Время смыслов. Глава 85

1. В предшествующей 84й главе я начал исторический анализ аллономики ADH,распространенной на Севере США середины 19 века и тесно связанной с транспозиционной контекстной модальностью, парадигмы социальной идентичности. С помощью свидетельства Токвиля об уважении бедноты и среднего класса американского населения Севера(фермеры, ремесленники, мелкие торговцы и предприниматели,занимавшие контекстное поле H объектов инструментального/властного отношения FH и исполнителей указаний власти/заказчиков,работников и создателей материальных ценностей )к правовым нормам и стоящим за ними абстрактным принципам истины и справедливости (контекстное поле А) мы обнаружили как конкретно тематизировалось содержание полувертикальной референциальной линии НА, связывающей ценности/работников Н с правовыми нормами/абстрактными принципами (контекстное поле А). Референциальная линия является ведущей линией аллономики.

2. Но уважение трудовых масс Севера к правовым нормам и принципам это только один из аспектов референциального отношения. Другим, не менее, если не более важным аспектом такого отношения было стремление к самосовершенствованию, к тому, чтобы в той или иной степени приблизиться к данному абстрактному идеалу. Вот, что пишет Токвиль о стремлении простых американцев изменить свое положение и добиться большего уважения в чужих и собственных глазах путем приближения к идеальной норме поведения, то есть (в терминах нашей матрицы) путем движения вверх по референциальной линии.

Равенство вносит в человеческий ум много идей, которые без него туда бы не попали,и оно меняет почти все идеи,которые были там прежде.Я возьму в качестве примера понятие человеческого совершенствования,ибо это одна из главных идей,порождаемых мыслью. Она сама по себе составляет большую философскую теорию,последствия которой можно наблюдать ежедневно в том как ведется дело.

Хотя человек во многих отношениях похож на животных, одна особенная черта свойственна только ему одному: он улучшает себя, а они нет. Человечество с самого начала не могло не обнаружить эту истину. Таким образом идея совершенствования стара как мир, равенство не породило ее, но придало ей иной характер.

Когда граждан разделяют по рангу, профессии или по рождению и когда все обязаны следовать по тому пути, который перед ними открывают обстоятельства, каждый думает,что он может видеть близко перед собой последние пределы человеческих свершений и никто не пытается сражаться против неизбежной судьбы. Не то, чтобы аристократические народы абсолютно отрицали человеческую способность к совершенствованию, но они не представляют ее себе неограниченной. Они мыслят в терминах улучшения, а не коренного изменения, они полагают, что условия в обществах будущего будут лучше,чем теперь, но по существу теми же.Допуская что человечество серьезно продвинулось вперед и возможно будет способно двигаться дальше,они заранее предполагают определенные непреодолимые пределы такого прогресса...

Но когда касты исчезают и классы сближаются,когда людей смешивают вместе и меняются привычки, обычаи и законы, когда новые факты требуют к себе внимания и обнаруживаются новые истины, когда исчезают старые концепции и на их место приходят новые, тогда человеческая мысль представляет себе возможность идеального, но все время ускользающего совершенства.

Каждый человек видит, что постоянно происходят перемены. Некоторые из них оказываются к худшему, и он хорошо понимает, что нет такого народа и такого индивида, каким бы просвещенным он ни был, который обладает непогрешимостью.Другие перемены улучшают его жизнь, и он приходит к выводу, что человек как таковой наделен бесконечной способностью к совершенствованию. Его неудачи учат его тому, что никто не открыл абсолютное благо,его успехи вдохновляют его искать его неустанно. Так вот, всегда в поиске, падая и вновь поднимаясь, часто разочаровываясь,никогда не отчаиваясь, он постоянно стремится к необозримому величию, которое неясно,мельком вырисовывается в конце длинного пути, по которому должно следовать человечество.

Трудно даже представить себе сколь многое естественным образом выводится из этой философской теории бесконечной способности человека к совершенствованию и какое огромное влияние она оказывает даже на тех, кто, сосредотачиваясь исключительно на действии, а не на мысли,в то же время поступает в соответствии с теорией, о которой он сам ничего не знает.

Я однажды встретил американского моряка и спросил его, почему в его стране корабли делают так, что они долго не выдерживают. Он сходу ответил что искусство мореплавания развивается так быстро, что даже лучшие суда будут почти бесполезны, если продержатся больше нескольких лет. (Tocqueville 1969, 452/453 т.2,ч.1,гл.8).

3. Так же как в другом отрывке Токвиля о движении американских поселенцев на Запад,цитированном мной в начале посвященного американскому обществу раздела этой книги, Токвиль дает здесь блестящее описание транспозиционной контекстной модальности с ее непостоянством и вечным стремлением к переменам. Но именно в силу этой крайней изменчивости жизненных форм и обычаев внутри этой модальности,люди жившие в этих условиях нуждались в общих, абстрактных принципах независимых от происходящих перемен и в тоже время позволяющих эти перемены осмыслить. Так моряк, определяющий свой путь по карте нуждается в неизменной и устойчивой координатной сетке.

