Доверие

Д О В Е Р И Е

     О доверии мы редко говорим, но сталкиваемся мы с ним практически на каждом шагу. Возьмём, к примеру, обычный нами прожитый день. Мы выходим на улицу, по дороге встречаем знакомых и незнакомых людей. Мы уверены в том, что на нас никто не нападёт, не ограбит… ; мы заходим в автобус и доверяем свою жизнь и здоровье водителю автобуса; заходим в магазин и покупаем продукты. Тем самым мы доверяем всем тем людям, которые вырастили те растения, из которых потом уже другие люди испекли хлеб и все те продукты, которые потом окажутся на нашем столе. И так, на что ни посмотри: на дом, на дорогу, на мост, на самолёт… - всё сделано руками человеческими, руками тех людей, кому мы верим. В то же время эти люди вправе доверять нам. И мы просто обязаны, делая ту или иную работу, делать её на совесть, заботясь о безопасности и благополучии окружающих нас людей. Как писал китайский мудрец: «Если ты пользуешься доверием, не обманывай даже злодея».   Хун Цзычэн
     Что же говорит о доверии русский народ в своих пословицах?
     «Доверие – это основа человеческого счастья», «Доверие – один из главных секретов любви», «Доверие – это настолько большая ценность, что человек готов потерять всё, но только не доверие!»  А всё потому, что «доверие людей легко потерять, да трудно восстановить». «Не доверять друзьям позорнее, чем быть ими обманутым». Вот и выходит, что «Доверие – это важно, а точнее – это всё!» Так думают люди честные, совестливые, богобоязненные, но приходится признать и то, что наш нынешний мир несовершенный и часто можно услышать: «Доверяй, но проверяй». И тут же пословица советует: «Не доверяйте чужим словам, верьте своему сердцу». «Изменчивых да переменчивых остерегайся, а доверишься – не кайся». «У кого нет принципов, тому нельзя доверять». «Доверяя безоговорочно человеку, ты в итоге получаешь одно из двух: или человека на всю жизнь, или урок на всю жизнь». Помни, что «доверие теряют только один раз…»
     Многие ревнивые женщины говорят о своих мужьях: «Я доверяю ему только до порога…»
     «Отсутствие доверия порождает страх». «Теряя доверие к одному человеку, сомневаешься в каждом». «Недоверчивость – первый признак старости». Но «Если человек говорит вам о своих проблемах, он не жалуется, он вам доверяет», и нужно по достоинству оценить его доверие.
     П. Буаст писал: «Недоверчивость – это маяк мудреца, но он может разбиться о него», ведь обида уйдёт, а доверие не вернётся».   
     «Доверять нужно не земному, а вечному». Свято помни, что «Чужую тайну не поверяй никому!» Доверяйте тем людям, которые умеют видеть в вас три вещи: печаль -  скрывающуюся за улыбкой, любовь - скрывающуюся за гневом и причину вашего молчания.
     Перед тем, как открыть рот, вспомните то, что говорил Лев Толстой: «Каждому человеку, которому ты даришь своё доверие, ты даёшь в руки меч! Им он может тебя защитить или уничтожить…»

     Размышляя над темой «Доверие», мне почему-то вспомнились два друга: мальчик  лет семи и его собака – довольно таки большая собака с пятнами, как заплатами на боках белой длинной шубы.
     Поджидая машину, я медленно спускалась с пригорка к реке. Было жарко и я всего лишь хотела посидеть в тени вербы. Я бы так и сделала, но вдруг услышала детский звонкий голос. Видимо подражая кому-то из  взрослых, мальчик отчитывал собаку за то, что она вспугнула ему рыбу. Тогда мне захотелось посмотреть на этого рыбака. Мне удалось тихо подойти и стать за дерево. Смотрела на рыбаков через развилку ветвей и еле сдерживалась от смеха. Мальчик, в клетчатых закатанных штанишках, с накрест перекинутыми на голой спине лямочками, ловко управлялся с  удочкой. Удилище его вырезанное из лозы, зато поплавок самый настоящий. Рыбак стоял на самом краю мостка, а собака сидела у его ног. Собака сидела, а он стоял, но по росту они были одинаковы. И вот они в четыре глаза следили за поплавком и когда он запоныривал, собака припала на передние лапы и от напряжения стала поскуливать. Мальчик стал подводить леску к берегу и, обходя собаку, прошёл по самому краю мостка. Я, переживая за мальчика, от волнения прижала руки к груди.
     - Да вы не бойтесь. Марфа ему утонуть не даст. Она его за подтяжки уже два раза из воды вытаскивала…
     От неожиданно заговорившего за моей спиной мужика, я прямо таки подпрыгнула с испугу и, чтоб не рухнуть на землю на вдруг обмякших ногах, схватилась за ветку вербы.
     - Вот ещё… А я думал вы слышали, как я шёл. Да вы не переживайте… Витёк под надёжной защитой. Там такое доверие и взаимопонимание, что мы, взрослые, так договориться не сумеем, как ребёнок с собакой.
     И пока мы говорили, я упустила момент, как мальчик снимал рыбёшку с крючка, как бросал её в бидончик с голубенькими цветочками на боку. Теперь он колдовал над крючком, готовя наживку. Зато собака стояла над бидончиком и, глядя вовнутрь на нового жильца, заливисто лаяла.
     Вот именно слова «доверие и взаимопонимание» меня в тот момент глубоко тронули.

                А. Боднарук

                ***


Рецензии
А я верю только МАМЕ!

Алексей Курганов   13.04.2016 08:05     Заявить о нарушении
Достойный ответ! Я тоже верила маме в своё время. Теперь надеюсь, что мои сыны и внуки мне верят.
Спасибо, Алексей!

Анна Боднарук   13.04.2016 10:49   Заявить о нарушении