Трудно первые сто лет!

     Бурлит и ревёт по весне речка Кын. Собирая воды с Лазаревого и Мягкого Кына, с Мёрзлого и Грязного да с Каменного Кына, катит река стремительный поток по руслу вниз к Чусовой, взламывая лёд. В час ледолома на Чусовой на всю округу в Кыну разносится оглушительный грохот и гул!

     Гул минувших веков, расцвета заводов Урала доносится до нас…
     Как были устроены уральские горные заводы?
     Расскажу историю становления Кыновского завода Строгановых с 1760 по 1857 годы.

     *** УСТРОЙСТВО ПЛОТИНЫ И ФАБРИК ***

     Для устройства завода на Урале искали железную руду и речку, которая имела бы достаточный для производства поток воды. Желательно было, чтобы завод стоял поблизости от годной для сплава или судоходства реки. Для строительства завода реку перегораживали плотиной, набирали воду в пруд.

     Плотины были устроены непросто, их строили "плотинныя мастера". Имя плотинного мастера Кыновского завода, к сожалению, неизвестно. В основание плотины вбивали сваи, укрепляли плотину "свинками" – бревёнчатыми срубами из лиственницы, заполненными утрамбованной глиной. Скаты укреплялись камнями, закрывались дёрном.

     Весной при большой воде от разрушения плотину спасал "вешняк" – большой водосброс с тяжёлыми створками. При большой воде створки открывались и из пруда сбрасывались излишки воды, в остальное время створки водосброса держали закрытыми.

     На основном "прорезе" плотины строился водосливной мост из лиственничных плах в виде ступенчатой эстакады. На ступенях эстакады располагали "водобойные колёса". Вода поступала из пруда на водобойные колёса по особым деревянным лоткам – "водяным ларям". Под действием падающей воды колёса вращались и приводили в движение меха для наддува в домнах, многопудовые молоты для дробления руды и проковки чугуна в железо, лесопильные механизмы.

     "Фабрики" (цеха завода) требовалось располагать прямо под плотиной, рядом с водяными колёсами. Доменные печи для литья чугуна пристраивались рядом к склонам плотин. Рядом строилась кричная (железоделательная) фабрика, "заводские избы" – кузнечная, токарная, литейная, сверлильная и прочие по надобности. Готовая продукция складывалась в "магазины" (склады) до отправки по реке барками.

     *** УГЛЕЖЖЕНИЕ ***

     Для нормальной работы завода требовалось много угля! Например, в 1845 году в Кыновском заводе израсходовано 29 тысяч коробов угля: на выплавку 100 тысяч пудов чугуна и на выковку 65 тысяч пудов железа.  Поэтому горным заводам был нужен отвод "лесной дачи" – лесного фонда для работы углежогов. В течение года в Кыновском заводе на углежжение и вывоз угля наряжалось от 900 до 1200 крестьян.

     Заготовка угля начиналась с "куренной": с конца марта до начала июня предварительно готовили дрова для выжига угля. С  исхода августа до октября делали "складку" дров в "кучи", затем в кучах выжигали уголь по непростой технологии. Зимой, с начала декабря до начала марта, уголь вывозили из куреней в завод.

     *** ПРИРОДНЫЙ РИТМ ГОРНЫХ ЗАВОДОВ ***

     Старые горные заводы подстраивали свой ритм под суровую природу Урала! Только в определенные месяцы рубили лес и жгли уголь. Дорогой, водным путём, была сама река, зимой возили грузы по санному пути. Раз в год по весне отправляли готовую продукцию. Для сплавов железа на барках и коломенках на реках строились пристани, устраивались плотбища. Заводские пруды весной спускали, чтобы "налить" Чусовую, обеспечивая сплав "железных караванов".

     Один-два раза в год доставлялись в завод  закупленные машины и механизмы, материалы и запчасти. Летом на месяц завод закрывался, а рабочие уходили на сенокос - крестьянская "страда"!  Зимой, когда день короче, в заводе работали смену по 8-10 часов, а весной-летом, когда день длиннее,  работали смену по 10-12 часов.

