкви кыновляне хоронили тех, кого красные казнили на Мёрзлой горе.

     Позже захоронения воинов Белой Армии в том месте были уничтожены советской властью. Ещё на одном месте захоронения белых администрация обустроила школьную спортплощадку (!).

     Однако Память людская всё помнит.
(В селе я узнал историю о том, как мальчишки после войны из любопытства разрыли могилы в ограде храма и как их прокляли за это старухи; пока ребята не выросли, несколько лет ходили по селу, как прокажённые).
    
     Как быть с памятью тем, у кого в семье погибли от рук красных и тем, у кого в семье погибли от рук белых?

     *** ПАМЯТЬ О СОБЫТИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ ***

     В 1967 году в Кыну на месте расстрела белыми одиннадцати кыновлян под Гребешками был установлен памятный белый обелиск. Обелиск сейчас в удручающем состоянии, стёрты надписи, просто белая плита. Кто знает, что это за плита – тот и знает. Люди, ну как же так?

     На станции Кын ещё при советской власти были установлены обелиски в память о казнённых белыми венгерских интернационалистах – под насыпью и у здания клуба.
У разъезда Палёный Лог установлен Памятник погибшему экипажу красного бронепоезда №2 "Мститель".

     Ещё один памятник установлен у братской могилы на въезде в село Кын со стороны станции, в которой похоронены 18 жителей села, убитых в ноябре 1918 года.

     Но и потомки белых, погибших русских солдат и офицеров, воинов из чехов и словаков, имеют право знать, где их могилы, как они погибли, хотят воссоздать воинские  мемориалы.

     В память о погибших в России воинах Третьего Чехо-Словацкого Яна Жижки полка потомками легиона из Чехии и Словакии в 2008 году был установлен Крест у беседки близ родника, по лесной дороге от Верх-Нейвинска на скалы Семь Братьев. "Потомки красных" уже нацарапали на нём надпись "Смерть оккупантам".
Войне нет конца! Среди нас до сих пор есть "белые" и "красные".

     Представители чехословацкого легиона прибыли и в Кын, выступив с инициативой открытия мемориальной доски на территории станции Кын, восстановления исторической справедливости, ведь в боях за станцию пали не только венгры, но и русские, и чехи, и словаки.

     В 2010 году в рамках проекта "Кын-реалити" это было сделано. Йиндржих Ситта, с чехословацкой стороны, и Александр Протасевич, зам. министра культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края,  открыли мемориальную доску, посвященную памяти солдат и офицеров Сибирской армии и Чехословацкого корпуса, погибших в 1918-1919 гг. в боях за станцию Кын.

     *** КЫН-РЕАЛИТИ. РЕКОНСТРУКЦИЯ БОЯ ЗА СТАНЦИЮ КЫН ***

     И всё же, возможно ли примирение потомков уже в XXI веке? Ведь города Урала и с другой стороны, Чехии и Словакии - традиционно были побратимы.

     На 70-летие Великой Победы в Отечественной Войне 1941-1945 годов, в отличие от остальных западных лидеров и некоторых руководителей стран, "союзников России", президент Чехии Милош Земан посчитал своим долгом приехать на Парад в Москву!

     При поддержке администрации Пермского края и Лысьвенского района в 2010 году был проведён замечательный проект "Кын-реалити" по восстановлению истории села Кын и одноимённого посёлка на станции.

     В рамках проекта в августе 2010 года члены военно-исторических клубов Чехии, Перми и  Екатеринбурга, Москвы и Уфы, Тольятти и Самары произвели реконструкцию боёв августа 1918-го года за станцию Кын у Орёл-горы. Руководил "операцией" историк Гражданской войны, кандидат наук Николай Копылов из Московского гуманитарного института.

     Было и обмундирование, соответствующее периоду гражданской войны, и вооружение бойцов пулемётами "Максим" и винтовками со штыками. Кыновляне, затаив дыхание, смотрели за ходом сражения, с обеих сторон гремело русское "Ура!" и "Вперёд!". Для представителей СМИ организаторы (историк Михаил Нечаев, Алексей Стаценко, Йиндржих Ситта) провели пресс-конференцию.

     В КЫНУ, В ЗНАК ПРИМИРЕНИЯ СТОРОН, рядом стояли "красные" и "белые":
и в карауле на открытии мемориальной доски на станции Кын, и у могилы красноармейцам в Паленом логу.
     После "боя" на Орел-горе они вместе фотографировались на память. Представители Чехо-Словацкого легиона, в том числе военнослужащие армии Чехии Милан Мойжич и Радим Храст, выразили искреннюю благодарность администрации Пермского края и Лысьвенского района за открытие мемориальной доски.
Теперь в Кыну есть памятные знаки и в память о красных, и в память о белых.

     *** ВАГОН-МУЗЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ ***    

     На железнодорожной станции поселка Кын Лысьвенского района в 2011 году открыли Вагон-музей Гражданской войны. Открытие вагона стало вторым этапом исторической реконструкции в рамках программы "Кын-реалити".

     "Вагон доставили в Пермский край с Дальнего Востока, часть экспонатов для музея реконструировали по фотографиям. Например, по старым снимкам сшили военную форму, которую носили красногвардейцы и белогвардейцы. В дальнейшем коллекция музея будет пополняться", – отметили создатели нового музея. По замыслу организаторов, музей должен стать передвижным.

     Информацию о Вагоне-музее Гражданской войны привожу по сообщению блогера ©ilerik от 20 октября 2011 года, специально для портала YouPerm.ru.
Экспонаты периода Гражданской войны в Кыну можно посмотреть и в Кыновском музее.

     *** ПОСЛЕСЛОВИЕ ***

     Недавно я видел новый памятник на месте бывшего села Илим: "Илимцам - защитникам Отечества". Он единый – и в память о бойцах Красной Армии, и в память о воинах Белой Армии и царской армии, погибших и в 1914 – 1923 годах, и в 1941-1945 годах. На памятнике присутствуют и Георгиевские ленты, как символы Победы в Великой Отечественной войне, и Георгиевские кресты.

     Дай нам Бог, россиянам, никогда более не повторить тех страшных событий братоубийственной гражданской войны, помнить уроки, которые преподала нам История.

     Наше общество и сейчас неоднородно, по-разному оценивает события прошлого. Тот, кто думает, что всё забыто и быльём поросло – ошибается!
Среди нас – потомки красных и белых, которые чтут память о своих отцах и дедах.

     Оставим в стороне наёмников, бандитов и тех, кто воевал ради наживы, совершал преступления против человечности.
     Вспомним тех, кто воевал за Родину, за Отечество, хотя понимание Родины и Отечества по разные стороны было разное.

     ПАМЯТЬ ПАВШИХ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ ДОЛЖНА БЫТЬ УВЕКОВЕЧЕНА С ОБЕИХ СТОРОН.
Это так важно сейчас, и только так мы станем сильнее.

©Михаил Латышев

Перечень использованных материалов

1. Сообщения СМИ о реконструкции боёв 1918 г в проекте Кын-Реалити, август 2010 года
http://zwezda.perm.ru/

2. Блог ©ilerik, Открытие вагона-музея гражданской войны на станции Кын
Автора: ilerik, специально для YouPerm.ru, 20 октября 2011 года

3. А.В. Иванов. "Message: Чусовая", 2007

4. Материалы Кыновского Музея

5. Материалы народной энциклопедии Лысьвы (http://enc.lysva.ru):
- Гринкевич С.А. "Гражданская война в устных свидетельствах и воспоминаниях жителей села Кын-завод "
- Захарова А. А., Пьянкова Е.Н. "Я пишу историю поселка Кын "


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.