4. Возвращаясь к нашей матрице мы можем интерпретировать это стремление к совершенствованию, как движение от конкретных ценностей Н к абстрактным нормативным идеалам А вдоль референциальной линии НА. Американское общество того времени на Севере действительно было охвачено эти стремлением к внутреннему и внешнему совершенствованию. Об этом писали и говорили философы, политики, социальные реформаторы и проповедники.Мощное религиозное движение этого периода, известное в американской истории как "Второе Великое Пробуждение (The Second Great Awakening)в лице своих наиболее влиятельных и авторитетных представителей, таких, как известный проповедник и непримиримый противник рабства Чарльз Финни, основатель Оберлин Колледж, куда принимали афроамериканцев и женщин,утверждало необходимость постоянного внутреннего реформирования и практической реализации принципов социальной справедливости, включая отмену рабовладения. В следующей 86й главе мы посмотрим на другие аспекты аллономной парадигмы идентичности в том виде в каком она находила себе выражение в обществе северных штатов середины 19 века.

Конец главы.


Рецензии
"Хотя человек во многих отношениях похож на животных, одна особенная черта свойственна только ему одному: он улучшает себя, а они нет. Человечество с самого начала не могло не обнаружить эту истину. Таким образом идея совершенствования стара как мир, равенство не породило ее, но придало ей иной характер."

Леонид, "начало", когда стали происходить изменения человека, это ДЕМОКРАТИЯ, эпоха демократии.
Первобытный период развития человека заканчивается созданием частной собственности, и только первобытному человеку характерно равенство.

Затем началось НЕРАВЕНСТВО. Переход к демократии начался с момента начала борьбы человека за увеличение собственности, сильные убивали и отнимали собственность у слабых, которых в дальнейшем нанимали для работы на своей собственности.
С этого момента общество разделилось на СОБСТВЕННИКОВ и РАБОВ!

Право на жизнь человека в первобытном периоде развития обеспечивалось Природой!

Право на жизнь при демократии стало обеспечиваться правом на владение и управление частной собственностью для собственников(сильных) и правом на труд для рабов(слабых)!

Поэтому, инструментом развития человека и общества стало НЕРАВЕНСТВО!

Поэтому, демократия, это эпоха включения мозга человека в процесс совершенствования самого человека!
Пока величиной , характеризующей развитие человека является изменения численности населения(рост и снижение) и рост средней продолжительности жизни человека!...

Геннадий Загрунный   13.04.2016 22:38     Заявить о нарушении
Геннадий, текст цитаты, который Вы взяли,не мой, это Токвиль в моем переводе. Токвиль же здесь воспринимает именно равенство примером которого для него является Америка,очень позитивно, как расширение умственных горизонтов и как большой стимул для человеческого развития и совершенствования. Мне здесь было интересно его свидетельство о современном ему американском обществе на Севере. Что касается самого вопроса о том, что больше способствует развитию равенство или неравенство то это отдельная тема и думаю что это получается по разному в разных конкретных исторических ситуациях.

Леонид Бликштейн   14.04.2016 01:43   Заявить о нарушении
Америка никогда не стремилась к равенству, цель- прибавочная стоимость!...это основа и весь смысл развития человека и общества!...
Равенство, как в первобытном периоде, может быть достигнуто только в результате достижения цели развития человека и общества - создание такой собственности, которая обеспечит право на жизнь человека за счет права на владение и управление этой собственностью(а право на труд будет упразднено!)

Геннадий Загрунный   14.04.2016 11:48   Заявить о нарушении
Социальное и политическое (не имущественное)равенство, включая равенство граждан перед законом, было и остается важной ценностью для американского общества. Очень многие американцы высказывают тревогу по поводу крайнего экономического неравенства, которое мы сейчас наблюдаем и его негативных последствий для демократии. А насчет роли равенства в Америке 19 века будет материал в новой 86й главе, именно угроза равенству определила негативное отношение Севера к рабовладельческой аристократии и способствовала распространению аболиционизма. Что касается будущей замены труда владением, мне кажется что без труда, в широком смысле слова, как осмысленной целенаправленной активности на благо близких и общества не может быть достойной человеческой жизни

Леонид Бликштейн   14.04.2016 15:32   Заявить о нарушении
Ещё раз отметим, что причиной развития стало экономическое неравенство.
Но тут есть такая "тонкость", если это можно так назвать.
Эта "тонкость" состоит в том, что величина этой разности играет разную роль на разных этапах развития человека и общества.
Так после эпохи первобытного развития с началом демократии разность была незначительной и способствовала развитию человека. Но она(разность) имела тенденцию к увеличению, развитие прекратилось, начался застой, который уже на стадии монархий и империй перешел в стадию вырождения населения(снижения средней продолжительности жизни человека и снижению численности населения).
А за 150 лет либерального развития Запада средняя продолжительность жизни возросла там до 85-90 лет!
http://www.proza.ru/2015/10/18/135.

Геннадий Загрунный   14.04.2016 16:02   Заявить о нарушении
Интересное наблюдение! Вполне возможно, что величина разности действительно играет роль и небольшая разность стимулирует общественное развитие, а большая наоборот способствует стагнации и разрушает общество. Но кто же будет регулировать эту разность? Те самые люди, которые на ней наживаются? Вряд ли такая регуляция осуществима. Для этого люди должны переживать за все общество, а не выдвигать вперед личное благополучие. Но если вся культура поставлена на обеспечении личного благополучия, то откуда взять таких людей?

Леонид Бликштейн   15.04.2016 01:53   Заявить о нарушении