     *** ПОСТРОИТЬ ПОЗВОЛИТЬ … ***

     Главной же была морока из морок - заводчикам не так-то просто было получить от властей разрешение на строительство завода да на отвод рудника и лесной дачи, не говоря уже о пристани на Чусовой. Сталкивались интересы и казны, и Демидовых, и Строгановых с Шуваловыми.

     Ещё в 1735 году приказчик Строгановых Наумов нашел недалеко от речки Баранчи поблизости от Жеребцовой горы старую яму, а  в ней – куски магнитной железной руды. В 1739 году место под будущий завод было обследовано и выбрано маркшейдером Сергеем Кравцовым – близ устья реки Кын на Чусовой, к тому же удобно построить пристань и плотбище рядом с заводом. До Баранчинских рудников, правда, далековато, почти сто вёрст будет. Зато руда есть!

     В 1753 году по просьбе Николая Строганова "ученик геодезии" Оботин и плотник Ермаков, государственные люди от Канцелярии Главного заводов Правления, свидетельствуют о годности выбранного места под Кыновский завод. Возможно, тот плотник Ермаков и был первым плотинным мастером нового завода?

     Много лет Барон Николай Строганов вёл тяжбу с Демидовыми за Баранчинские рудники (и не без помощи Государева Межевщика, графа Петра Шувалова!), да ещё столько же лет – улаживал споры с родственниками за место под завод…

     И вот – в 1758 году Николай Строганов наконец-то подаёт прошение в Берг-коллегию об отводе земель под строительство завода на реке Кын. Барон умирает в том же 1758 году, так и не узнав, что всё-таки добился своего!
     В начале 1759 года Указ Берг-коллегии и Указ Императрицы Елизаветы Петровны закрепляют права Барона Николая Строганова на Баранчинские рудники и на место под завод на реке Кын.

     Выписка из Указа Берг-коллегии, генваря 20-го дня 1759 года:
     "…велеть…железныя Баранчинские рудники записать за помянутым Бароном Николаем Строгановым…
     …что же принадлежит до построения и переплавки тех руд завода и под то строение Канцелярия Главнаго заводов Правления представляет заспособное место на речку Кыну буде согласятся от протчих двух Баронов Строгановых…

     …для переплавки тех руд в железо означенному Барону Николаю Строганову на речке Кыну… действуемой доменной завод с пристойным числом молотов, сколько оная речка Кын действие молотов поднять сможет, построить позволить…"

     УКАЗ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА САМОДЕРЖИЦЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ

     "…  вышепоказанные рудники приписать к новостроящемуся на речке Кыну доменному заводу, и о владении вышеписанным заводом и рудниками означенному Барону Николаю Строганову дать указ с прочётом, и Господам Генерал Губернаторам, Губернаторам, вице Губернаторам, воеводам, прочим начальствующим о вышеписанном ведать, и чинить по сему ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА УКАЗУ…
     Дан в Москве  февраля 16-го дня 1759 года."   

     *** ИСТОРИЯ КЫН-ЗАВОДА 1760-1789 гг. ПЕРВЫЕ ШАГИ ***

     Кыновский завод достался при разделе наследства младшему сыну Николая Строганова – барону Александру Николаевичу Строганову. Он-то и занялся окончательным сооружением завода. Для строительства из имений Строгановых в Кын были переселены крестьяне Оханского и Соликамского уездов – из сёл Нердвинского, Богоявленского и Григорьевского.

     Первую плотину (Среднюю) построили на реке Кын между Мёрзлой горой и Троицкой горой в 1760 году. Она была небольшой – 50 саженей в длину, 15 саженей в ширину и 4 с половиной сажени в высоту. (Казённая сажень равна трём аршинам и составляет 2,136 м, пятьсот саженей = 1 верста). Подпорную стенку на берегу выложили камнем. Здания кричной фабрики и остальных, кроме домны, были деревянными.

     Для главной улицы села проложили дорогу через плотину к церкви и площади с лавками и заводской конторой. Дома рабочих и служащих строились вокруг, по улицам в логах и на склонах гор, террасами.

     Первую продукцию Кыновский завод выдал в 1762 году, поставляя в основном чугун на Елизавето-Нердвинский и Екатерино-Сюзьвенский заводы Строгановых и на их соляные промыслы.

     *** 1789-1817 гг. ГОСОБОРОНЗАКАЗ ***

     В 1789 году умирает барон Александр Николаевич Строганов, завещав Кыновский завод сыну Григорию. Выдающийся дипломат, посол России в Испании, Швеции, Турции, Григорий Александрович Строганов получает в 1826 году титул графа за заслуги перед Отечеством от Императора Николая Павловича.

     К этому времени завод осваивает военное производство. Уже тогда уральские заводы становились надёжным тылом русской армии! В 1789 году в Санкт-Петербург и Калугу с Кыновского завода было отправлено 2150 пудов бомб, 1282 пуда ядер и 49 пудов дроби.

     Кыновские умельцы придумали даже специальную машину для заглаживания ядер. В Отечественную войну 1812 года русская армия щедро "угощала" французов отличными ядрами Кыновского завода. "Забил заряд я в пушку туго!" – отмечает М.Ю.Лермонтов в "Бородино".

     В 1804 году Кыновский завод был сдан в аренду А.А.Кнауфу. В 1817 году Григорий Строганов обнаруживает, что завод пришёл в полное опустошение и попросту разорён! Он возвращает завод из аренды.

     *** 1818 – 1857 гг. ЗАВОДСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ГРИГОРИЯ СТРОГАНОВА ***

     Вместо закрытия обветшавшего завода Григорий Строганов решается на его восстановление. Строятся новые каменные цеха.  Кыновский завод обретает новую жизнь!
     В 1818 году Григорий Строганов начинает строительство Верхней плотины с прудом у Ильинской горы и при ней новой домны Григорьевского завода.  Правый и левый берега за плотиной были укреплены пятью рядами тесаных каменных блоков, верхние ряды которых скреплены железными коваными скобами.

     В Григорьевском заводе на Верхней плотине всего действовало две домны (сначала построена Григорьевская, затем – Александровская, в честь отца) для выплавки чугуна из руды. Воздух в домны нагнетался кожаными мехами, работающими под действием водобойных колёс. Полученный чугун разливался в изложницы, формы для получения слитков. Домны не гасились, поддерживался жар, иначе получишь "козла" в печи – застывшую массу переплавленной руды, домна выйдет из строя.

     Для получения сортового и листового железа слитки чугуна отправляли ниже, в железоделательный завод на Средней плотине. Там слитки чугуна отковывались на "молотовой фабрике" мощными молотами, действующими от водобойных колёс.

     К 1830 году строятся новые каменные цеха для изготовления листового железа, толстого и кровельного, а также катальное производство.

     К 1837 году граф Григорий Строганов строит  Нижнюю плотину ближе к устью Кына, у Плакун-горы. При плотине возводится новая деревянная пильная мельница с водяным приводом. В двух верстах выше Григорьевского завода  для накопления воды строится четвёртая земляная плотина. В результате постройки новых плотин запас воды для работы завода увеличился в 3 раза.
 
     Каков же результат преобразований графа Строганова?
     К 1840 году завод был полностью модернизирован по единому проекту и имел в своем составе каменные корпуса кричной и катальной фабрик, чугуносодержательного и железосодержательного магазинов, слесарной и кузницы; провиантского магазина (амбара) и двухэтажной заводской конторы. Первые две паровые машины устанавливаются в каменном "корпусе паровых машин".

     В итоге металл Кыновского завода был представлен на Нижегородской ярмарке. Мощность завода к 1845 году достигла 115 тысяч пудов чугуна в год. Прибыль "эффективного менеджера" графа Строганова от продажи железа составляла до 100 тысяч рублей в год или 1 рубль на 1 пуд продукции.

     Григорий Строганов создал один из лучших заводских ансамблей Урала. Кыновский завод – образец того, как нужно получать качественную продукцию, а не продавать сырьё. Завод собрал все лучшие технологии того времени.
     Нам в наследство остался уникальный сохранившийся комплекс зданий Среднего завода.

©Михаил Латышев

В статье использованы материалы Кыновского музея, исследования Иглиновой А., Гринкевича С.А. "Кыновской завод Строгановых — эволюция производства"; Гринкевича С.А. "В начале был спор, или предыстория Кыновского завода" (Народная энциклопедия Лысьвы enc.lysva.ru)


Рецензии